Литературный час в начальной школе. Конспект

Внеклассное занятие по литературе, 3 - 4 класс

Литературный час в начальной школе «В гости к Тому Сойеру»

В Америке жил писатель Марк Твен,

Ребятам в России известен он всем.

Героем романа Том Сойер был,

Который друзей своих перехитрил.

— Сегодня мы с вами отправляемся в гости к этому удивительному герою. Но сначала ответьте: в каком произведении мы встречаемся с ним? («Приключения Тома Сойера», автор — Марк Твен.)

— Как зовут самого лучшего друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн.)

— А где живут эти литературные герои? (В захолустном местечке с громким названием Санкт-Петербург.)

Да-да, название их городка полностью совпадает с названием нашего города на Неве. Но располагается он в Америке в штате Алабама на берегу Миссисипи.

Создал этих литературных персонажей Марк Твен (1835—1910) — такой псевдоним взял себе Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, когда стал писателем. Псевдоним — это вымышленное литературное имя. Что же означает имя Марк Твен? А вот послушайте!

Однажды юный Сэмюэль Клеменс пустился в путь за приключениями, богатством и славой. Он переезжал с места на место, менял профессии. Начал он учеником в типографии и мальчиком на побегушках в газете. Потом учился на лоцмана в Новом Орлеане, после чего три года водил суда по великой реке Миссисипи.

Когда Клеменс был лоцманом, он «читал реку, как книгу». Спустя много лет лучшие книги Марка Твена будут написаны благодаря тому, что он узнал и прочувствовал на реке. Там же родился и его литературный псевдоним «Mark twain!» («Отметь, что до дна две сажени!») — обычно с этими словами лоцман обращался к своему помощнику. Это значило, что глубина реки достаточная и пароход может пройти. Так Клеменс стал подписывать свои первые рассказы.

В жизни у него было все: и воевал во время Гражданской войны, и искал золото во время Золотой лихорадки, и играл на бирже, и служил репортером. За это время Марк Твен, по собственному выражению, «сколотил комический капитал», т. е. узнал столько смешных историй, что ему хватило на всю оставшуюся жизнь. Марк Твен стал знаменитым писателем и разбогател. Он объездил весь мир, и его везде принимали с почетом. Да, он не был равнодушен к успеху и в юности мечтал о нем, совсем как Том Сойер. Но достигнув славы, он тяготился светской жизнью, совсем как Гек Финн приличиями и запретами в доме вдовы Дуглас.

Итак, мы с вами идем в гости к Тому Сойеру. Том Сойер и Гек Финн не похожи друг на друга. Том Сойер — выдумщик и заводила мальчишеской компании. Он всегда и во всем ищет повод для увлекательной игры. Он хочет, чтобы все им восхищались. Он стремится к славе и успеху. А беспризорнику Геку Финну дороже всего свобода. Ему ничего не нужно, кроме реки и неба над головой. Природа — его дом. Несмотря на различие характеров, Том Сойер и Гек Финн — закадычные друзья.

Кто-то из вас на время занятия должен взять на себя роль Тома. Для этого проведем блицопрос. Кто даст больше ответов, тот и станет героем.

1. Какое главное событие недели было в американском Санкт- Петербурге? (Воскресная проповедь.)

2. Какое скучное дело, порученное тетей, Том Сойер превратил в увлекательное для всех и полезное для себя мероприятие? (Покраску забора.)

3. В какую игру играл Бен Роджерс? (В пароход.)

4. Как звали тетю Тома? (Полли.)

5. На что обменял Том свой зуб? (На раннего клеща.)

6. Имя воспитанника вдовы Дуглас. (Гекльберри Финн.)

7. Имя девочки, с которой Том оказался в пещере. (Бекки Тэтчер.)

8. Имя невинно обвиняемого в убийстве, защитником которого стал Том. (Мэф Поттер.)

9. Имя настоящего убийцы. (Индеец Джо.)

Один из учеников исполняет роль Тома. Учитель дает игроку самые разнообразные предметы и объявляет:

Том — удивительный мальчик. В его карманах можно было обнаружить тысячи всяких мелочей. И всем им он быстро находил применение. Вот и у нашего Тома множество мелочей. Сейчас он будет предлагать вам игры и развлечения с использованием этих мелочей.

1. Лист бумаги — сделать модель самолета и изобразить полет в другой город.

2. Апельсин — встать всем в круг и передавать апельсин, прижимая его подбородком к груди или плечу и принимая так же, руками не помогать.

3. Кусок веревки — выложить из нее буквы русского алфавита, кто больше.

4. Карандаш — кто дольше продержит карандаш на своем носу.

5. Шарик от пинг-понга — на расстоянии 1 м без помощи рук (дуя) загнать этот шарик в ворота, построенные их двух книг.

6. Линейка — найти в окружающей обстановке самый маленький предмет, который можно измерить этой линейкой.

7. Кусочек ваты — дуя на него вверх перед собой, продержать в воздухе как можно дольше.

8. Фантик от конфеты — сделать так, чтобы через него можно было пролезть. (Фантик складывается пополам, после чего делаются надрезы.) По линии сгиба — разрезать, не затрагивая последние. Развернув, получаем замкнутую цепочку, через которую можно пролезть.)

9. Стеклышко — представить его волшебным и рассказать, какое волшебство вы увидели, глядя через него.

В конце занятия можно предложить детям нарисовать портрет Тома Сойера.

Рекомендуем посмотреть:

Театрализованное представление для младших школьников

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Конкурсная программа для младших школьников

Осенний праздник в начальной школе

Марина Леонидовна Рахманова # 23 апреля 2015 в 20:07 0
Возьму материал на заметку для работы на уроках изучения зарубежной литературы.
Олеся Викторовна Андреева # 19 августа 2015 в 13:16 0
Материал подобран отлично, обязательно возьму на заметку. Интересен игровой момент, он может заменить физминутку на уроке и в принципе данный материал можно использовать и на уроке, т.к. времени он занимает не много.На мой взгляд, в данной разработке не хватает работы с текстом данного произведения.