Автор: Авдеева Оксана Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ «Средняя № 48», город Барнаул, Алтайский край
Описание работы. Данное мероприятие может быть проведено учителями начальной школы в качестве урока внеклассного чтения или приуроченного к изучению раздела «Устное народное творчество».
Цели: прививать интерес к чтению, учить выразительно и внимательно читать, обогащать словарный запас учащихся, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, приобщить детей к народной культуре; развивать внимание, память, творческие способности, воспитывать любовь к книге, воспитывать художественный вкус, учиться работать в команде, заинтересовать детей в изучении данного материала.
Оборудование: раздаточный материал, выставка книг, рисунков учащихся, образцы дымковской, богородской игрушек; изображение музыкальных инструментов, картинки с изображением русских народных костюмов, русские народные костюмы для исполнения танца, музыкальное сопровождение, наклейки-награды для команд, пазлы, аудио-запись русских народных песен, закличек и т. д.
Условия проведения игры: деление класса на команды, выбор капитанов команд. Побеждает команда, которая собрала больше наклеек- наград.
Предварительная работа: конкурс рисунков, чтение и рассказывание сказок, прослушивание аудио-записей, просмотр мультфильмов, репетиция русского народного танца.
Подготовка грамот и призов для команд.
Команды отвечают по очереди.
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы собрались с вами на викторину: «Фольклор - народное искусство». Вспомним , что же такое фольклор. В переводе с английского языка слово «фольклор» означает народная мудрость, народное знание. Фольклор сочетает в себе такие элементы: словесные, музыкальные, театральные. Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Русский танец, русская песня, русская музыка-частичка жизни каждого русского человека. С младенчества вы уже слушали малые жанры фольклора- это ваши первые колыбельные песни(«Баю, бай», «У кота-воркота», « Дрёма»), пестушки, дразнилки, потешки. Какие жанры фольклора вы можете перечислить (ответы детей). Молодцы. А сейчас разделимся на две команды. Придумаем название командам и выберем капитана. Итак , начинаем игру.
1 задание. Начинаем нашу игру с прослушивания русских народных песен. (Включение аудио - записей). Песня является душой русского народа, их пели и поют до сих пор, как говорится « и в горе и в радости». А сейчас назовите какие русские народные песни вы ещё знаете и даже исполняете на уроках музыки. Побеждает та команда, которая назовет больше песен. ( « Край ты мой любимый», « Будьте здоровы», « Калина», «Гармонист Тимошка», « Как на тоненький ледок», « Валенки», « Во саду ли в огороде»,» При долине, при лужку»,» Гуси-лебеди», « Завивайся, берёзка»).
2 задание. Найдите виды устного народного творчества. Лишнее вычеркните (раздаточный материал на карточках).
Скороговорки, повести, считалки, прибаутки, басни, заклички, сказки, литературные сказки, пословицы, потешки, пестушки, стихи, рассказы, докучные сказки, загадки, дразнилки, песни, небылицы.
3 задание. Собери пословицы о труде и добре. Детям выдаются карточки следующего содержания.
Кончил дело-
А от труда здоровеет.
Добрый скорее
Что весенний день.
Гуляй смело.
Дело сделает,
Чем человек от лени болеет,
Добро
И звери помнят.
Ласковое слово-
Доходит до сердца
А человека труд.
Тот не ест.
Тому без дела не сидится.
Труд, труд, труд-
Вот три вечных сокровища.
Не сиди сложа руки.
Доброе слово.
Землю красит солнце.
Кто не работает.
Кто привык трудиться,
Так не будет и скуки.
4 задание. Собери картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/. После сбора картинки беседа по сказкам.
- назови сказку и главных героев
- о чем рассказывается в сказке (краткий пересказ по содержанию)
- чему учит данное произведение
Рассматривание выставки рисунков по сказкам.
5 задание. Угадай героя сказки.
- Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)
- Кому помогала яблонька, печка и речка? (Машеньке)
- К кому обращены такие слова: «… вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой?» (Сивка-бурка)
- На лазоревом платье – частые звёзды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.( Василиса Прекрасная)
6 задание. Придумай загадки. Русский народ славится остроумием, смекалкой, загадочностью, поэтому большое место в русском фольклоре отводится загадкам. Сейчас вы поупражняетесь в составлении загадок.
7 задание. Народный танец (фольклорный танец) – это проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом для зрителя. Ещё ваши прабабушки и прадедушки водили хороводы, устраивали весёлые народные гулянья. Сейчас проведем конкурс на лучший русский народный танец ( по командам; танцуют заранее подготовленные дети в русских народных костюмах с музыкальным сопровождением).
8 задание. Народное искусство всегда понятно и любимо. Это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева. Каждое изделие несет в себе радость, добро, тепло, фантазию. Народная игрушка образна, красочна, оригинальна. Вспомните, какие виды народных игрушек вы знаете, и что вы можете о них рассказать ( учитывается наиболее содержательный материал) Примеры: дымковская, филимоновская, каргопольская, богородская игрушки.
9 задание. На каких музыкальных инстументах играли ваши прабабушки и прадедушки? Кто знает? В старину на почётном месте были люди, играющие на музыкальных инструментах. Кто больше назовет музыкальных инструментов ( Трещотка - издает много шума, использовали в свадебных обрядах якобы это оберегает молодую пару от злых духов; бубенцы, балалайка, свистулька, баян, бубен( применялись у скоморохов), домра, жалейка, гусли, калюка (дудка), ложки, окарина( род свистковой сосудообразной флейты),рожок, свирель).
10 задание. Вопросы для команд (по 4 вопроса).
- Герой колыбельных песен, волшебное существо (Дрёма).
- Герой колыбельных песен , усыпляющий детей мурлыканием(кот).
- Обряд, который осуществлялся над детьми после рождения (крещение).
- Устное народное творчество. Народная мудрость ( фольклор).
- Кроватка, в которой усыпляли малышей. Старинное слово ( люлька).
- Появление ребёнка на свет. Старинное слово (родины).
- Что означало слово « баять» в старину(говорить).
- Назовите автора фольклора (Фольклор не имеет автора. Это особое искусство - народные песни, танцы, легенды, сказки, обряды, поверья и т.д.)
Ведущий: Вот и подошла наша игра к концу. Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русского фольклора. Я думаю, что народное искусство и народная мудрость всегда будет в ваших сердцах.
Подведение итогов и награждение команд.
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
магдеева гульнара эньверьевна # 24 декабря 2013 в 01:59 0 |
интересная работа!очень важно поддерживать у детей интерес к национальной культуре.на вашем мероприятии дети сами творят: сочиняют загадки,берут в руки инструменты,танцуют,т.е сами становятся создателями народных произведений!молодец! |
Галина Валерьевна Кулагина # 19 июня 2015 в 00:28 0 | ||
|