Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста и их учет в организации учебной и игровой деятельности
Идея, заключающаяся в том, что работа с детьми должна сообразовываться с их возрастными особенностями, имеет давнюю историю. Еще Я.А. Коменский намечал различные ступени образования, исходя из своеобразия возрастных периодов. В дальнейшем мысль, что обучение и воспитание должны соответствовать особенностям ребенка, проходит красной нитью через педагогические концепции таких выдающихся мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци и др.
Особенно отчетливо, глубоко и проникновенно эта идея выражена в трудах К.Д. Ушинского. Считая, что воспитание следует строить на основе антропологических знаний, известный педагог обобщил данные психологии, которые, по его мысли, должны были служить одной из научных основ деятельности воспитателя.
Поскольку педагог в процессе обучения и воспитания изменяет психическую деятельность учащихся в желаемом направлении, знание законов психической деятельности, возрастных особенностей является жизненно важным для рационального построения учебно-воспитательного процесса.
Проведем психолого-педагогический анализ особенностей развития детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет) соответствует годам обучения в начальных классах. В этот период происходит дальнейшее развитие индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности.
Для младшего школьного возраста характерны:
■ доминирующая роль семьи в удовлетворении материальных, коммуникативных, эмоциональных потребностей ребенка;
■ доминирующая роль школы в формировании и развитии социально-познавательных интересов;
■ возрастание способности ребенка противостоять отрицательным влияниям среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.
С объективной точки зрения, в развитии индивидуально-психологических качеств у ребенка младшего школьного возраста наблюдается острота и свежесть восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, элементарным конструированием. Память ребенка также достаточно развита — легко и просто запоминает он то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо работает в это время и наглядно-образная память,
имеются уже все предпосылки для развития словесно- логической памяти. Словарь семилетнего ребенка ко времени поступления в школу достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может достаточно в широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям — сравнению, обобщению, пробует делать выводы (разумеется, далеко не всегда правильные). Исследования специалистов показали, что организованное обучение настолько развивает мышление от 6 до 7 лет, что они способны, например, измерять твердые, жидкие и сыпучие тела с помощью условных мер, делить целое на части, производить элементарное оперирование наглядно представленными множествами, решать и составлять простейшие примеры и задачи.
Ко времени поступления в школу у детей формируются элементарные личностные проявления. Младшие школьники обладают настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.
Уровень психического развития семилетнего ребенка оценивается с точки зрения возможности начать школьное обучение, т. е. это минимальный уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Важно подчеркнуть, что в пределах этого уровня имеются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья детей, условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как готовили их специально к будущей школьной жизни, и т. д.
Все сказанное касалось объективной психологической готовности ребенка к школьному обучению. Но следует сказать и о другой стороне — субъективной психологической готовности. Семилетнему ребенку, как правило, свойственны желание и стремление учиться в школе, готовность к новым формам взаимоотношения со взрослыми. Он понимает и охотно признает за определенной категорией взрослых их особые учебно- воспитательные функции и готов усердно выполнять их предписания. Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших детей к младшим, а также наглядные впечатления. Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению крайне затрудняет включение школьника в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения.
Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, уровень его физического развития также должны учитываться взрослыми. Как правильно отмечал Н.Д. Левитов, ни в каком другом школьном возрасте учебная и иная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.
В 7-11 лет ребенок физически развивается относительно спокойно и ровно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника находится в стадии формирования: окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей не завершено, в костной системе много хрящевой ткани. Необходимо неустанно заботиться о правильной позе, осанке, походке учащихся. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны, особенно для первоклассников.
Мышцы сердца, первоначально еще слабые, быстро растут. Диаметр кровеносных сосудов относительно велик. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем с 1280 г (7 лет) до 1400 г (11 лет). Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-синтетическая функция коры, постепенно изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным. Но по-прежнему преобладает процесс возбуждения и младшие школьники высоко возбудимы.
С поступлением ребенка в школу резко меняется весь уклад его жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной деятельностью отныне становится учеба, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А обучение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка.
Учебная деятельность способствует развитию познавательных способностей ребенка. За короткое время он должен овладеть системой научных понятий — основой наук. От ребенка требуется развитие мыслительных операций (анализ, синтез, рассуждение, сравнение и т. д.). В процессе школьного обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Л. С. Выготский выделил в качестве основной проблемы возрастной психологии проблему соотношения обучения и психического развития. Ей он придавал принципиальное значение. Хорошо известны слова Л.C. Выготского: «Осознанность и произвольность входят в сознание через ворота научных понятий».
Существует тесная взаимосвязь учебной деятельности с другими видами деятельности младших школьников. В данном случае объектом нашего внимания станет игра.
Игра как одно из удивительнейших явлений человечества жизни всегда привлекала к себе внимание исследователей и философов. Уже Платон видел единственно правильный путь жизни в игре, она представлялась ему одним из практически полезнейших занятий.
