Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Весна»

Автор: Василенко Таисия Олеговна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 18, г. Краснодара

Описание материала: Предлагаю Вам конспект внеклассного мероприятия для второго класса по теме: «Весна пришла, птички запели!». Это мероприятие познавательного характера, знакомит детей в увлекательной форме с интересными фактами о жизни птиц, воспитывает внимательное отношение к природе, пернатым.

Цели.

Обучающие: расширить кругозор и словарный запас учеников, познакомить детей с происхождением названия месяца - апрель, познакомить с жизнью птиц весной (для чего поют птицы и для чего птицам гнезда).

Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе, птицам.

Демонстрационный материал:  Иллюстрации с изображением таких птиц, как грач, скворец, жаворонок, кукушка, ласточка, стриж, дятел, соловей, воробей, сорока, кулик, сова, голубь, карточки с ребусами птиц, репродукция А.К. Саврасова «Грачи прилетели», запись весенних пьес из цикла «Времена года» (фортепианный альбом) П. И. Чайковского..

Здравствуйте, ребята! Послушайте стихотворение, и вы узнаете тему нашего занятия.

Старый тополь у крылечка.

Ищет грач свое местечко.

Грохот льдин, шуршанье вод.

Света полон небосвод.

Муравьи, едва подсохло,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких

Починяют купола.           А. Екимцев

Сегодня мы с вами поговорим о весне!

– Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки:

Дует теплый южный ветер.

Солнышко все ярче светит.

Снег худеет, мякнет, тает.

Что за месяц? Кто узнает?       (Март.)

 

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе – жаворонка трель.

Месяц к нам пришел...      (Апрель.)

 

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?      (Май.)

– Какие приметы весны названы в этих загадках?

Звучит запись весенних пьес из цикла «Времена года» (фортепианный альбом) П. И. Чайковского..

Какой сейчас месяц? (апрель).

Считают, что название свое апрель получил от латинского слова «аперире», что означает «открывать». В этом месяце земля «открывается»: появляются ростки, лопаются почки деревьев. Апрель – месяц весеннего «открывания» природы.

Ребята, а какую погоду вы наблюдали в апреле?

За непостоянство погоды, ее изменчивый характер имеет апрель и немало других прозвищ: обманщик, капризник, плут, лукавец – погодой апрель распоряжается по-своему; недаром говорили: « От снега до листа – таков апрель водолей».

Как вы понимаете это выражение?

Все в апреле – солнце, снег и дождь – вперемешку.  Мы с вами можем в этом убедиться, если посмотрим на календарь погоды.

Величают апрель и птичьим месяцем: в это время перелетные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из теплых краев весну на родину!

АПРЕЛЬ.

Целый день скворцы поют,

Птицы дружно гнезда вьют.

Коростель, поджавши ноги,

Отдохнуть присел с дороги

Под калиновым кустом…

Где в обход, где напрямую

На полянку, на родную,

С юга он пришел пешком.

Автор: М. Маликов.

Считается, что именно с прилетом грачей начинается весна. Первыми прилетают грачи.

1 ученик рассказывает стихотворение:

Я всех перелетных птиц черней,

Я чищу пашню от червей.

Ребята, поэты и писатели приход весны передают с помощью чего? (стихов, слов). А композитор? (с помощью музыки). А как же художник передает наступление весны? (с помощью цвета, красок).

Ребята, посмотрите, как художник А.К. Саврасов написал картину «Грачи прилетели» в 1871г.

После грачей прилетают скворцы.

2 ученик:

Я выступаю перед всеми

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями,

Ну а зовут меня скворец.

Затем прилетают жаворонки.

3 ученик:

Весной, когда сойдут снега,

Я с высоты апреля

Роняю звонко на лугу

Отзывчивые трели.

Затем кукушки.

4 ученик:

Кукушки в лесу

Распевают частушки:

- Ку-ку, мы кукуем,

Ку-ку, мы кукушки.

Затем прилетают ласточки, стрижи и другие птицы.

5 ученик:

Прилетаю к вам с теплом,

Путь проделав длинный,

Леплю домик под окном

Из травы и глины.

Учитель:

Ребята, а как вы думаете, почему птицы поют?

Вы думаете от радости: наконец-то зима кончилась и наступила весна. Это люди поют от радости, а для птиц весенние песни - очень серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют лишь самцы.

Весной возвратится домой маленький певун и немедленно во весь голос заявляет: «Я здесь! Я прилетел и занял участок. Тут я буду охотиться на насекомых, растить птенцов и никто не смеет поблизости поселиться, иначе получит взбучку».

Своей песней птица как бы устанавливает невидимую, зато слышимую границу участка. И если рядом раздастся песня соперника-сородича, хозяин участка, распушив перья, кинется на него и прогонит.

А другие птицы - пожалуйста, селитесь хоть в двух шагах. Ведь у других птиц  корм другой и материал для гнезда, так что с такими соседями и спорить не о чем.

Есть у птичьей песни и другое значение. Будущий папа, подыскав подходящее место для гнезда, начинает звонкой песней звать маму своих будущих птенцов. Он как бы говорит: «Я тут. Я нашел отличное место для гнезда. Здесь много корма. Лети сюда скорее. Мы вместе построим гнездо и будем растить птенцов».

Услышит будущая птичья мама одну песню, другую, и какая покажется ей самой прекрасной, на ту песню она и полетит.

