Внеклассное мероприятие для учащихся 2 классов
Автор: Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 города Йошкар – Олы»
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию математическую игру «Крестики – нолики». Предложенная разработка учитывает возрастные особенности учащихся и опирается на программный материал. В ней используются задачи - шутки («веселая математика»), задания, требующие нестандартного мышления («математика на кухне»), пословицы, как источник народной мудрости («мудрая математика»), известные сказки. Чтобы успешно справиться с заданиями дети должны владеть навыками рационального счета («быстрая математика»), быть хорошими читателями.
Известному ученому Б. Паскалю приписывают такую фразу: « Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать возможности сделать его немного более занимательным». Я в своей работе следую этому совету. Более 15 лет веду в своем классе математический кружок, где мы решаем нестандартные, занимательные задачи. В конце каждой четверти своеобразным итогом кружка является математический праздник. Это и математический бой, и КВН, и игра « Что? Где? Когда?», и аукцион задач. Ниже привожу конспект математической игры «Крестики – нолики».
В основе мероприятия лежит всем известная и любимая детская игра «Крестики – нолики». На доске представлено красочное игровое поле, состоящее из 9 клеток:
Сказки и математика
|
Веселая математика
|
Математика на кухне
|
В гостях у геометрии
|
Вкусная
математика
|
Волшебные палочки
|
Мудрая математика
|
Быстрая математика
|
Острый
взгляд
|
Правила игры
Играют 2 команды: «крестики» и «нолики». По очереди команды выбирают игровую клетку. Каждая клетка предполагает математическое задание. Та команда, которая выиграет задание, ставит в клетку свой знак. Выигрывает команда, выставившая больше своих знаков. Команды могут быть составлены из одного класса или из параллельных классов. Число участников может быть любым. Некоторые задания предлагаются для всей команды, другие - для отдельных знатоков. Так как задания затрагивают разные области знаний, у ребят есть возможность проявить свои индивидуальные способности. Особенностью игры является то, что на каждой клетке должен быть выставлен один знак, т. е. «ничьей» быть не должно. Для этого можно предлагать дополнительный вопрос на быстроту и правильность ответа.
Данная игра решает следующие задачи:
1. Развивает интерес к математике, решению нестандартных задач, помогает увидеть связь математики с жизнью.
2. Развивает гибкость и быстроту мышления, умение нестандартно мыслить, находить оригинальные решения.
3. Воспитывает умение работать в команде, уважать чужое мнение и отстаивать свое.
Ход игры.
- Начнем игру. Девизом игры будут слова:
Математика всюду, лишь оглянись.
Математика – чудо,
Математика – жизнь.
- Действительно, математика окружает нас всюду: в книгах, играх, на кухне, на улице, в лесу… Без математики не обойдется ни одно дело. Думаю, что после игры вы еще больше полюбите математику.
Вкусная математика.
- В пакете лежат конфеты. Число конфет не случайно. Угадайте, сколько конфет лежит в коробке, обоснуйте свой ответ.
(В нарядном пакете лежит столько конфет, сколько детей в классе и еще одна для учителя. Команды отвечают по очереди, пока не будет получен верный ответ).
Острый взгляд.
- Перед вами таблица с числами от 1 до 25. Как можно быстрее найдите все числа по порядку. Выиграет тот, кто быстрее это сделает.
(Приглашаются по одному человеку от команды. По сигналу учителя участники указкой задевают число, громко его называют. Для удобства проведения конкурса готовятся 2 плаката и вызываются контролеры из команды соперников).
Сказки и математика.
- Мы все любим читать сказки. Если будем внимательными читателями, то и в сказках встретим математику.
(Приглашаются по 3 человека от команды. По очереди вынимают карточку с заданием и отвечают. Если игрок не справился, его может выручить команда, но количество баллов при этом снижается).
