Цели: формирование интереса и уважения к истории своей страны, развитие духовно-нравственного потенциала учащихся на примере жизни Михаила Васильевича Ломоносова и его любви к Родине.
Задачи:
- познакомить обучающихся с жизнедеятельностью М. В. Ломоносова, его ролью в развитии Отечества;
- воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, любовь к Родине;
- развивать коммуникативные навыки общения, способствовать приобретению опыта публичных выступлений, навыков командного взаимодействия;
- способствовать становлению и самореализации социально активной личности.
Обоснование мероприятия: полученные знания о жизнедеятельности М. В. Ломоносова позволяют детям ощутить свою принадлежность к истории России, свою ответственность за будущее - хорошо учиться, развивать свои способности таким образом, чтобы стать достойным наследия и памяти великого русского ученого, применить свои способности на благо России.
Оборудование: игральный кубик (из картона), карточки с заданиями, медали для победителей.
Дополнительный материал: презентация (готовится учителем самостоятельно).
Можно добавить музыкальный фон мероприятию (детские, школьные песни).
I. Организационный момент.
Проверка готовности к проведению мероприятия.
II. Вводная беседа.
- Дети, кого из вас хвалили, говорили «умница», «умник», «молодец»?
Дети поднимают руки.
- Как приятно слышать такие слова! А что означает умный, талантливый человек?
Мнения детей.
- Прочитайте на доске пословицу: «Ум - всему голова». Как вы ее понимаете? (Ответы детей: «Ум важен для человека. Будешь умным, будешь успешным. У тебя все получится».)
- Что может делать умный человек? (Человек может читать, думать, решать, давать правильный ответ.)
- Послушайте такую историю. Один мальчик пришел в аптеку и попросил дать ему таблетки. «Какие?» - спросили его. «Я хочу быть самым умным!»
- Как вы думаете, ему дали таблетки? (Нет, таких таблеток нет. Человек сам своим трудом должен добиваться успехов.)
- А что нужно делать, чтобы вырасти грамотным и образованным, воспитанным человеком? (Надо много читать, запоминать, путешествовать...)
- Верно. В книгах можно найти столько интересного! Сегодня я хочу познакомить вас с биографией великого человека. Это Михаил Васильевич Ломоносов.
А помогут мне в этом мои помощники, юные следопыты, которые заранее узнали интересные сведения из биографии Ломоносова.
III. Рассказ о М. В. Ломоносове.
- Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский ученый - энциклопедист, естествоиспытатель, физик, химик, поэт, педагог.
1-й ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии в довольно зажиточной семье.
2-й ученик. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Лучшими моментами детства Ломоносова были, по-видимому, поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями.
3-й ученик. Мать научила Ломоносова читать. Он рано освоил грамоту и к 14 годам прочел все книги, которые мог достать: «Арифметику» Магницкого, «Славянскую грамматику» Смотрицкого и «Псалтирь рифмотворную» Симеона Полоцкого.
4-й ученик. В декабре 1730 г. Михаил Ломоносов ушел с рыбным обозом в Москву.
Выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.
В Академии он получил хорошую подготовку по древним языкам и другим гуманитарным наукам. Латинский язык освоил в совершенстве, впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы.
5-й ученик . В 1735 г. Ломоносов был переведен в Санкт- Петербург в Академический университет.
С 1736 по 1742 г. учился в Германии под руководством Вольфа, а позже во Фрейберге изучал химию и металлургию. Вернувшись на родину, был определен в академию адъюнктом физики. Ломоносов первым в России начал читать лекции по физике на родном языке.
Учитель. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела, металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. Именем Ломоносова названы улицы, библиотеки, музеи, села, Московский государственный университет.
Об этом великом человеке вы услышите еще не раз, обучаясь в школе.
IV. Интеллектуальная викторина «Самые умные».
- А сейчас я предлагаю вам показать, какие вы умники и умницы!
Проведем интеллектуальную викторину «Самые умные».
- Для этого разделимся на 3 команды (по рядам). От каждого ряда нужно выбрать по 1 человеку в жюри. (Дети садятся по командам, выбирается жюри, члены которого располагаются за столом перед классной доской.)
- Итак, за каждый правильный ответ жюри будет ставить 1 балл. «Самой умной» будет считаться команда с наибольшим количеством баллов. А сейчас команды выбирают капитана и придумывают название. (Пока команды готовятся, учитель обговаривает с членами жюри их функции и порядок проверки задания.)
- Сегодня в интеллектуальной викторине «Самые умные» принимают участие команды... (группы называют), а самые умные в команде - капитаны... (имена капитанов).
- Правила игры: по очереди капитаны команд будут бросать кубик (на нем цифры от 1 до 6).
Номер на кубике будет номером задания. Если выпадает номер, который уже был, то берется следующее задание.
Ознакомьтесь с заданиями.
1. Математика.
2. Буриме.
3. Русский язык.
4. Конкурс чтецов.
5. Окружающий мир.
6. Технология.
- Начнем игру!
Капитаны каждой команды выходят по очереди и бросают кубики. Выполняется задание. Пока жюри совещается, ведущий проводит с учащимися разминку или физкультминутку.
1. Математика.
1) У деда Архимеда большая семья.
Детей всего семь и все сыновья.
У каждого сына по паре ребят.
Сколько у Архимеда внучат? (14.)
2) У одного отца спросили, сколько у него детей. Тот ответил: «У меня 4 сына, а у каждого из них есть родная сестра». Сколько у него детей? (5.)
3) Коля и Саша имеют фамилии Гвоздев и Шинов. Какую фамилию имеет каждый из них, если Саша с Шиновым живут в соседних домах? (Коля Шинов, Саша Гвоздев.)
2. Буриме.
- По данным рифмам сочините стихотворение.
Мороз
Нас
Нос
Раз
3. Русский язык.
1) Как правильно сказать?
У рыбей нет зубей.
У рыбов нет зубов.
У рыб нет зубов.
(У рыб нет зубов.)
2) «Осенние слова».
- Запишите за минуту как можно больше слов на тему «Осень».
3) «Впиши букву».
- Придумайте как можно больше слов, подставив вместо точек букву.
..уб
(Дуб, зуб, куб, чуб.)
4. Конкурс чтецов.
- Выберите от команды лучшего чтеца со стихотворением об осени.
5. Окружающий мир.
1) «Кто где живет?».
- Вспомните название жилищ животных.
Собака -... (конура).
Свинья -... (свинарник).
Лошадь -... (конюшня).
Корова - ... (коровник, хлев).
2) Блицвикторина (на скорость).
- Как иначе называют томаты? (Помидоры.)
- С какого дня по календарю начинается лето? (С 1 июня.)
- Что делает еж зимой? (Спит.)
6. Технология.
Участникам выдаются листы бумаги. Необходимо за 3 минуты склеить длинную цепочку.
V. Подведение итогов.
- Вот и подошла к концу наша игра. Подведем итоги.
Слово жюри. (Жюри подводит итоги, победители награждаются.)
- Молодцы! Надеюсь, вы и дальше будете учиться, трудиться, самостоятельно добиваться личных успехов в жизни и станете такими же умными, талантливыми, как Михайло Васильевич Ломоносов. Удачи вам!
Литература.
1. Классные часы : 2 класс [Текст] / авт.-сост. Т. Н. Максимова.-М. : ВАКО, 2011.
2. Кугач, А. Н. Сценарии школьных праздников. 1-4 классы [Текст] / А. Н. Кугач, С. В. Турыгина. - М. : Айрис-Пресс, 2005.
Автор: Ю. М. Губарева
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября
Театрализованное представление для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!