Конкурсы

Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе

Сценарий родительского собрания для 1 класса на тему «Общаемся и воспитываем»

Составлено и проведено А.Е. Михайловой

Цели:

— закрепить в педагогической культуре родителей способы общения с другими людьми и своими детьми, позволяющие наносить им минимальный ущерб или не наносить его вообще;

— содействовать развитию способности у родителей и педагогов к взаимопринятию, эмоционально-положительному переживанию существования другого, усилению позитивного в личности другого;

— предложить родителям психолого-педагогические практики воспитания детей.

Участники: родители учащихся первого класса или будущих первоклассников, классный руководитель, учителя начальных классов, школьный психолог.

Подготовительная работа

I. За неделю до собрания проводится анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Уважаемые родители, мы чаще всего не задумываемся о правильности нашего «взрослого» решения в процессе воспитания наших детей. Но всегда ли мы осознаем, что именно то, что мы делаем, полезно? Или это то, что называют «не учите меня воспитывать»? Попытайтесь найти какую-либо ошибку в общении с вашим любимым ребенком, совершенную вами сегодня, вчера. Возможно, вам сложно будет признаться в этом. Наша анкета поможет вам в этом, а может быть, вы поймете, что ваше общение с ребенком идеально.

1. В чем, на ваш взгляд, заключаются функции воспитания в семье?

2. Как много времени вы уделяете общению с детьми?

а) общаюсь с ребенком, одновременно занимаясь своими делами;

б) специально отвожу время на общение с ребенком.

3. Чем вы занимаетесь с ребенком в свободное время?

4. Ваше общение с ребенком это ...

а) диалог;

б) я слушаю своего ребенка, но не вдаюсь в подробности его рассказа;

в) я иногда становлюсь «ребенком» в разговорах с ним;

г) я не задумываюсь о том, как мы разговариваем с ребенком, считаю, что это процесс естественный.

5. Вы общаетесь с ребенком в основном на бытовые темы или обсуждаете что-то неизвестное, непонятное ребенку? Приведите примеры, которые вам кажутся наиболее интересными.

6. Бывают ли случаи в общении с детьми, когда вам приходится обсуждать нестандартные темы, которые вас приводят в замешательство?

а) да, мне приходилось говорить на «взрослые» темы с ребенком и мне было трудно построить разговор;

б) да, приходилось, мы часто обсуждаем с моим ребенком «взрослые» темы;

в) чаще всего нет.

7. Считаете ли вы, что с ребенком необходимо быть информационно открытым. Если «да», то как:

а) обсуждать вопросы «ценностных смыслов» («добро — зло», «хорошо — плохо»);

б) обсуждать материальные вопросы семьи.

8. Какую позицию в общении с вашим ребенком вы занимаете?

а) он должен;

б) он может;

в) затрудняюсь ответить.

9. Обозначьте по степени важности смысл вашего общения с ребенком (пронумеруйте от самой важной степени по убыванию от 1 до 7):

— я общаюсь с ребенком, чтобы воспитывать его;

— главное следить, чтобы мой ребенок был здоровым;

— мне интересно общаться с ребенком;

— общаться необходимо, чтобы хорошо знать своего ребенка;

— обязательно сохранить искренность в общении с ребенком;

— общение необходимо, чтобы ребенок был культурным и воспитанным;

— общаться необходимо, чтобы сохранить эмоциональную близость с ребенком.

10. О чем вы хотите услышать на собрании по данной теме? Какие вопросы вас интересуют?

Благодарим вас за искренние ответы!

II. Классный руководитель оформляет конфиденциальный «ящик обратной связи» с надписью: «Уважаемые родители, вы можете задать свои вопросы о проблемах взаимодействия с вашим ребенком педагогам, психологу. Мы попытаемся ответить на ваши вопросы, оказать психолого-педагогическую помощь».

III. Классный руководитель оформляет «Журнал предложений обратной связи» — «Советы бывалого». В данном журнале, по желанию родителей, педагоги могут внести запись о положительном или проблемном опыте общения с «Человеком дошкольного возраста».

IV. Классный руководитель оформляет выпуск педагогической газеты для родителей «Учимся общаться с ребенком», готовит памятку для родителей.

