Автор: Колесникова Светлана Викторовна, учитель начальных классов, высшей категории, МОУ СОШ №9 города Сердобска Пензенской области
Этот сценарий будет полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям группы продленного дня. Данный материал рассчитан на учащихся 2-3 классов.
Это мероприятие было проведено на семинаре директоров и завучей Сердобского района по теме: «Работа с одаренными детьми».
Цели:
- сформировать у учащихся представления о школах в разные времена;
- научить делать анализировать и делать выводы;
- развивать внимание, сообразительность, память, стремление узнать новое;
- расширять кругозор уч-ся;
- воспитывать чувство товарищества.
Учитель: - Здравствуйте! Я рада вас видеть. У нас сегодня занятие, на котором мы в разных школах побываем, много нового узнаем. (слайд №1)
-14 декабря на Руси отмечался праздник Наума Грамотника. Наши предки издавна придавали большое значение обучению грамоте. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорки про это сложили: «Батюшка Наум, наведи на ум» , «Пророк Наум наставит на ум».
1. Старорусская школа.
- Перенесемся с вами на время в прошлое, в XVII век, то есть на 300 с лишним лет назад. И сейчас побываем в старорусской школе.(слайд №2)
(Дети рассаживаются за длинным столом на лавках. На столе чернильницы и гусиные перья, свечи, старорусская азбука. Эта часть класса оформлена под школу прошлого. В углу деревянная кадка с розгами. Колокольчик.)
Учитель: - Мы в старорусской школе. Занятия в этой школе начинались в 7 часов утра, школьный колокол извещал о начале занятий. Каждый занимал свое место за общим столом. Об этом в букваре говорилось так: «Дружнего места не занимай и товарищев не утесняй!»
- Внимательно рассмотрите, какие предметы были в старорусской школе. Их назначение мы сейчас выясним. (слайд №3,4)
Учитель: - Свечи?
Дети: - Раньше не было электричества и помещения освещались с помощью свечей.
Учитель: - Чернильницы?
Дети:- Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.
Учитель: -Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли иметь крышку и подставку. Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка (непроливашка)- особого устройства чернильница, которую используют при работе с пером для письма или с перьевой ручкой.
- Гусиные перья?
Дети: - В старину перьями писали.
Учитель: - Писчие перья известны с глубокой древности, примерно с 3000 года до н. э., и вырезались из стеблей тростника. С VI века до н. э. перья использовали на протяжении более тысячи лет многими цивилизациями. Лучшие образцы изготавливались из перьев лебедей, индюков и гусей, как имеющих в крыльях перья наибольшего размера.
- А эти предметы зачем? (Учитель показывает на розги в кадке)
Дети затрудняются ответить.
Учитель: - Это розги (ивовые прутья), которыми наказывали детей. В старой школе была очень строгая дисциплина.
(Звенит колокольчик)
Ученица:
В старину учились дети – их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете и твердили буквы так:
А да Б – как АЗ и БУКИ, В как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ,
И учитель для «науки» по субботам их порол.
Вот какой чудной в начале наша грамота была
Вот каким пером писали –из гусиного пера.(слайд №5)
Ученик:
Трудно грамота давалась нашим предкам в старину,
А девицам полагалось не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке
На распев читал им книжки на славянском языке. (слайд №6)
Учитель: - Обучение в старорусской школе проходило на славянском языке. Чтобы научиться писать и читать, надо было выучить старорусскую азбуку. (слайд № 7)
- Сравните образцы древнерусских букв с буквами современного алфавита.
(У детей образцы букв из двух азбук)
Учитель: - Чем отличаются?
Дети: - Начертанием. Но есть и похожие буквы.
Учитель: - Какие буквы больше нравятся? Почему?
Дети: - Старорусские более интересно пишутся.
Учитель: - Как вы думаете, какие буквы проще писать? Почему?
Дети: - Наши, современные. Они из простых элементов.
Учитель: - В старорусской школе писали гусиными перьями. Сегодня у вас есть возможность узнать, легко ли это сделать. Напишите слово ШКОЛА печатными буквами пером.
(Дети пишут отточенными гусиными перьями , чернилами)
Учитель: - Я вижу вам очень понравилось, я дарю вам эти перья, дома еще потренируетесь.
- В чем заключалась трудность письма?
Дети: - Чернила могут капнуть, перо царапает бумагу, надо найти ровный край.
Учитель: - Вот каково было нашим предкам!
2. Современная школа.
Учитель:
- То ли дело в нашей современной школе!
В современной школе розги не нужны,
В современной школе компьютеры важны. (слайд №8)
- Оглянись, дружок, вокруг!
Вот компьютер – твой верный друг.
Он всегда тебе поможет:
Сложит, вычтет и умножит.
(Дети рассаживаются за парты к компьютерам по группам)
Учитель читает стихотворение, а дети договаривают.
Наверху машины всей
Размещается…(дисплей)
Словно смелый капитан!
А на нем горит… (экран)
Это вот…(клавиатура)
Вот где пальцам физкультура и гимнастика нужны!
Пальцы прыгать там должны.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть..(мышка)
Эта мышка не простая, эта мышка вот какая:
Скромный серый коробок,
Длинный тонкий проводок.
Ну а на корОбке две или три кнопки.
Если дальняя дорога приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
«Вот компьютер – мой ... (лучший друг)!