Немецкий психолог К. Гросс первым в конце XIX века предпринявший попытку систематического изучения игры, называет игры изначальной школой поведения. Игра объективно — первичная стихийная школа, кажущийся хаос которой предоставляет ребенку возможность ознакомления с традициями поведения людей, его окружающих.
Позицию К. Гросса поддержал польский педагог, терапевт и писатель Я. Корчак, который считал, что игра — это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Ребенок, действительно, прежде всего ищет себя в играх, определяет свое место среди сверстников, обращаясь к прошлому, настоящему, будущему. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности в условиях, направленных на воссоздание и освоение социального опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Г.С. Абрамова, развивая эту мысль, указывает, что, играя в замкнутом пространстве по известным правилам, человек в большей степени имеет возможность пережить динамические возможности своего «я», свою способность изменяться, быть другим... Игра создает и реализует напряжение, связанное с переживанием границ своего Я, и возможности воздействия на свои же собственные границы, задает новое качество внутреннего диалога человека. Игра — основной способ общения человека с возможным (Э. Финк).
По мнению Хейзинга, автора игровой теории, игра — это прежде всего свободная деятельность, которая имеет незаинтересованный характер.
Ученый считает игру первичным импульсом человеческой истории. Игра дает жизнь и обуславливает развитие всей культуры, ее разнообразных форм и проявлений.
Не разрядка избыточной энергии, не отдых после напряжения сил, не компенсация несбывшихся желаний, а именно природная сила делает игру игрой с напряжением, творчеством, радостью и всеми заботами. Выдающийся мыслитель XX века выводит игру из мира повседневного как «внеразумное занятие».
Основатель психоанализа 3. Фрейд исследовал идею компенсаторного характера игры. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоровляют психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается К.Д. Ушинский. Он противопоставляет стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребенка через игру к трудовой деятельности. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать.
На этой же позиции стоял С.Т. Шацкий, который полагал, что появление игры зависит «...от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка». По мнению С.Т. Шацкого, игра — это жизненная лаборатория детства, дающая аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта опора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
В.А. Сухомлинский предлагает такую метафору: игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль находим у A.M. Горького: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
В высказываниях великих педагогов — К.Д. Ушин- ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.
«В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли», — писал А.С. Макаренко. Он высказывал идею о необходимости «пропитать всю жизнь» маленького ребенка игрой.
К.Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «...материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой». Таким образом, ребенок, как указывал К.Д. Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.
А. Эйнштейн считал, что в игровом мироощущении присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир.
О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.
В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено так: «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе; она не связана с тяжелым физическим трудом и доставляет удовольствие играющим... Имеет важное значение в воспитании, обучении, развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Свойственна также высшим животным».
В связи с этим игру рассматривают и как одну из активных форм совместной жизнедеятельности живых существ в безопасной и благополучной обстановке; игра направлена на адаптацию к внешней среде и ее изменениям, а также к внутренним изменениям.
Наблюдаются общие и отличительные черты в понятии игры, предлагаемом в «Словаре режиссера театрализованных представлений и праздников» (г. Челябинск): «Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением и др.;
тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительскими формами). Игра — это способ театрализации жизненного действия».
Характерной особенностью игры является ее двуплановость, присущая драматическому искусству и празднику. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; с другой — ряд моментов это деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.
Игра во всех своих формах выступает как исключительно важный и часто встречающийся элемент многих праздников; кроме того, сам праздник создает собственные специальные виды развлечений, игр, состязаний.
На практике широкое распространение получили три основные группы игровых форм: интеллектуальные (викторины, шарады, головоломки и др.), подвижные (поединки, эстафеты), импровизационно-творческие (конкурсы, инсценировки и др.). Существуют активные организационные виды — групповые игры, имеющие камерный клубно-бытовой характер; массовые игры, отличающиеся публично-зрелищным взаимодействием организаторов, ведущих, исполнителей, участников, зрителей-болельщиков.
Мы еще раз убедились в том, что игра — понятие необычайно широкое. Дать всеохватывающее определение игры с учетом ее бытийной, экзистенциальной сущности невозможно. Если, желая понять человеческую игру, мы останавливаемся на простых схемах, кратких формулах и ясных выражениях, то такое понимание игры — непонимание игры.
Содержание большого потенциала игры подтверждается многими учеными, чьи мнения схожи в том, что одна и та же игра может выступать в нескольких функциях:
1. Обучающая функция— развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание, восприятие информации различной модальности; развитие навыков владения родным и иностранным языком.
2. Развлекательная функция — создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
3. Коммуникативная функция — объединение учащихся в коллективе, установление эмоциональных контактов.
4. Релаксационная функция — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
5. Развивающая функция — гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.
6. Воспитательная функция — психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
7. Психотехническая функция — формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Следовательно, игра — это первый и надежный помощник воспитания ребят, делающий их жизнь счастливой и осмысленной.
В младшем школьном возрасте игра сохраняется, но происходят значительные изменения в характере самой игровой деятельности. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает значение игры с достижением известного результата (спортивные игры, интеллектуальные игры).
Значение игры долго недооценивалось в психологии детей школьного возраста в связи с тем, что она носит скрытый характер: происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. В школьном возрасте меняется соотношение между этими двумя видами деятельности: игра начинает подчиняться учебной деятельности.
Формы игровой деятельности позволяют сделать смысл вещей более явным для ребенка. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и подсобное, но все-таки существенное значение. Она позволяет овладеть высокими общественными мотивами поведения.
Сегодня учителя мало понимают самую сущность игры как важнейшей сферы духовной жизни ребенка, заниматься ею всерьез считают излишним. А между тем, без игры школа превращается в скучнейшее «казенное» заведение, которое сушит ум и опустошает сердца.
Без игры невозможно ни развитие мышления, ни нравственное развитие личности ребенка.
Для организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста целесообразно использовать следующие методы педагогики досуга:
1. Методы массового воздействия. Их применение через включение в программу массовых игр объясняется характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, стремлением ребят к массовым действиям, склонностью к подражанию.
2. Методы театрализации. Досуг детей имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Методы театрализации призваны создать зрелищно- активную ситуацию, при которой каждый присутствующий на игровой программе будет уже не просто пассивным созерцателем, а активно реагирующим зрителем.
3. Методы игры и игрового тренинга. Игра — самостоятельный и очень важный вид деятельности детей, равноправный со всеми иными. Игра может выступать формой неигровой деятельности, элементом неигрового дела. Игра, как сказка, мультфильм, может многократно повторяться в жизни ребенка, становясь его воспитательным тренингом. Ш. Амонашвили предвидел, что к концу прошлого столетия целью педагогики станет не «общее развитие» детей, а раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
4. Методы состязательности. Их суть состоит в борьбе за превосходство в спортивных соревнованиях, азартных играх, лотереях, конкурсах эрудитов, предоставляющих возможности для использования своего шанса. Главным игровым выигрышем здесь служит ощущение победы и самоутверждение. Состязание — чисто детская привилегия, состязание — внутренняя «пружина» раскручивания творческих сил, стимулирования к поиску, открытию, победе над собой. Состязание распространяется на все сферы творческой деятельности ребенка, кроме нравственной.
5. Метод наглядности и иллюстрирования. Подбор и изготовление реквизита, костюмов, элементов декоративно-художественного оформления делают мероприятие для младших школьников эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.
6. Методы распространения знаний. В данном случае конкурс или игра выступает в роли видоизмененного экзамена. Здесь допустимы вопросы на воспроизведение выученных сведений. Контроль и учет знаний в игровой форме значительно повышают у ребят интерес к учебе.
7. Методы импровизации. Педагог стремится к созданию ситуаций для проявления творческих способностей детей.
8. Методы стимулирования. Важную роль в пробуждении интереса младших школьников играют занимательность и эмоциональность нового или в какой-то мере уже известного материала. Занимательность, как правило, вызывает удивление, являющееся одним из первичных актов познания. Узнавание нового в таких условиях сопровождается сильной эмоциональной реакцией. Появляется состояние заинтересованности — мощный стимул развития пытливости, любознательности.
9. Методы создания проблемной ситуации, требующей выбора оптимального варианта при различных возможностях. Усложнение ситуаций ставит участника перед необходимостью больше, глубже знать предмет исследования. Вопросы и задания такого плана убеждают ребенка в недостаточности имеющихся у него знаний и подталкивают к самостоятельным поискам ответа. Вопросы викторин и конкурсов имеют наибольшую эффективность в создании проблемной ситуации.
10. Методы эмоционального насыщения, которые позволяют создать хорошее настроение, положительные эмоции и чувства при проведении досуговой программы. К средствам этой группы методов относятся: музыкальное и художественное оформление, специальное освещение, общие песни, приветствия, сюрпризы, искреннее одобрение творческих находок детей, педагогическая поддержка их робких начинаний и чувство радости от достижения результата.
Все перечисленные методы в совокупности помогают эффективно организовать игровую деятельность детей и получить видимые результаты.
Подводя итоги подчеркнем, что младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
■ произвольность и осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация, внутреннее опосредование интеллекта, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий;
■ осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
Ведущая педагогическая деятельность в работе с младшими школьниками направлена на формирование первоначальных детских убеждений, построенных на главных постулатах общечеловеческих ценностей, создание ситуации успеха в учебной деятельности.
Одним из главных видов деятельности для учащихся начальных классов остается игровая деятельность. Она становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации. Игра выступает как переходный момент к включению младшего школьника в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: учение, общение, труд. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры в различных сферах жизни и деятельности ребенка.
Одной из самых ярких, доступных и востребованных педагогических форм детской игровой досуговой деятельности является игровая конкурсная программа. Ориентированная на младший школьный возраст, она имеет свою технологию и специфику.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»
Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет
Игровая программа по сказам братьев Гримм, 1-2 класс
Сценарий игровой программы для группы продлённого дня
Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»