Каждая птица старается петь как можно лучше, что бы привлечь к себе внимание.

А дятел не умеет петь, он часто-часто барабанит клювом по сухому суку. Ребята, а зачем дятел стучит по дереву?

Когда дятел стучит по дереву, он вытаскивает из коры деревьев личинки жучков, букашек. Он чистит, лечит кору. Дятел играет очень важную роль в лесу.

6 ученик рассказывает стихотворение про дятла:

Хоть я и не молоток

Я по дереву стучу

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Учитель:

Ребята, а какая птица поет лучше всех? (Соловей!).

7 ученик:

Я соло пел среди ветвей.

Меня прозвали соловей.

Учитель:

Кончится весна, обзаведутся птицы семействами, тут и конец песням. Когда в гнезде пищат голодные малыши не до песен – надо корм добывать. К тому же песней можно выдать гнездо – привлечь хищников.

Правда, летом слышны птичьи голоса, но это уже не звонкие, заливистые весенние песни, а покрикивание, чириканье, щебет – словом, обычная птичья перекличка да разговоры.

А сейчас послушайте загадку:

«Без рук, без топоренка построена избенка».

Что это такое? / Гнездо./

Ребята, а как вы думаете, для чего птицам нужны гнезда?

Птицы обычно не живут в гнездах. Гнезда нужны им для того, чтобы отложить яички, вывести и выкормить птенцов.

Когда птенцы становятся самостоятельными, птицы – родители улетают из гнезда. Некоторые из них уже через несколько недель делают другое гнездо и в нем выводят новых птенцов.

Другие птицы улетают из гнезда до будущего года, а весной возвращаются на старое место (поэтому нельзя разрушать гнезда), третьи улетают навсегда.

Ребята, а какие бывают гнезда? Все гнезда одинаковые или разные?

Все гнезда разнообразны, как разнообразны и птицы.

Но есть два типа гнезд. По этим типам гнезд всех птиц делятся на открытогнездящихся (т.е. они делают свои гнезда на ветвях деревьев или кустарников, на земле) и дуплогнездящихся (т.е. птицы, которые делают свои гнезда в дуплах деревьев). Например, дятел – дуплогнездник. Дятлы любят менять квартиры; обычно они каждый год делают себе новое гнездо, а в их старых дуплах часто появляются новые жильцы – поползни. А есть птицы, которые делают свои гнезда в земле, на обрывистом берегу реки – так живут ласточки – береговушки.

А кукушки своих гнезд не делают совсем. Они подкидывают свои яйца в чужие гнезда.

А сейчас давайте отгадываем загадки и ребусы.

Название каких птиц здесь зашифрованы? (смотри приложение № 1).

Какая птица из сорока букв? (сорока)

В какой птице достаточно переместить первую букву, чтобы получился доктор?                 (Грач-врач)

А теперь отгадайте загадки:

Видали вы меня не раз,

Скачу я в двух шагах от вас.   (Воробей).

 

Как сажа черна,

Как сметана бела,

Любит всем в лесу

Стрекотать где была.    (Сорока).

 

Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.   (Сова).

 

Маленький мальчик в сером армячке,

По двору шныряет, крохи собирает.      (Воробей).

 

В болоте плачет, а из болота не уходит.  (Кулик).

 

На шесте дворец,

Во дворе певец,

Издалека прилетел,

Песни нам свои пропел.     (Скворец).

 

 

Увези его в корзине

Из страны родной-

В небе он найдет тропинки,

Что ведут домой.                       (Голубь).

 

Молодцы, ребята, хорошо отвечали. Что нового вы сегодня узнали?

Почему поют птицы?  Для чего птицам гнезда?

Рекомендуем посмотреть:

Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября

Театрализованное представление для младших школьников

Конкурсная программа для младших школьников

Осенний праздник в начальной школе

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Лилия Масагутова # 10 декабря 2013 в 18:23 0
Замечательный конспект!
Мила Кузьмина # 10 декабря 2013 в 18:33 +1
Уважаемая Таисия Олеговна, на улице минус 20, а у вас благоухает весна и птицы поют! smile Прочитала ваш конспект и должна отметить хорошую подборку экологического материала. Интересный и познавательный сценарий, который   знакомит детей в увлекательной форме с интересными событиями  в жизни птиц, воспитывает внимательное отношение к природе, пернатым.
Спасибо за внеклассное занятие, за то, что развиваете в детях наблюдательность, внимание, память и воображение.
Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 18:33 0
Мероприятие о природе развивает чувство любви к ней. Очень хорошо, что в данном мероприятии дети не только слушатели, но и участники всего процесса.  Спасибо за интересный материал.
Елена Владимировна Малютина # 28 февраля 2014 в 19:02 0
Интересное познавательное мероприятие, содержит большое количество увлекательного материала о пернатых.
Елена Владимировна Малютина # 28 февраля 2014 в 19:02 0
Интересное познавательное мероприятие, содержит большое количество увлекательного материала о пернатых.
Лариса Павловна # 3 марта 2014 в 19:42 0
Разнообразный, интересный, познавательный, содержательный материал для проведения данного мероприятия. Для детей 7-8 лет очень уместно использование иллюстраций с изображением птиц. Роль учащихся не была пассивной. Они рассуждали, анализировали, делали выводы, что способствует расширению словарного запаса и формированию грамотной речи учащихся.
Ольга Александровна Ветёлкина # 27 июня 2014 в 18:25 0
Благодарю возьму на заметку.