3. Работа на компьютерах.
- Я предлагаю работать в группах.
1 группа: Соберите пословицы: (слайд № 9)
Аз, буки, и веди страшат, тому надо мало спать.
Кто хочет много знать, а плод сладок.
Корень учения горек, как медведи.
(Дети объединяют начало и конец пословицы)
Учитель: - Богато народное творчество на пословицы. Пословицы века живут, они советы нам дают. Какие советы почерпнули из этих пословиц?
- Умницы! Ваша группа поработала на славу!
2 группа:
Разгадайте загадки, допишите слова-отгадки из букв. (слайд №10)
Какая водица только для грамотных годится? ( ч……)
Мал малышок, а мудрые пути кажет? (п…)
Сама мала, а ума придала. (к….)
(Дети допечатали отгадки)
Учитель: - Молодцы! Вы постарались – и у вас все получилось!
3 группа:
Переведите слова (архаизмы) на современный русский язык. (слайд № 11)
Хоромы – … (дом)
Кочет – … (петух)
Изгородь - … (забор)
Учитель : -Хорошая работа! Я рада за вас! Хоть слова и устарели, отгадать вы их сумели!
4. Физкультминутка. (слайд № 12 под музыку «Чему учат в школе»)
-Компьютер закрывайте, глазкам отдых вы давайте.
Влево, вправо посмотрите и зажмурьтесь, отдохните.
А теперь глаза откройте, на работу вы настройтесь!
(под музыку «Чему учат в школе»)
Учитель: - А чему учат в старорусской, современной школах? (слайд № 13)
Дети: - В школе учат читать, писать, решать задачи.
Учитель: - Решите задачу: Торговец на рынке зазывает: «Капуста не пуста. Сама летит в уста. Ты приготовил деньги на покупку кочана в 2 с половиной кг? 1 кг стоит полтину» ( слайд № 14)
Учитель: -Все вам слова понятны? Полтина – это сколько?
Дети: - Полтинник – 50 рублей.
Учитель: - Да, в наше время можно такое услышать. А в старину полтиной называли 50 копеек. Как вы решите задачу? (50+50+25=125 копеек)
Учитель : - А за покупку мы отдадим 125 копеек? ( Нет. Надо перевести.1 руб.25 коп)
- Слово рубль произошло от глагола рубить : от большого слитка серебра, отрубали часть.
- Слова копейка и рубль используются и в наше время.
- Я хочу вам предложить еще одну старинную задачу. ( слайд № 15)
«Длина доски прямоугольной формы 3 пяди, ширина 2 пяди. Найдите периметр доски».
Учитель УДИВЛЕННО: - Почему вы не поднимаете руки?! Вы ведь очень хорошо знаете, что такое периметр и как его найти.
Дети: - Мы находили периметр в см, а в задаче незнакомая единица длины.
Учитель: - (непроизвольно показывая) А как вы думаете, что такое ПЯДЬ?
Дети: - Может быть что-то связано с рукой?
Учитель : - Пядь – это расстояние между концами большого и указательного пальцев.
- А кому приходилось пользоваться этой меркой или наблюдать, как это делают другие?
Дети: - Мама измеряла братика. На улице измеряли длину прыжка и др.
Учитель: -Сравните свою пядь пядью соседа. С моей. А у взрослых все пяди одинаковые? Так почему отказались от этой старинной меры длины?
Дети: - Пяди у всех разные. Неточная мера длины.
Учитель: - Так чему же равен периметр доски? (Дети решают и отвечают)
5. Школа будущего.
Учитель: -Старинные слова, старинные денежные единицы, старинные меры длины…
- А ведь наступит такое время, когда используемые в нашей жизни слова, предметы станут устаревшими. (пауза)
- Про разные школы рассказ
Еще не закончен у нас.
Школа будущего ждет-
Отправляемся вперед! ( слайд № 16)
Учитель:
- У вас было задание подумать о ШКОЛЕ БУДУЩЕГО:
1 группа: общее представление школы будущего;
2 группа: тетради, письменные принадлежности школы будущего;
3 группа: оценки школы будущего;
(Выступление учащихся)
- Около школы будущего будет построен парк «Желаний». В парке будут различные аттракционы, водные горки, продажа мороженого. За отличные результаты – 25 минут пребывания в парке, за хорошие – 15 минут. А за «2» - ничего. Таким ученикам останется только завидовать.
- У школьников будет современная супер- форма. В зависимости от полученных оценок она будет менять цвет. «5» - форма красного цвета, «4» - синего, «3» - серого, а «2» - черного. Но я думаю, что форма у всех будет яркого цвета.
- Современная ручка во время письма под диктовку, будет сигналить и в окошке показывать место ошибки и правильную букву.
- Тетрадь будет сенсорной, в ней одной будут все школьные предметы. Учитель сможет проверять работы учеников по компьютеру.
- Учебники современные будут как электронные книги, но еще и умеющие говорить. Не понял ученик новый материал на уроке или проболел, голос из книги еще раз объяснит тему.
Учитель: - Хорошие идеи! Поживем, увидим. Может и я успею поработать в такой школе?!
- Спасибо вам за работу. Вы как всегда были активны, оригинальны, сообразительны! (слайд № 17)
Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Осенний праздник в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Алёшина Марина Леонидовна # 10 января 2014 в 18:27 0 |