Конкурсы

Литературная гостиная в начальной школе. Пушкин

Литературная гостиная для младших школьников «Читая Пушкина...»

Оформление: портрет А. С. Пушкина, рисунки детей к сказкам Пушкина, свечи на столах, выставка книг А. С. Пушкина; фонотека (сказки, музыка, стихи), рисунки художников, карточки с вопросами, «телеграммы».

На доске (или плакате) записаны слова:

Я славил лирою послушной

Преданья тёмной старины.

(А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».)

Звучит лирическая мелодия как фон, сопровождая слова детей.

1-й ученик. Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки, ведут тебя в страну его поэзии.

2-й ученик. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках! И гордого Гвидона, и белую царевну Лебедь, и чародея Черномора, и славного Руслана.

3-й ученик. Он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного всадника и каменного Командора.

4-й ученик. Улыбнётся тебе, своему потомку:

- Здравствуй, племя младое, незнакомое!

- Здравствуй, Пушкин! - говорим сегодня мы.

Говорит учитель.

Учитель. Ребята, 10 февраля русские люди отмечают день памяти великого Пушкина, и мы будем говорить сегодня о его прекрасных сказках и стихах. Мы вспоминаем Пушкина, а в день памяти принято зажигать свечи. Давайте и мы зажжём свечи -- символ тепла, дружбы, памяти.

Зажигаются свечи. Звучит лирическая мелодия. Некоторое время все смотрят на спокойное мерцание пламени свечи, можно прочитать строчки из произведений поэта.

Учитель. Каждый год в нашей стране в различных издательствах выходят книги великого мастера. На нашей выставке представлена лишь маленькая капля в море книг Александра Сергеевича Пушкина.

Все рассматривают детские рисунки.

- Все вы уже прочли сказки Пушкина, да, наверное, и не раз. И многие дети захотели нарисовать рисунки. Давайте посмотрим и отгадаем, к каким сказкам они нарисованы?

А теперь посмотрите, как профессиональные художники нарисовали иллюстрации к сказкам Пушкина.

Проводится конкурс на лучшего знатока сказок. Вопросы записаны на карточках.

1. В какой сказке главный герой путешествовал в бочке? Кто он? (Гвидон. «Сказка о царе Салтане».)

2. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года.)

3. Отчего проснулась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Кто её спас? (Елисеи. Он ударил по гробу хрустальному, гроб разбился, царевна ожила.)

4. Из какой сказки этот фрагмент? (Фонограмма. Дети угадывают сказку.)

5. Что потребовал мудрец от царя Дадона за свою услугу, за петушка? (Отдать ему Шамаханскую царицу.)

6. Что приговаривал Балда, когда рассчитывался с попом? («Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)

7. Из какой сказки этот фрагмент? (Фонограмма. Дети угадывают сказку.)

8. Кем были сёстры жены царя Салтана? (Ткачиха и повариха.)

9. От кого спас Гвидон царевну Лебедь? (От коршуна.)

10. Из какой сказки этот фрагмент?

11. В кого превратился Гвидон в последний раз, когда ужалил свою бабушку Бабариху в нос? (В шмеля.)

12. Кем хотела быть старуха в последний раз, когда рыбка оставила её у того же корыта? (Владычицей морской.)

13. Из какой сказки этот фрагмент?

14. Чем царица отравила царевну из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком.)

15. Сколько детей было у Дадона? (Два сына.)

16. Из какой сказки этот фрагмент? (Фонограмма.)

17. Что кричал петушок, сидя на спице? («Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку».)

18. Какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

19. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке». (Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.)

Раздаётся стук в дверь. Входит почтальон.

Почтальон. Ребята, вам пришли телеграммы. Как вы думаете, кто их прислал?

Да вот верёвкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя корчить

(Балда)

 

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

Горе! Смерть моя пришла.

(Царь Дадон)

 

Мы объехали весь свет:

За морем житьё не худо…

(Корабельщики.)

Викторина: «Чей это портрет?».

Учитель. Давайте узнаем героев сказки. Чей это портрет?

Ученики выходят и читают отрывки.

А у князя жёнка есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

(Царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане».)

...В дорогой собольей душегрейке.

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни

На ногах красные сапожки.

(Старуха, столбовая дворянка из «Сказки о рыбаке и рыбке».)

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла,

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне».)

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(Царевна молодая из «Сказки о мёртвой царевне»).

