Автор: Кленина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Конаково Тверской обл.
Описание материала: Конспект внеклассного мероприятия по математике «Старинные русские меры» будет полезен учителям начальных классов. Данное мероприятие проводится в 4 классе, после изучения темы «Величины и действия с ними». Сведения из истории русских мер помогут раскрыть связь математики с жизнью, углубить понимание изучаемого фактического материала, расшить кругозор учащихся.
Цели:
- познакомить детей со старинными русскими мерами;
- научить переводить старинные меры в метрическую систему единиц;
- научить пользоваться этими мерами при решении задач;
- развивать познавательные и творческие способности;
- повышать познавательную мотивацию;
- обучать навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание).
Оборудование: презентация «Старинные русские меры», таблица старинных мер, тексты задач, набор букв (я, р, м, а, р, к, а), картинки с заданиями, Толковые словари (С. И. Ожегов), листы бумаги, ручки, костюмы для купца и его дочерей.
Перед началом занятия детей необходимо разделить на группы, распределить обязанности и повторить правила групповой работы. Для каждой группы приготовлены чистые листы бумаги, задания, Толковые словари.
Роль купца, первой и второй дочерей могут исполнять ученики из другого класса. В нашем случае это были шефы – 6 класс. Из числа шестиклассников были выбраны консультанты для каждой группы.
Так как данное мероприятие проводилось в конце 3 четверти, то на него были приглашены учителя, которые будут работать с этими детьми в 5 классе.
Учитель
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех, кто любит математику. Тема нашего занятия «Старинные русские меры».
- Я знаю, что вы все любите путешествовать. Сегодня приглашаю вас в необычное путешествие. А вот куда? Это скажете вы, если правильно составите слово.
Учащиеся из букв составляют слово «ярмарка».
- Какое слово у вас получилось? Давайте проверим.
Учитель открывает слово «ярмарка».
Внимание! Внимание!
Открываем весёлое гуляние!
Торопись честной народ,
В гости ярмарка идёт!
- Кто из вас бывал на ярмарке? Я уверена, что на ярмарке был каждый из вас. И сейчас мы это докажем. Что означает слово «ярмарка»? Куда можно обратиться?
Дети предлагают обратиться к словарям. Учащиеся работают со словарём Ожегова. Поиск значения слова «ярмарка».
- Расскажите, что вы узнали? Кто хочет дополнить ответ?
Дети отвечают на вопрос, дополняют ответы друг друга.
- Назовите синонимы к слову ярмарка.
Синонимы: базар, рынок, торг.
- Поднимите руку те, кто из вас был на рынке? А это значит, что каждый из вас знает, что такое ярмарка. Я вам говорила, что путешествие необычное. Итак, мы отправляемся на ярмарку в Древнюю Русь.
Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о попе и его работнике Балде» (Союзмультфильм, 1973 г., режиссёр: Инесса Ковалевская)
- Что вас удивило?
Дети рассказывают, что увидели необычного. На экран проецируется репродукция картины Б. Кустодиева «Ярмарка».
- Устройство ярмарок было всегда праздником. Здесь все встречались, а потому люди надевали всё самое лучшее, праздничное, нарядное. Себя показать - других посмотреть. Отличались ярмарки по временам года, по виду товаров, по своим размерам. Некоторые ярмарки продолжались больше месяца. Самая маленькая - объединяла несколько деревень, а на крупные - съезжались из разных губерний множество народа. Человек, оказавшийся на праздничной площади, некоторое время пребывал в удивлении и растерянности, а затем незаметно для самого себя вовлекался в ярмарочный водоворот.
Звучит музыка (фольклорно-этнографический ансамбль «Забава» - «Камаринская»). Выходит купец.
Купец
- Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Милости просим на ярмарку. Приглашаем приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте, не скупитесь.
Учитель
- Простите, уважаемый купец! Как же добры молодцы и красны девицы будут покупать товар? Ведь они из другого времени, учились мало, не знают старинных русских мер длины и денежных единиц.
Купец
- Помогут им мои дочери, которые получили хорошее домашнее образование.
Звучит музыка (фольклорно-этнографический ансамбль «Забава» - «Камаринская»). Выходят дочери купца.
Дочь 1
- Здравствуйте, люди добрые! Чем можем, тем вам и поможем.
Учитель
- В глубокой древности, чтобы приобрести какую-нибудь вещь, нужно было совершить обмен. Меняли самые разные товары: два топора, например, на бочку с мёдом, рыбу или овцу. Со временем люди выбрали определённые предметы, которые стали играть роль денег. Ими являлись меха, животные, редкие раковины, продукты питания. В 12-13 веках в Новгороде, например, за перевоз товара собирали пошлину «заморским горошком» - чёрным перцем. Его отсчитывали по крупицам. В России долгое время мерой стоимости служила солёная рыба. Одной из древних валют является соль.