1. В скольких водах искупался Иван в сказке « Конек – горбунок»?(3)
2. Сколько богатырей в дружине дядьки Черномора в сказке А. С. Пушкина
«Сказка о царе Салтане»? (33)
3. Сколько лет было Илье Муромцу, когда он начал ходить?(33)
4. Сколько подземных королей в сказке А. Волкова?( 7)
5. Сколько братьев Элизы злая королева превратила в диких лебедей в сказке Андерсена «Дикие лебеди»? (11)
6. Сколько разбойников, входящих в пещеру, насчитал Али – Баба? (40)
Мудрая математика
- Пословицы называют азбукой мудрости. В каждой из них заключена умная мысль, которая передается из поколения в поколение. И пословицы не обошлись без математики. Продолжи пословицу и объясни, когда так говорят.
(Задание адресуется всей команде. Выигрывает команда, которая верно закончит пословицу и точнее объяснит ее смысл).
1. 7 раз отмерь, и…(один раз отмерь).
2. За двумя зайцами погонишься, …(ни одного не поймаешь).
3. Ум хорошо, а…(два лучше).
4. Один в поле…(не воин).
Быстрая математика
- Математика любит быстроту и точность счета. Кто быстрее и правильно сосчитает? Как удалось так быстро сосчитать? Каким правилом пользовались?
(Приглашаются по одному человеку от команды).
1+2+3+4+5+6+7+8+9=
Волшебные палочки
- Перед вами фигура, выложенная палочками.
- Сколько маленьких квадратов вы видите? (6).
- Уберите всего 1 палочку так, чтобы осталось 5 квадратиков.
(Задание предлагается всей команде. Выигрывает команда, игрок которой быстрее найдет верный ответ).
В гостях у геометрии.
- Мы с вами в гостях у геометрии – науке о фигурах, их отношениях.
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам – то как не знать!
Но совсем другое дело
Быстро, точно и умело
Треугольники считать!
- Сосчитайте, сколько здесь треугольников?
(Дети считают на местах, дают ответы. Для каждого заготовлен чертеж звезды, на партах имеются карандаши. Выигрывает та команда, которая правильно назовет 10 треугольников и правильно их покажет. Задание достаточно сложное. Если не будут найдены все треугольники, выигрывает команда, назвавшая большее количество. В любом случае, учитель должен показать все треугольники. Лучше заготовить заранее плакаты со звездой, где треугольники будут раскрашены).
Веселая математика.
- Математика – серьезная наука, но и математики любят пошутить. Поэтому среди задач есть задачи – шутки. Попробуйте решить такие задачи. От каждой команды приглашаются по 2 человека. Они вытягивают карточки с задачами. Отвечают и обосновывают свой ответ.
1. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на 2 ноги?
2. Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?
3. Четыре девочки имеют четыре яблока в корзине. Как им поделить яблоки поровну, чтобы одно осталось лежать в корзине?
4. Одна сосиска варится за 2 минуты. За сколько минут сварятся 4 сосиски?
Математика на кухне.
- И, конечно, не обойтись без математики на кухне. Подумайте и подскажите, как математика применяется на кухне? Правильно, для приготовления любого блюда необходимо соблюдать пропорции между продуктами. А вам предлагается такое задание.
- Перед вами 6 стаканов, 3 из них наполнены водой, а 3 пустые. Как сделать так, чтобы стаканы чередовались: полный, пустой и при этом, можно дотрагиваться только до одного стакана?
(Приглашаются по одному игроку от каждой команды. Стаканы с водой готовятся заранее, выигрывает тот, кто быстрее даст верный ответ. Самое остроумное решение: перелить воду из второго стакана в пятый стакан).
- Молодцы. Вы достойно справились со всеми заданиями. Думаю, вы поняли, что математика разная: и серьезная, и мудрая, и веселая, и быстрая, и трудная… Но всегда интересная. Без нее обойтись нельзя.
Подведение итогов.
(Подводятся итоги, считаются знаки, выявляется команда – победительница, все угощаются конфетами. Можно отметить лучших игроков. Важно, чтобы команда сама выделила игроков, которые больше помогали во всей игре
Рекомендуем посмотреть:
Развлекательная программа для 1, 2, 3, 4 классов на 1 сентября
Театрализованное представление для младших школьников
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии