Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с общечеловеческими ценностями, правилами дружбы, понятиями «дружба», «настоящий друг»; способствовать формированию нравственных качеств: умения дружить, беречь дружбу; развитию умений рассуждать, аргументировать свою точку зрения.
Воспитательные результаты:
- результаты первого уровня: приобретение школьниками знаний о дружбе и правилах дружбы; усвоение представления о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии;
- результаты второго уровня: формирование у школьников позитивного отношения к таким ценностям общества, как дружба, умение дружить и беречь дружбу.
Оборудование: пословицы и поговорки о дружбе; В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»; лепесток из квадратного листа бумаги; цветная бумага; ладошки из бумаги; ножницы; карандаши; изображения колосков.
Цитаты:
«Дружба - это созвучие душ в соединенности судеб». (Восточная мудрость.)
«Дружба - это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». (Джон Ивлин.)
«Дружба - ... это бескорыстная стойкая приязнь». (В. И. Даль.)
«Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». (Сократ.)
Законы дружбы (по В. А. Сухомлинскому):
Не оставляй друга в беде.
Тебе не безразлично, какой твой друг.
Дружба - это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Дружба испытывается в беде и опасности.
I. Создание психологического настроя (хоровод желаний).
Дети вместе с учителем встают в хоровод.
- Ребята, давайте посмотрим в глаза друг другу, улыбнемся и скажем: «Я желаю тебе...». (Дети говорят друг другу пожелания.)
- Ребята, что вы чувствовали, когда слышали пожелания в свой адрес?
- Всего несколько приятных слов, и мы счастливы. А важно ли, кто и как говорит эти слова? Будут ли приятны слова, сказанные не от чистого сердца? Ребята, весь секрет в том, что по- настоящему добрые слова говорят нам наши друзья.
- А кто из вас хотел бы иметь настоящих друзей? Кто хочет знать, каким должен быть настоящий друг, какими качествами характера он должен обладать?
- Я рада вам сообщить, что на все эти вопросы мы сегодня найдем ответ. Итак, тема классного часа - «Счастье дружбы».
II. Вводная беседа о дружбе.
- Сегодня мы поговорим о дружбе. Ребята, а как вы думаете, что такое дружба? Попробуйте дать свое определение.
- Что вам нравится в вашем друге?
- За что вы иногда обижаетесь на него?
- Как вы относитесь к своему другу?
- Помогали ли вы другу, когда ему было трудно?
- Помогал ли вам друг в трудную минуту?
- Каким бы вы хотели видеть своего друга?
- Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья?
- Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. Нет народа, у которого не было бы пословиц и поговорок о дружбе. Давайте вспомним пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.
• Друзья познаются... (в беде).
• Нет друга, так ищи, а нашел -... (береги).
• Человек без друга - что земля... (без воды).
• Человек без друзей - что дерево... (без корней).
• Старый друг лучше... (новых двух).
• С другом веселее при удаче, легче... (в беде).
• Дружба дружбе рознь, а иную хоть -... (брось).
• Дружба в делах... (помощница).
• Дружба крепка не лестью, а... (правдой и честью).
• К дому друга дорога никогда не бывает... (длинной).
• Не бросай друга в... (несчастье).
• Нет лучше дружка, чем... (родимая матушка).
• Не имей ста рублей, а имей... (сто друзей).
•Друга ищи, а найдешь -... (береги).
• Дружба не гриб, в лесу... (не найдешь).
• Дружба - что стекло: расколешь -... (не соберешь).
• Дружбой дорожи, забывать... (не спеши).
• Верный друг... (лучше сотни слуг).
• Дальний путь, да ближний... (друг).
• Дерево живет корнями, а человек-... (друзьями).
• Друг лучше старый, а платье -... (новое).
- Ребята, как вы понимаете выражения «старый друг», «друг детства»?
- Давайте послушаем, что ваши родители думают о дружбе с детства.
- Нужно ли дорожить такой дружбой и легко ли сохранить дружбу с детства на всю жизнь?
- А теперь прочитайте высказывания и объясните их смысл.