Дочь 1
- В древней Руси единицей массы ГРИВНА служила одновременно и денежной единицей. Различались гривны кунные, серебряные и золотые. Кунные готовились из низкопробного серебра и стоили вчетверо дешевле настоящих серебряных. Золотая гривна была в 12,5 раз дороже серебряной. Позже гривну стали рубить пополам, и новый слиток в половину денежной гривны назвали рублём. Рубль стал основной денежной единицей.
На экран проецируется фото гривны, рубля.
Дочь 2
- Одним из названий монетной единицы было слово ДЕНЬГА. Эта единица равнялась половине копейки. В ходу была монета с интересным названием «АЛТЫН». Слово «алтын» произошло от татарского слова «алты», что означало «шесть». 1 алтын равнялся 6 московским или 3 новгородским деньгам. Новгородская деньга позже получила название «КОПЕЙКА».
На экран проецируется фото деньги, алтына, новгородки, копейки.
Учитель
- Вы, конечно, слышали выражения: копейка рубль бережёт, всё до единой копеечки, ни копейки не дам. Постоянное упоминание о монете достоинством в одну копейку, на которую в наши дни не купишь и коробки спичек, живёт в русском языке. В отличие от других монет копейке повезло. Как же появилась копейка?
Купец
- Каждый князь на Руси чеканил собственную серебряную монету, отличающуюся от других названием, массой, ценой. Но всегда был народец, не упускавший случая поживиться. Монеты подрубались, становились легче, а кусочки серебра шли в слитки. Таким образом, общая масса денег, поступавшая в казну, постоянно уменьшалась. Виновных разыскивали, наказывали. Но монеты по-прежнему продолжали «худеть». Вскоре провели денежную реформу – из двух лёгких монет стали делать одну нормальную по массе «деньгу». Это было во время царствования Ивана Грозного. На новой монете изображали всадника с копьём, это был копеец, потому-то её и прозвали копейкой.
Дочь 1
- При Петре 1 появились ГРИВЕННИКИ и ПОЛТИННИКИ. Один гривенник равнялся 10 копейкам. Полтина – монета стоимостью в 50 копеек, их чеканили из меди, серебра, золота.
На экран проецируется фото гривенника, полтинника.
Дочь 2
- Древнейшей единицей массы был ФУНТ. Русский фунт равен
Дочь 1
Слово «фунт», как и «пуд», происходит от латинского корня и обозначает «вес», «тяжесть». Более крупной единицей массы был пуд, равный
Купец
- Сделаю я вам один подарок. Эти подсказки помогут переводить старинные русские единицы мер в современную систему мер.
Купец раздаёт таблицы старинных русских мер.
Денежные единицы
Рубль=2 полтины
Полтина=50 копеек
Пятиалтынный=15 копеек
Алтын=3 копейки
Гривенник=10 копеек
2 деньги=1/2 копейки
Меры веса
Пуд=16,4 кг
Фунт=400 г
Учитель
- Итак, вы познакомились со старинными русскими мерами веса, денежными единицами. Пора нам и ярмарку заглянуть.
На экран проецируется репродукция картины А.Васнецова «Новгородский торг». Звучит музыка (русский народный оркестр «Боян» - «Барыня»).
Купец
- Добры молодцы, красны девицы!
Вы на ярмарку пришли,
Много денег принесли.
Вы нам деньги принесли.
А мы товары припасли.
Не стесняйся, походи!
Что понравилось, купи!
Дочь 1
- Чтобы приобрести какой-либо товар, необходимо выполнить задание.
Каждая группа получает лист с заданием №1.
Дочь 2
- В нашем краю – словно в раю:
Рябину, грибы корзиной бери…
Кладу на весы
Покупай грибы!
За фунт еды полтину плати.
Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением грибов.
Решение:
1 фунт еды – полтина = 50 копеек
2 фунта – 50 x 2 = 100 копеек, или 1 рубль
Каждая группа получает лист с заданием №2.
Купец
- Продается модный жилет. Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?
Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением пиджака.
Решение:
вся покупка - 1 рубль50 копеек = 150копеек, пятиалтынный = 15копеек,
150 + 15 = 165копеек
пиджак – рубль = 100 копеек, пятиалтынный = 15 копеек, 100 + 15 = 115 копеек
жилет – 165 – 115 = 50 копеек
Каждая группа получает лист с заданием №3.
Дочь 1
- В клетке 8 гусят. Заплати мне за полстолько 6 полтин и 10 гривенников и забирай гусят.
Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением гусят.
Решение:
полстолько гусят – 8 : 2 = 4 гусёнка, полтина = 50 копеек, 6 полтин x 50 копеек = 300 копеек
гривенник = 10 копеек, 10 гривенников x 10 копеек = 100 копеек
300 + 100 = 400 копеек, или 4 рубля
Каждая группа получает лист с заданием №4.
Дочь 2
- Продаётся в лесопарке 2 мышонка, два крота. Один мышонок стоит полкопейки, а крот – полтина без алтына.
