Автор: Петрова Валентина Николаевна, учитель начальных классов СОШ № 53 г. Актобе, Казахстан
Цели:
- развитие у учащихся познавательного интереса к окружающей среде:
- формирование бережного отношения к домашним животным, ответственности, милосердия:
Задачи:
- развитие наблюдательности, любознательности;
- развитие воображения, внимания, мышления;
- формирование активной жизненной позиции;
- воспитание ответственности за живое существо;
- развитие мировоззрения взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;
- содействие воспитанию нравственных качеств учащихся;
- развитие эмоциональной сферы через яркие примеры;
Оборудование: иллюстрации с изображением животных
1. Орг. начало.
Вступительное слово учителя. Чтение стихотворения «Планета – дом». Я.Акима
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.
Сегодня мы отправимся в путешествие по планете Земля. Вы будете вести наблюдение за животными, отвечать на мои вопросы и выполнять задания. Но сначала мы проверим, как вы знаете животных.
2. Работа над темой
а) Давайте немного поиграем.
Я предлагаю вам отгадать загадки
1) Рыжая плутовка
Обманывает ловко.
Ее боятся мышка
И зайка-шалунишка,
Хоть сама в лесу живет,
Из деревни кур крадет. (Лиса)
2) Кто в густом лесу живет
И с куста малину рвет,
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит? (Медведь)
3) Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду,
Серым стал косой зверек,
Кто узнал, пусть назовет? (Заяц)
4)Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко. (Жираф)
5) В зоопарке,
Верь, не верь,
Проживает
Чудо-зверь.
У него рука - во лбу
Так похожа на трубу! (Слон)
6) Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходит ...(Черепаха)
7) Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много черных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)
8) У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кошка)
9) Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит:
"Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е". (Коза)
10) Летом, в болоте, вы ее найдете.
Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка)
11) Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком. (Корова)
12) Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры)
13) Гладишь — ласкается,
Дразнишь — кусается,
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака)
б) Подумай и ответь на вопрос!
Ребята, каких из отгаданных животных можно держать дома? Каких, можно увидеть только в зоопарке, или в природе? Как их называют? Чем отличается жизнь диких животных от жизни домашних?
Мы продолжаем наше путешествие и тихо входим в лес. Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно, кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит веточку, вот какая-то маленькая птичка пролетела и скрылась в кустах, вот мимо пробежала мышка и спряталась в корнях деревьев. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Посидите, какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнет выдавать вам свои тайны.
Наблюдать за природой интересно во все времена года.
Давайте отправимся в гости к животным, но только любознательным и бережно относящимся к природе ребятам откроют свои секреты наши соседи по планете.
в) Игра «Войди в образ»
Представьте себя в образе одного из животных. Составьте диалог «Мой день». Как вам живется? Чем занимаетесь, чем питаетесь? От кого и как спасаетесь? (кошка, медведь, воробей, сайгак).
Физкультминутка.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Руки в сторону, вперед,
На опушке зайка ждет...
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх
Убегаем мы от всех.
У животных, так же как и у людей происходит много смешных историй.
г) Чтение в лицах
Сорока и енот.
— Енот, а енот, а ты ягоды есть любишь?
— Люблю.
— А птенцов и яйца любишь?
— Люблю.
— А лягушек и ящериц любишь?
— Люблю.
— А… а червяков и улиток любишь?
— Тоже люблю.
— А чего же ты тогда не любишь?
— Не люблю, когда меня глупыми вопросами от еды отвлекают.
Что нового узнали для себя из этой сценки?
Мы продолжаем наше путешествие. И возвращаемся в наше село. Каких животных мы можем встретить в сельской местности.
д) Разыгрывание сценки с последующим обсуждением
Сценка «Разговор с кошкой» (А. Дмитриев)
Мальчик: Однажды я встретил бездомную кошку.
- Как ваши дела?
Кошка: - Ничего, понемножку.
Мальчик:- Я слышал, что вы тяжело заболели?
Кошка: - Болела.
Мальчик:- Так значит, лежали в постели?
Кошка: - Бездомной, мне некуда ставить постель.
Мальчик: - Как странно, - я думал, -
Что в мире огромном,
Нет места собакам и кошкам бездомным.
Вы слышите, кошка, пойдемте со мной,
Темнеет, и, значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо, и смело –
О чем она пела? Возможно, о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
Учитель: Ребята, а вы согласны с тем, что каждому нужен свой дом? (ответы детей). Учитель берет в руки 2 игрушечные собачки.
Учитель: Сегодня на улице я повстречала этих двух очаровательных бездомных собачек, зовут их Тобик и Бобик.
- Ребята, а мы с вами можем помочь этим бездомным животным? (ответы детей)
Учитель: Ребята, давайте, прямо сейчас построим будку для Тобика и Бобика. А вот и строительный материал! Из заготовок делают аппликацию будки.
Игра-эстафета «Строим будку для собачки».
Учитель: Молодцы, хорошие дома получились, теперь есть жилье у Тобика и Бобика.
е) Выскажи своё мнение
В лесу из автомобиля вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала….
– Как вы оцените такой поступок?
3. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие, и мы возвращаемся в нашу школу, в наш кабинет, и мне хочется спросить вас:
– Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?
В мире животных, растений, птиц и других представителей животного мира очень много интересного. Сколько мы еще не знаем даже про самых, казалось бы, знакомых нам животных! Будьте внимательны к окружающему миру, и тогда ваша жизнь будет комфортной и гармоничной. После сегодняшнего разговора я думаю никто из вас, не пройдет мимо жестокости и всегда встанет на защиту слабого. А домашние животные, которые есть у вас никогда не станут бездомными.
Закончить наше занятие мне хочется словами Душана Родовича:
“Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни”.
Мы обещаем:
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам,
Хорошо живется с нами рядом!
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Просвещение 1991 г
2. Жиренко О.Е. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. Москва «Вако» 2007
3. Гребенкина Л.В. «Сценарии классных часов» часть 2. М.:Центр «Педагогичесчкий поиск»,2002 г
4. Анохина Е.О. «Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира» Начальная школа № 12, 2012 г
Осенний праздник в начальной школе
Викторина по экологии с ответами для начальной школы
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Катерина # 10 января 2014 в 21:52 0 |
Спасибо.Очень интересный сценарий.Обязательно воспользуюсь сценарием. Желаю автору творческих успехов. |
Козлова Светлана Федоровна # 2 апреля 2014 в 06:24 0 |
Очень хороший материал. Желаю вам творческих успехов. |
Наталья Анатольевна Крупская # 5 ноября 2015 в 07:21 0 | ||
|