Памятка для родителей

Все люди, так или иначе, совершают ошибки, связанные с общением и взаимодействием. Нередко такие ошибки не осознаются или отвергаются как таковые, однако переживаются, оставляя соответствующий осадок в душе. Иногда они тревожат длительное время, формируют комплекс вины. Попробуйте найти какую-либо ошибку, совершенную вами сегодня, вчера, позавчера и т.п., осознать ее и все, что с ней связано, обратитесь к приведенному ниже перечню:

♦ выделите ошибку, проясните для себя, в чем ее суть;

♦ совершали ли вы аналогичную ошибку раньше или она является единственной в своем роде;

♦ каковы причины, которые привели к ошибке;

♦ пытались ли вы исправить ее в момент совершения или осознали ее как таковую только в настоящий момент;

♦ оправдываете ли вы свою ошибку перед другими (перед собой), не является ли такое оправдание своеобразной защитой;

♦ была ли альтернатива, чтобы избежать ошибки, если была, в чем она состояла;

♦ каковы последствия ошибки, извлекли ли вы из нее какие-либо уроки, в чем состоит «позитив» совершенной ошибки;

♦ тревожат ли вас действия, которые вы отнесли к ошибочным, в чем это проявляется.

Если вы желаете, проанализируйте свою ошибку вслух, расскажите об этом другим.

Как можно отнестись к собственным ошибкам? Выделить, проанализировать, извлечь уроки. Найти позитив и забыть — это в прошлом, которого атакой форме уже никогда не будет.

V. Члены родительского комитета помогают оформить плакаты:

— «Мысли великих людей о воспитании»;

— «А знаете ли, вы что...» (как воспитывают детей на Западе).

VI. Классный руководитель организует «рисовальные пробы» с детьми «Моя семья», оформляет выставку детских рисунков.

VII. На магнитофон записываются творческие рассказы детей на тему «Рассказы о моей семье»

VIII. Родители заранее разбиваются на группы и готовят групповые информационные презентации на тему «Традиции нашей семьи»

IX. Классный руководитель готовит видеоматериалы:

— «Как мы общаемся в моделях взрослый — ребенок, взрослый — взрослый»;

— «Проблемные ситуации общения».

X. Классный руководитель изготавливает приглашения для родителей:

Уважаемые родители (ФИО)!

Если вы считаете, что ваше отношение к детям и общение с ними строится на основе любви и принятии ребенка таким, каков он есть, вы понимаете, что любовь бывает разной (она может принимать форму жертвенности или родительского эгоцентризма, она приводит к регламентации обязанностей и свободы детей), вы заботитесь об усилении личностного в ребенке, то мы надеемся на встречу с вашей семьей».

Оформление, оборудование, инвентарь:

— «ящик обратной связи»;

— «Журнал предложений обратной связи» — «Советы бывалого»;

— памятка для родителей;

— плакаты;

— на стене — выставка детских работ;

— магнитофон, мультимедийное оборудование;

— запись музыки Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»;

— видеозапись с фрагментами программы «Няня спешит на помощь», слайды «Из истории петербургской семьи»;

— обязательное размещение всех участников родительского собрания определенным образом, чтобы визуально не ощущалась зона отчуждения «педагоги — другие присутствующие взрослые». Можно использовать два варианта размещения присутствующих.

1 вариант — «дискуссионный режим открытого круглого стола»: «Р» — родители; О — педагоги;

2 вариант — «дискуссионный закрытый круглый стол».

* * *

I. Организационный момент

Присутствующие располагаются по варианту «Закрытого круглого стола». Включается видеозапись с фрагментами программы «Няня спешит на помощь». После просмотра видеозаписи классный руководитель начинает обсуждение фрагментов, задействуя в этом учителей (малый круглый стол). Завершающими идеями «малого круглого стола» являются обобщенные представления о смысле родительского дома и общении между родителями и детьми и между взрослыми. Участники малого круглого стола расширяют свое взаимодействие с родителями.

II. Вступительное слово классного руководителя

Про родительский дом говорят: родной дом, отчий дом, домашний очаг, семейный кров. Сразу возникают в памяти слова популярной песни Ю. Антонова «Родительский дом — начало начал...». И действительно, как счастлив тот, кого согревают воспоминания о тепле родительского дома! Задумаемся о смысле словосочетания «родительский дом». Что скрывается за словами «мой дом» для маленького ребенка? Прежде всего эта среда обитания, где он защищен от неизвестности, опасности окружающего мира. Дома его успокоят. приласкают, иногда пожурят, одним словом, поймут. Домашнее бытие наиболее естественно выражает индивидуальность всех членов семьи. Здесь возникает ощущение максимальной свободы, раскованности.