• Дружба - что стекло: расколешь - не соберешь. (Разбитое стекло не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда.)
• Хочешь дружбы - будь другом. (Когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом умение дружить.)
- С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется: «Слово «друг».
Когда еще никто не знал ни слова –
Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова», -
Соседям древний человек привык
Показывать кулак или язык
И корчить рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки,
И человек придумал слово «друг»,
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю.
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал: «Дурак!»,
Показывал язык или кулак
И корчил рожи (что одно и то же).
А злое слово я приберегу –
Пускай оно достанется врагу!
Я. Аким
- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает так, как в стихотворении «Два козла». Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
Однажды на лужайке подрались два козла.
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них легонько приятеля боднул.
Один лягнул приятеля немножко посильней.
Другой боднул приятеля немного побольней.
Один разгорячился, лягнул что было сил!
Другой его рогами под брюхо подцепил.
Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной переменке такой же вспыхнул бой.
С. Михалков
- Да, такие отношения дружескими не назовешь. В. И. Даль в своем толковом словаре приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место известный ученый и писатель ставит бескорыстие.
Подготовленные ученики разыгрывают сценку «Ни за то и ни за это».
Ученик. Костя сделал скворечник и позвал Вову.
Костя. Посмотри, какой птичий домик я сделал.
Ученик. Вова присел на корточки.
Вова. Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.
Костя. Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я - скворечник.
- Что же такое бескорыстная дружба?
Подготовленный ученик читает стихотворение.
СОНЕЧКА
Тронь ее нечаянно –
Сразу: «Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!»
- Ой, я укололась, -
Слышен Сонин голос. –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
- Голова болит...
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики
- Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год.
Испугалась Сонечка
и сидит тихонечко.
А. Барто
Подготовленный ученик читает стихотворение.
ЖАДИНА
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст покататься на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится –
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!
Жадину я ни о чем не прошу,
В гости я жадину не приглашу,
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому - честно, ребята, скажу –
С жадными я никогда не дружу.
Я. Аким
- Можно ли дружить с героями этих стихотворений?
- Так каким же должен быть настоящий друг? (Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия.)
III. Беседа «Качества характера настоящего друга».
- Какими качествами нужно обладать, чтобы у тебя появились друзья? Перечислите самые ценные качества характера. (Честность, доброта, верность, преданность, смелость, надежность, справедливость, щедрость, мудрость, благородство.)
- Сложите лепесток из квадратного листа бумаги. В группе обсудите, какие качества характера друга самые важные. Каждое качество запишите на отдельном лепестке. Из лепестков сделайте цветок.
- Итак, какие качества характера мы будем в себе воспитывать, чтобы у нас появились друзья?
Игра «Я и мой друг».
Дети играют парами.
- Я буду задавать вопросы и давать три ответа на них. Каждый из вас пишет тот вариант ответа, который ему больше нравится. После игры я соберу листочки. Пара, у которой совпадает больше ответов, победит в нашей игре.
Вопросы к игре.
1. Назови свой любимый цвет. (Красный, желтый, зеленый.)
2. Какой фрукт тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши.)
3. Какой из школьных предметов твой любимый? (Математика, чтение, русский язык.)
4. На чем ты больше любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках.)
5. Чем тебе больше нравится рисовать? (Карандашами, красками, фломастерами.)
6. Какое время года ты любишь больше? (Зиму, весну, осень.)
7. Какой вид спорта ты любишь? (Фигурное катание, теннис, футбол.)
8. Какие сладости тебе больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты.)
9. Что для тебя лучший подарок? (Игрушки, книги, одежда.)
10. Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками.)
11. Кем хочешь стать, когда вырастешь? (Учителем, врачом, бизнесменом.)
12. Какое домашнее животное ты бы хотел? (Кошку, собаку, попугая.)
13. Какие книги ты любишь читать? (О животных, сказки, фантастику.)
14. Какой день недели твой любимый? (Пятница, суббота, воскресенье.)
15. Какой фильм ты посмотрел бы сейчас? (Приключенческий, сказку, мультфильм.)