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

(Балда.)

Инсценирование отрывков из сказок.

1-я сцена. «Сказка о мёртвой царевне». Читает ученица в короне, с зеркальцем в руках.

(От слов «Правду молвить, молодица... » до слов «И вертеться, подбочась, гордо в зеркальце глядясь».)

2-я сцена. «Сказка о царе Салтане». Участвуют 4 ученика: автор и три девицы. (От слов «Три девицы под окном...» до слов «Я б для батюшки царя родила богатыря».)

3-я сцена. «Сказка о рыбаке и рыбке». Три участника: автор, старик,старуха.

(От слов «Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо...» до слов «Наше-то совсем развалилось».)

Детям предлагается разгадать кроссворд. - А сейчас решим кроссворд, он не простой, а с загадкой.

1. Имя одного из героев известной сказки А. С. Пушкина.

2. Служанка, которая свела царевну в лес из «Сказки о мёртвой царевне».

3. Сын Салтана.

4. Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

5. Отец Гвидона.

(По вертикали получилось имя Арина.)

Учитель. Ребята, кто она? Как её имя связано с именем поэта?

Рассказывает об Арине Родионовне.

Арина Родионовна - няня семьи Пушкиных. Александр Сергеевич был привязан к ней всю жизнь. Он часами беседовал с ней. Весь сказочный мир был ей известен как нельзя лучше и передавала она его весьма оригинально. Поговорки, пословицы, присказки не сходили у неё с языка. Большую часть народных былин и песен, которых Пушкин так много знал, слышал он от Арины Родионовны. Няня умерла в 1825 году, в возрасте 70 лет.

Стихотворение «Зимний вечер» Александр Сергеевич написал, посвятив своей няне, в 1825 году.

Дети читают стихи Пушкина.

1-й ученик читает стихотворение «Зимний вечер».

Учитель. Это стихотворение, посвященное няне, ещё и, вы видите, о зиме. Поэт очень любил родную природу, он написал много стихов о разных временах года. Вот стихотворение о весне.

2-й ученик читает стихотворение «Гонимы вешними лучами...».

Учитель. Поэт всегда очень любил осень. Осенью он много писал, она всегда вдохновляла Пушкина.

3-й ученик читает стихотворение «Уж небо осенью дышало ...».

Прослушивание стихов в грамзаписи. Выходит ученик.

Ученик. Великий Пушкин... Солнце русской поэзии. Мы будем идти по тропинкам его стихов, и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. А Пушкин будет с нами всегда, всю жизнь.

Гасятся свечи. Праздник подошел к концу.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по сказкам Андерсена для 3 класса

Литературная игра по сказке Пушкина. Сказка о царе Салтане…

Игра для учащихся начальной школы. Григорий Остер

Литературная игра по рассказам Драгунского для начальной школы

Литературная игра в начальной школе по книге «Волшебник изумрудного города»

Инна Александровна Медникова # 18 октября 2015 в 20:40 0
Мне очень понравилась разработка литературной гостиной. Сейчас, к сожалению, многие дети не любят читать. Данная разработка способствует развитию интереса к произведениям великого поэта. Свечи, музыка - всё это способствует более глубокому восприятию стихов и сказок Пушкина.Разнообразные виды творчества поэта затрагиваются и проводятся разные виды работы с ними - это тоже вызовет интерес детей. Спасибо.
Оксана Сергеевна Коротких # 5 декабря 2015 в 15:47 0
Благодарна этой работе. Никогда не задумывалась о том, что можно было такое провести перед конкурсов чтецов. Очень мне кажется было бы интересно.
Татьяна Александровна Шарыпова # 3 января 2018 в 08:48 0
Мне очень понравилась методическая разработка литературной гостинной. Очень много видов работ выбрал педагог.
Хорошая задумка оформления. Очень много материала для новых знаний учащимся. видно, что дети прочитали сказки А.С.Пушкина.
Я бы добавила к этой разработке цель занятия. И сократила бы время работы со сказками. Но я не знаю на какой промежуток времени рассчитано это мероприятия.
За идею большое спасибо. Я сейчас готовлюсь провести вечер поэзии А.С.Пушкина, посвященному Дню Памяти поэта. Если можно я возьму часть вашего материала для своего занятия.
Удачи,Вам.
Не обижайтесь на мои предложения. Я буду рада,если они вам пригодятся.