III. Основная часть

Первый участник малого круглого стола — учитель начальных классов. Чувство защищенности очень важно для нормального развития ребенка. Про дом часто говорят «очаг», подчеркивая тем самым его назначение согревать сердца людей. Дети рано начинают ощущать тепло родного дома. Здесь ребенок — источник счастья для своей семьи, здесь его бескорыстно любят, радуются его первым шагам, словам, другим успехам, посредством которых он «завоевывает» мир. В семье ребенок приобретает первый опыт созидания радости для других: помог маме накрыть на стол, сделал для бабушки рисунок, придумал хорошее поздравление папе. Родительский дом — это и некоторое материальное понятие. Ощущение защищенности создает и само место, где живет семья, что издавна зовется крышей над головой. И не столь уж важно, над чем именно раскинулась крыша — над роскошной виллой, многоэтажным домом, юртой, избой, хижиной, — важно, что она защищает от холода, жары, дождя. Словом, от любой непогоды.

В общении с ребенком взрослый выполняет ряд функций. И если мы будем помнить об этом, то многих ошибок в воспитании можно избежать. Психологи определили эти функции, как подкрепление, идентификация и понимание.

Второй участник малого круглого стола — учитель начальных классов. Подкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым, уступчивым, другой — идеал мужчины видит в физической силе, умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлениям о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Для маленьких детей важно эмоциональное подкрепление: одобряемое, желательное поведение подкрепляется положительно и тем упрочивается, негативное поведение — отрицательно и поэтому выводится из поведенческого репертуара. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряется система норм, правил, формируются представления, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако несмотря на бытующее мнение, что ребенок — «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от А до Я. Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой свод правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом — внутренней потребности.

Третий участник малого круглого стола — учитель начальных классов. Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельности и т.д. В воспитании детей не следует рассчитывать на силу стихийного примера: необходимо создавать такие обстоятельства и условия, когда ребенок обратит внимание на образцы поведения, деятельности взрослых. Дело в том, что родители совершают много хорошего за пределами дома, находясь вне поля зрения ребенка, мимо его внимания зачастую проходит и то, что мама и папа изо дня в день делают в семье. В таком случае нельзя надеяться на эффективную идентификацию.

Понимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом. Сделать это лучше родителей никто не сможет, поскольку они знают внутренний мир ребенка, чувствуют его настроение, быстро реагируют на его проблемы, создают условия для раскрытия его индивидуальности.

Классный руководитель (на фоне музыки Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»). Комфорт взаимопонимания в наших семьях во многом зависит от нас, взрослых. Но как часто в суете жизни мы не можем быть вежливыми по отношению друг к другу, говорить комплименты. Давайте говорить друг другу комплименты.

IV. Практическое упражнение «Комплимент»

Все присутствующие по кругу говорят развернутый комплимент соседу. Каждый, таким образом, получает свою долю комплиментов. Далее обсуждается, что было приятнее — говорить комплимент или слушать его. Затем обсуждается смысл этого упражнения.

Классный руководитель. И даже если мы пытаемся достойно общаться друг с другом, то в реальной жизни бывает так, что, воспитывая детей, общаясь с ними, мы бываем слишком назидательными. Как говорил А.С. Макаренко: «Не давите вы мне своей педагогикой на печенку». Поэтому очень важно иногда использовать практику актуализации представлений о своем детстве.

V. Практическое упражнение «Актуализация представлений о своем детстве»

Закрыть глаза, мысленно продвигаясь по временной линии назад в детство, «зацепиться» за наиболее яркую картинку из детских лет, остановиться на ней. Рассмотрев ее внимательно, вспомнить детали, диалоги, свои эмоциональные переживания и переживания близких, знакомых. Затем каждый желающий воспроизводит ситуацию, рассказывает ее другим. Все внимательно слушают, задают вопросы. Наиболее интересные и проблемные ситуации прошлого, особенно касающиеся взаимодействия родителей и детей, проигрываются по принципу психодрамы с последующим анализом и обсуждением.

VI. Выступление психолога об особенностях элементов детских рисунков методики «рисовальные пробы»

Звучит магнитофонная запись творческих рассказов детей «Моя семья».

Классный руководитель. Единственная настоящая роскошь — роскошь человеческого общения. Общение настолько многогранно, что невозможно охватить все его стороны, но мы считаем: общение должно быть полноценным в семье. Важно рассматривать еще одно его наполняющее содержание — семейные традиции. Семейные традиции отличаются рядом особенностей. Они охватывают духовную сферу жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения. Традиции семьи способствуют формированию определенной направленности поведения ребенка, включающих сдержанность, вежливость, почтительное отношение к людям старшего возраста. Для семейных традиций характерно постоянство. Они укрепляются с годами и могут быть унаследованы новыми поколениями, способствуя сохранению культуры семьи.