- Ребята, а только ли с людьми можно дружить? (Друг - это любимая книга. Друг - это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг - это тот человек, которому ты можешь доверить свои секреты. Друг - это учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.)
- Можно ли дружить с природой? Что в природе можно сравнить с дружбой? (Дети рисуют на доске солнце, цветы, бабочек и т. д.)
Игра с классом «Это я...».
Вот одна игра, вам понравится она,
Вам вопрос хочу задать, ваше дело - отвечать.
Если вы со мной согласны, отвечайте хором, братцы:
«Это я, это я, это все мои друзья!»
Отвечайте хором вмиг: кто лениться не привык?
Ну а кто привык к порядку: утром делает зарядку?
Кто из вас, скажите, братцы, всегда умеет улыбаться?
Кто волшебные слова не забывает никогда?
А еще хочу узнать, кто готов всем помогать?
- Послушайте, какие законы дружбы составил замечательный учитель В. А. Сухомлинский: «Не оставляй друга в беде. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба - это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Дружба испытывается в беде и опасности».
- Нас с вами окружают леса и озера, свежий запах цветов и трав, яркое солнце и голубое небо. Все перечислить невозможно, и сразу вспоминаются строки поэта И. Мазнина:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица - с небом, как травы - с лугом.
Как ветер - с морем, поля - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
IV. Дерево дружбы.
-Мне очень хочется, чтобы мы вместе с вами посадили свое дерево дружбы. Но пока земля не готова его принять. И поэтому мы создадим дерево дружбы у себя в классе. Сейчас я прочту несколько строк, а вы подумайте, чем мы можем заменить листву дерева дружбы.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
М. Пляцковский
- Итак, чем можно заменить листву дерева? У вас на партах лежат бумажные ладошки. Напишите на них свое имя. Будем считать, что это протянутая рука друга - символ дружбы. Пожелайте, каким бы вы хотели видеть наш класс, и прикрепите ладошку к нашему дереву.
- Мы создали дерево дружбы. Но нам предстоит самое сложное - создать класс дружбы. Как вы понимаете, что это такое? Будем ли мы счастливы в таком классе? Ребята, поднимите руку те, кто приложат все усилия для создания дружного класса.
V. Рефлексия.
- Ребята, у вас на партах лежат рисунки с изображением колосков. Сейчас мы с вами из этих колосков составим пшеничные снопы (букеты).
- Когда пшеница созревает, какой она становится? (Желтой.)
- А когда она еще не созрела, какого цвета колосья? (Зеленые.)
- Подумайте, вы уже научились дружить?
- Если да, то раскрасьте колоски желтым цветом, если еще только учитесь быть настоящими друзьями, раскрасьте зеленым цветом.
- Теперь свои колоски прикрепите на доску: желтые к желтым, зеленые к зеленым.
- Какой сноп больше?
- У вас на партах лежат рисунки с изображением солнышка и тучек. Если классный час вам понравился, покажите солнышко, а если нет - тучку.
- Как много засияло солнышек! Значит, все наши колоски согреваются теплом и светом! Зеленых колосков не останется - все они станут желтыми, золотистыми, дружными!
VI. Итог занятия.
- Итак, где нужно искать счастье? (В дружбе.)
- Каким должен быть настоящий друг?
- Что такое доброжелательное отношение к другу, дружба, уважение, взаимопомощь, честность?
- Что значит уметь ценить дружбу?
- Итогом сегодняшней работы явилось создание Правил дружбы. Если вы будете соблюдать эти правила, радоваться успехам других людей, не стесняться признавать свои ошибки, то я уверена, что вы найдете себе настоящего друга и дружбу с ним сохраните не только в школе, но и перенесете во взрослую жизнь.
Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения.
МОНОЛОГ О ДРУЖБЕ
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба - это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить.
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год...
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг.
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей - и белых, и цветных.
Л. Измайлов
Классный час «С кем бы ты хотел дружить?», 3 класс
День знаний в 1 классе. Сценарий
Классный час «Из чего же сделаны наши мальчишки?», 1 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!