Дети выполняют задание, а затем проверяют. После решения выполняется проверка. Группа, решившая верно, получает картинку с изображением мышонка и крота.
Решение:
1 мышонок – 1/2 (полкопейки)
2 мышонка – 1 копейка
1 крот – полтина без алтына, 50-3=47 копеек
2 крота –94 копейки
все зверюшки – 1 копейка + 96 копеек =95 копеек
Купец
- А теперь каждая группа получит своё задание. Выбирайте!
На доске висят картинки с заданиями, написанными с обратной стороны. От каждой группы выходят по 1 представителю и выбирают картинку с заданием. После решения выполняется проверка.
Задание №5.
Продаётся курица в
Решение:
3 фунта курицы - 150 x 3 = 450 копеек
2 фунта сома – 120 x 2 = 240 копеек
вся покупка – 240 + 450 = 690 копеек (6 рублей 90 копеек)
Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением курицы.
Задание №6
В бочонке
Решение:
полбочонка –
40 x 16 = 640 копеек (полбочонка)
50 x 16 = 800 копеек (полбочонка)
800 + 640 = 1440 копеек, или 14рублей 40 копеек (за весь бочонок)
Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением огурца.
Задание №7
Продаётся сом и щука. Сом весит
Решение:
1 фунт сома – 50 + 34=62 копейки
10 фунтов сома – 62 x 10 = 620 копеек
1 фунт щуки – 200 – 10 = 190 копеек
2 фунта щуки – 190 x 2 = 380 копеек
вся покупка – 620 + 380 = 1000 копеек, или 10 рублей
Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением рыбы.
Задание №8
Дневной рацион поросёнка: картофель-
Решение:
2 фунта свёклы – 3 x 2 = 6 копеек
На один день – 50 + 6 = 56 копеек
На три дня – 56 x 3 = 168 копеек, или 1 рубль 68 копеек
Если задание решено верно, группа получает картинку с изображением поросёнка.
Дочь 1
- А ну налетай, покупай мой товар! Для каждой группы предлагаю набор товаров, а ваша задача узнать, что стоит дороже.
Каждая группа получает задание №9 (сравнение). После решения выполняется проверка. Группа, которая выполнила задание верно, получает картинку c изображением животного.
Сравни (поставь знаки), объясни.
1 цыплёнок 1 крот
5 черепах 1 поросёнок
1 гусёнок крот с ежом
4 мышонка 1 уж
Решение:
1 цыплёнок (15 x 3 = 45 копеек) < 1 крот (47 копеек)
5 черепах (10 x 5 = 50 копеек) < 1 поросёнок (50 x 3 = 150 копеек)
1 гусёнок (50 + 3 = 53 копейки) = крот с ежом (крот - 50 – 3 = 47 копеек, ёж - 3 x 3 = 6 копеек, всего - 47 + 6 = 53 копейки)
4 мышонка (1 копейка) < 1 уж (3 x 3 = 9 копеек)
Дочь 2
- Предлагаю следующее задание. Узнайте, что тяжелее.
Каждая группа получает задание №10 (сравнение). После решения выполняется проверка. Группе, решившей верно всё – картинка c изображением картофеля.
Сравни (поставь знаки), объясни.
1 пуд железа
1 кг пшена 2 фунта ржи
7 фунтов картофеля 2кг 500г сахарного песка
Решение:
1 пуд железа (
1 кг пшена > 2 фунта ржи (400 г x 2=800 г)
На экран проецируется репродукция картины И.Куликова «Ярмарка». Звучит музыка (русский народный оркестр «Боян» - «Барыня»).
Купец
- Товар продан! Ярмарка закрывается!
Учитель
- Сколько товаров смогла приобрести каждая группа?
Каждая группа показывает приобретенный товар.
Купец
- Да, умны вы, красны девицы и добры молодцы! Думаю, что учитель вознаградит вас за старание.
Учитель
- Спасибо вам большое. А нам пора возвращаться домой.
Купец с дочерями кланяются и уходят.
Учитель
- Итак, ребята, где мы побывали?
- Что нового узнали?
- Каковы особенности русской ярмарки?
- Как вы думаете, удобна ли старинная система мер?
- Вот поэтому за два столетия система мер изменилась и стала более удобной для пользования, но устаревшие слова остались в словарях, рассказах, сказках и старинных книгах.
- Оцените свою работу.
Рефлексия. Оценка работы каждого ученика.
1. Туникова А. Старинные русские меры // Начальная школа. - №16. -2005
2. Карпушина Н.М. Рукотворные мерки // Математика в школе. — № 7. — 2008.
Внеклассное мероприятие «Земля - наш общий дом», 4 класс
Сценарии праздников в начальной школе, 4 класс
Осенний праздник в начальной школе
Мила Кузьмина # 2 сентября 2013 в 23:50 +1 | ||
|
Татьяна Кленина # 3 сентября 2013 в 12:12 +1 |
Большое спасибо за положительную оценку внеклассного мероприятия. |