VII. Демонстрируются слайды «Из истории петербургской семьи», которые сопровождаются рассказом

В петербургской семье у ребенка 4 — 6 лет уже были свои обязанности — уборка комнаты, помощь взрослым на кухне. Ребенок должен был молоть в ручной мельнице кофе, заваривать чай из самовара и разливать его в чашки для всех членов семьи. Традиционным было чтение вслух интересных и любимых книг, на которое собирались все члены семьи, совместное пение. Надо отметить, что в петербургских семьях досуг всегда был наполнен каким-либо духовным содержанием — будь то семейный вечер для маленьких или настольные игры (анаграммы, шарады). Популярной формой проведения досуга являлся Домашний театр. Подготовка костюмов, декораций, репетиции объединяли взрослых и детей на несколько месяцев. Домашние спектакли демонстрировались родственникам и знакомым.

Традиционным для петербургских семей было коллекционирование цветов, листьев в гербариях, камней и другого природного материала для создания детского музея, в котором представлялись все эти коллекции. Сбору материалов для коллекций помогали традиционные прогулки-экскурсии родителей с детьми, которые включали в себя беседы о природных явлениях, достопримечательностях и истории города. Интересна семейная традиция того времени — совместное творчество родителей и детей: взрослые и дети вместе лепили, вырезали. Например, старшие и младшие вместе вырезали фигурки животных и вклеивали их в альбом по разным признакам. Детям прививали и эпистолярную культуру. Дети старше 7—8 лет вели дневники, в которых отражали свои мысли и переживания за прошедший день. С 4—5-летнего возраста детей учили самостоятельно склеивать и оформлять узорами конверт, а позднее — самостоятельно писать письма родным и близким.

Таким образом, традиции петербургских семей играли важнейшую роль в воспитании личности ребенка. В настоящее время проблема возрождения традиций существует, на наш взгляд, практически в каждой семье. Наиболее распространена традиция «Семейные праздники», и тут возникает тоже много вопросов. Пусть каждый припомнит свое детство, и он поймет, что праздник для ребенка — событие в детской жизни. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. «...Тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники», — писал К.Д. Ушинский.

Взрослые и дети всегда ждут праздничной атмосферы. В доме праздник — нужно подготовить подарки, украсить комнату, все вымыть, вычистить — так входит труд в жизнь ребенка. А когда мы рисуем, поем, читаем стихи, танцуем, гримируемся, слушаем музыку — разве не воспитываем мы своих детей эстетически? Какой праздник пройдет без веселых подвижных игр, где ловкость и сообразительность способствуют здоровому росту? И еще: семья — это коллектив. Пусть маленький, разновозрастный, но коллектив. И в праздничных заботах ярко проявляется воспитательное богатство коллективной работы. Как быть, если праздник предстоит отметить в кругу своих друзей, взрослых, а ребенок, чувствуя подготовку к нему, просит: «Можно и я буду с вами праздновать?» Что вы ответите? Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких случаях да, нет?

После ответов родителей включается магнитофонная запись ответов детей на вопросы: Приходилось ли вам отмечать праздник вместе со взрослыми, сидеть с ними за одним праздничным столом? Что на таком празднике запомнилось? Нужно ли оформлять квартиру к празднику? Для чего? Как украсить комнату, дом к празднику?

Конечно, лучшее украшение дома — чистота и порядок. К торжественному дню, как правило, наводят особенный праздничный блеск: моют, выбивают, натирают. Пусть этим займутся и большие и маленькие. Но к празднику нужны и особые украшения — именно к данному событию. Соблюдайте меру, чтобы украшения именно к данному празднику не забивали друг друга. Украшайте стены, окна, потолки. Оформление не должно повторяться. Каждый раз придумывайте что-то новое, необычное, неожиданное.

Родители обмениваются опытом, секретами мастерства: как сделать веточки, обсыпанные снегом-солью, что важно учесть при составлении композиции и т.п.

III. Итог собрания. Решение собрания

Классный руководитель зачитывает вариант решения собрания. Родители его дополняют, уточняют.

Литература

Верб Л.Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб., 2003.

Маралов В.Г. Психология педагогического взаимодействия воспитателя с детьми. М., 1992.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание в начальной школе по ФГОС

Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Нет комментариев. Ваш будет первым!