Сценарий познавательного внеклассного мероприятия для 2-3 класса

Сценарий познавательно-развивающего практикума для младших школьников «Путешествие во времени»

Автор: Колесникова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, высшей категории, МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области

Этот сценарий будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня. Данный материал рассчитан на учащихся  2-3 классов.

Это мероприятие было проведено на семинаре директоров и завучей Сердобского района по теме: «Работа с одаренными детьми».

Цели:

- сформировать у учащихся представления  о школах в разные времена;

 -  научить делать анализировать и делать выводы;

 - развивать внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое;

 - расширять кругозор уч-ся;

- воспитывать чувство товарищества.

Ход занятия:

Учитель:   - Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1)

-14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».

1. Старорусская школа.

- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе.(слайд №2)

(Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.)

Учитель: - Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!»

- Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе. Их назначение мы сейчас выясним. (слайд №3,4)

Учитель: - Свечи?

Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.

Учитель: - Чернильницы?

Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Учитель: -Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.

- Гусиные перья?

Дети: - В старину перьями писали.

Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера.

- А эти предметы зачем?    (Учитель показывает на розги в кадке)

Дети затрудняются ответить.

Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина.

(Звенит колокольчик)

Ученица:

В старину учились дети – их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете и твердили буквы так:

А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ,

И учитель для «науки» по субботам их порол.

Вот какой чудной в начале наша грамота была

Вот каким пером писали –из гусиного пера.(слайд №5)

Ученик:

Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,

А девицам полагалось не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке

На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6)

Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд № 7)

- Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита.

(У детей образцы букв из двух азбук)

Учитель: - Чем отличаются?

Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы.

Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему?

Дети: - Старорусские более интересно пишутся.

Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?

Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов.

Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером.

(Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)

Учитель: - Я вижу вам очень понравилось, я дарю вам эти перья, дома еще потренируетесь.

- В чем заключалась трудность письма?

Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.

Учитель: - Вот каково было нашим предкам!

2. Современная школа.

Учитель:

- То ли дело в нашей современной школе!

В современной школе розги не нужны,  

В современной школе компьютеры важны. (слайд №8)

- Оглянись, дружок, вокруг!

Вот компьютер – твой верный друг.

Он всегда тебе поможет:

Сложит, вычтет и умножит.

(Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам)

Учитель читает стихотворение, а дети договаривают.

Наверху машины всей

Размещается…(дисплей)

Словно смелый капитан!

А на нем горит… (экран)

Это вот…(клавиатура)

Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны!

Пальцы прыгать там должны.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть..(мышка)

Эта мышка не простая, эта мышка вот какая:

Скромный серый коробок,

Длинный тонкий проводок.

Ну а на корОбке две или три кнопки.

Если дальняя дорога приведет его в твой дом,

То скажи ты всем вокруг:

«Вот компьютер – мой ... (лучший друг)!

3. Работа на компьютерах.

- Я предлагаю работать в группах.

1 группа:   Соберите пословицы: (слайд № 9)

Аз, буки, и веди страшат,                  тому надо мало спать.

Кто хочет много знать,                       а плод сладок.

Корень учения горек,                          как медведи.

(Дети объединяют начало и конец пословицы)

Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц?

- Умницы! Ваша группа поработала на славу!

2 группа:

Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд №10)

Какая водица только для грамотных годится?     ( ч……)

Мал малышок, а мудрые пути кажет?                    (п…)

Сама мала, а ума придала.                                        (к….)

(Дети допечатали отгадки)

Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось!

3 группа:

Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11)

Хоромы – …    (дом)

Кочет – …        (петух)

Изгородь -  …   (забор)     

Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!

4. Физкультминутка.   (слайд № 12  под музыку «Чему учат в школе»)

-Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте.

Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните.

А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь!

(под музыку «Чему учат в школе»)

Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13)

Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи.

Учитель: - Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14)

Учитель: -Все вам слова понятны? Полтина – это сколько?

Дети: - Полтинник – 50 рублей.

Учитель: - Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу?  (50+50+25=125 копеек)

Учитель : - А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп)

- Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть.

- Слова копейка и рубль используются и в наше время.

- Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу. ( слайд № 15)

«Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите периметр доски».

Учитель УДИВЛЕННО: - Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти.

Дети: - Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины.

Учитель: - (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ?

Дети: - Может быть что-то связано с рукой?

Учитель : - Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев.

- А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают другие?

Дети: - Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др.

Учитель: -Сравните свою пядь  пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины?

Дети: - Пяди у всех разные. Неточная мера длины.

Учитель: - Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают)

5. Школа будущего.

Учитель: -Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины…

- А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими.  (пауза)

- Про разные школы рассказ

Еще не закончен у нас.

Школа будущего ждет-

Отправляемся вперед! ( слайд № 16)

Учитель:

- У вас было задание подумать о ШКОЛЕ БУДУЩЕГО:

1 группа: общее представление школы будущего;

 2 группа: тетради, письменные принадлежности школы будущего;

3 группа: оценки школы будущего;

(Выступление учащихся)

- Около школы будущего будет построен парк «Желаний». В парке будут различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты – 25 минут пребывания в парке, за хорошие – 15 минут. А за «2» - ничего. Таким ученикам останется только завидовать.

- У школьников будет современная супер- форма. В зависимости от полученных оценок она будет менять цвет. «5» - форма красного цвета, «4» - синего, «3» - серого, а «2» - черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета.

- Современная ручка во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке показывать место ошибки и правильную букву.

- Тетрадь будет сенсорной, в ней одной будут все школьные предметы. Учитель сможет проверять работы учеников по компьютеру.

- Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить. Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз объяснит тему.

Учитель: - Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?!

- Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! (слайд № 17)

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Игра счастливый случай для младших школьников

Алёшина Марина Леонидовна # 10 января 2014 в 18:27 0
Здравствуйте, Светлана Викторовна!Прочитала ваш материал!Вы молодцы, охватили многое: дали новые  знания, проверили старые, а заодно сподвигли детей помечтать о будущем - и это все в интересной форме!!!!Спасибо, очень все занимательно и надеюсь педагоги воспользуются данным сценарием!!!!