Конкурсы

Внеклассное мероприятие по эстетическому воспитанию, 3 класс. Конспект

Конспект внеурочного занятие для 3 класса из цикла «Русский фольклор» на тему «Как играли наши бабушки...»

Возраст: третий класс (10 лет)

Цели: воспитание любви к творческому наследию нашего народа, возрождение утерянных традиций русской культуры, формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений, развитие художественных склонностей и задатков.

Предварительная подготовка:

Подразумевается некоторая осведомленность детей по курсу народного творчества. К уроку дано задание найти примеры детского народного фольклора. Предварительно выучена обрядовая песнь "Весна-красна". Девочка одета в народный костюм.

Оборудование:

Наглядные пособия: народный костюм, иллюстрация русских посиделок, бумажные птички, сделанные самими ребятами как атрибут календарного обряда.

Ход занятия:

Учитель. Здравствуйте, ребята.

Мы продолжаем наши встречи на тему "Русское народное творчество". Сегодня я попросила Еву Богданову принести народный костюм. Для чего - я скажу позже, а сначала мне хотелось бы попросить Еву стать в круг, и мы еще с несколькими помощниками, взяв в руки уже знакомых "птичек", сыграем песню из весеннего календарного обряда.

Песня.

Весна-красна, на чем пришла?

На сохе, бороне, на кобыле - вороне.

Ой, вы жаворонки, жавороночки.

Летите в поле, несите здоровье.

Первое - коровье, второе - овечье.

Третье - человечье.

Учитель. А теперь, глядя на Еву, я хотела бы услышать название того вида искусства, которое играло огромную эстетическую роль в жизни русского человека.

(Прикладное искусство: одежда, посуда, домашняя утварь...)

Учитель. Чуть подробнее остановимся на одежде. В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный как символы солнца и света. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, но когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.

Наглядные пособия.

- Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых?

- Да.

И подтверждением тому была исполненная вами песня. Это было детям весело и нетрудно. Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, ребенка окружали материнская любовь и забота. Какие песни и стишки вы слышали от мам? Приведите примеры.

Ответы, примеры.

Учитель. Мне хотелось бы дополнить ваши познания.

Часто мама клала ребенка на спинку, раздевала, поглаживала, делая своеобразную гимнастику, говоря:

Потягунюшки, порастушечки.

Поперек себя ширунюшки.

Ручки похватунюшки,

Ножки побегунюшки,

Роток - говорок.

В головушку - разумок...

Так ласково, нежно обращалась мать с младенцем, физически развивая при этом. Эти стишки назывались пестушки от слова пестовать, т. е. ухаживать, нянчить, носить на руках.

Чуть позже, когда ребенок начинает немного понимать, в ход развития включались потешки, от слова тешить, развлекать, а наряду с этим и учить ребенка разным элементарным движениям, а также ходить.

Топы, топы - по лавочке.

Цапы, цапы - за лапочки.

Также "Сорока-воровка", "Поехали с орехами".

Вот такие стишки-пестушки и потешки, а также колыбельные песни, которые выдумывали для детей взрослые в раздел народного творчества под названием "Поэзия пестования". Теперь ваши примеры.

Второй большой раздел - это поэзия детей, то, что могут сочинить сами дети.

Как вы думаете, что можете вы, ребята, сами сочинить для себя, для забавы?

Ответы: считалки, загадки, дразнилки, игры...

Учитель. Остановимся подробнее на считалках и играх.

Какие считалки вы знаете?

Примеры.

Учитель. Я предлагаю сгруппировать все считалки следующим образом:

1. Заумные. Те, в которых не понять ни одного слова:

Цок-цок думанэ,

Абуль-фабуль руманэ,

Рики-тики-драматики,

Бац, бац, бац.

2. Числовки. Считалки, в которых присутствует счет:

Первенчики, другенчики,

Летели голубенчики.

Летели голубенчики

По той они сторонушке.

Там пышки, лепешки,

Медовый сахарок.

Шишел, мышел вон пошел,

За собою нас повел.

3. Считалки-заминки. Здесь нет событий, а просто перечисляются персонажи.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой...

4. А также существуют музыкальные считалки. Разучим одну из них.

Трынцы, брынцы бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон.

Разучивание.

Учитель. Теперь, зная эти разновидности считалок, давайте еще раз приведем их примеры.

Примеры.

Учитель. А сейчас выучим музыкальную народную игру - самый любимый жанр детского фольклора.

Заинька - серенький,

Заинька - беленький,

Некуда заиньке выскочить,

Некуда заиньке выпрыгнуть.

Есть города турецкие,

Замочки немецкие.

Ну-ка, зайка, серым боком

Перед нашим хороводом.

Ну-ка, зайка, повернись,

Хороводу поклонись.

Только не балуйся,

Лучше поцелуйся.

Разучивание и исполнение игры.

Учитель. Итак, мы сегодня побывали в старой русской деревне, не просто узнали, но и приняли участие в тех играх, в которые играли наши бабушки и дедушки. Я буду рада, если эти знания разнообразят и украсят ваше свободное времяпрепровождение. А если у кого-то из вас есть братишки или сестренки, то вы можете опробовать полученные знания на практике.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий внеклассного мероприятия 3, 4, 5 класс. Жители леса

Конкурсная программа для младших школьников

Осенний праздник в начальной школе

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Театрализованное представление для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!