Внеклассное занятие по этимологии в начальной школе

Конспект внеклассного занятия для младших школьников. Тема «О словах» (этимология)

Цели:

• Воспитать уважение к своему языку, привлечь внимание к живому слову.

• Обучать работе с этимологическим словарём, правильно употреблять слова и правильно их произносить.

• Развивать речь учащихся, аккуратность, внимательность, любознательность.

Оборудование: плакаты с надписью, этимологические словари, скотч.

Ход занятия

I. Организация класса.

II. Постановка темы и цели занятия.

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету...

Язык - и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море - море слов

Купаться ежечасно!

А. Шибаев

Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеёмся, шутим, поём. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. А ведь это целая наука, очень интересная и серьёзная. Кто-нибудь из вас знает, как эта наука называется?

Этимология, что в переводе с греческого означает «наука об истинном значении слов».

Цель словарей - привлечь внимание к живому слову, заинтересовать школьников русским языком, пробудить желание искать и находить исторические корни, исследовать, углубляться в историю слова, и не просто делать открытия, а делать их с радостью и удовольствием. И конечно, тут не обойтись без самой разнообразной литературы - захочется заглянуть в энциклопедии и словари, открыть географический атлас, полистать книги по истории. Зато результат того стоит. Ведь этимология - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного, и любознательного обязательно ждут открытия.

В этимологии прекрасно уживаются логика и фантазия.

Есть этимология научная, основанная на фактах и серьёзных гипотезах, а есть народная, допускающая самые невероятные с точки зрения науки предположения и ассоциации. Часто они противоречивы, а бывает, что разные пути приводят к одному результату, и это тоже здорово и интересно. А как порой неожиданно складывается судьба слова! Иногда его значение меняется со временем до обратного. Это может зависеть и от поворотов истории, и от удачной шутки, автора которой никто уже не помнит... Меняется мир, меняется язык, появляется необходимость давать имена новым предметам и явлениям, и старые слова приобретают новый смысл. Например: конь и козёл - гимнастические снаряды, кошки у верхолазов — специальные крючья, с помощью которых можно подниматься на большую высоту, мышка - прибор, без которого не обойтись при работе на компьютере. Так слово всё дальше и дальше уходит от своего первоначального значения. Чем старше слово, тем сложнее разобраться в его этимологии. Часто и научных толкований бывает несколько, не говоря уже о народных, а порой этимология настолько расплывчата, что даже языковеды разводят руками.

В словаре приведены разные примеры этимологии слов. Для одних дан более полный, почти научный анализ. Здесь придётся сосредоточиться, чтобы понять, проследить языковые связи. Другие слова позволят отдохнуть, даже развлечься. Есть и такие, где будет интересно продолжить цепочку рассуждений или же предложить собственную версию, дать своё толкование.

Ведь в этимологии столько белых пятен, столько недосказанных предложений и вопросов без ответов.

А как вы думаете, нужно ли доискиваться до этих ответов? Может, не так уж это и важно?

Конечно же, важно!

Великий учёный И. Павлов утверждал, что потребность познавать - такое же природное свойство человека, как есть, пить, дышать, двигаться и работать. «Если не знаешь имён, пропадает и знание вещей», - эта мудрость пережила века.

Как вы понимаете эту мудрость? Познакомившись со словом поближе, «на ощупь, на вкус и на запах» (по выражению К. Паустовского), вы уже никогда не употребите его некстати. Узнав точное происхождение и значение фразеологизма - крылатого выражения, пословицы, поговорки, - вы не замените по незнанию то или иное слово в обороте. Ведь на то это и устойчивое словосочетание, чтобы ничего в нём не менять.

Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого.

«Заговори, чтобы я тебя увидел», - эти мудрые слова принадлежат философу Сократу.

Значит, речь наша - это и одежда, по которой нас встречают, и ум, по которому обычно провожают. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна; каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово - хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное и чтобы быть понятым, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений. Как это интересно - проникать в удивительный и многоцветный мир слова, разбирать и изучать его по кирпичикам, рассматривать в разных ракурсах и аспектах, ощущать в них тепло и таинственный блеск.

Слово не только называет какой-либо предмет, признак, действие, явление. Оно может дать большую информацию, накопленную нашими предками. Слова, значения которых мы понимаем, делают нас обладателями громадной библиотеки нашей памяти, а значит, обогащают нас культурно, духовно. Как бы мы узнали о событиях дней минувших, если бы не сохранились названия того, что давно кануло в лету, реку забвения?

Но никогда не умирает то, что навечно закреплено в слове, самом могущественном памятнике истории. У предков наших всегда было презрительное отношение к «Иванам, не помнящим родства», живущим лишь сегодняшним днём.

Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадки объясню, т. е. расскажу об их происхождении.

1. Бобр.

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины

И плотину.

Бобр - интересный зверь. Только он умеет строить на ручьях и речках настоящие плотины, прокладывать настоящие каналы и, как заправский лесоруб, валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Бобр - всего-навсего «бурый зверёк». Слово «бобр» существует столько же веков, сколько и сам наш язык... Родичи древнерусского слова «бобръ» встречаются во многих языках мира. У литовцев бобр - бебрис, у немцев - бивер, у англичан - бивер...

Лингвисты считают, что первоначальным значением его имени было «бурый, коричневый зверь».

Есть такая поговорка «убить бобра». Употребляется она в значении: заключить выгодную сделку. Пошла она от пословицы «Не убить бобра - не видать добра», т. е. его шкуры с редкостным драгоценным мехом с серебристыми волосками.

Ещё в XVII веке на Руси и на Украине бобры водились всюду. Ловля их была важным источником дохода, поэтому пословица употреблялась в значении «приобрести что-либо ценное».

Но позднее, когда бобров стало меньше, пословица зазвучала по-другому: «Убить бобра - не видать добра».

2. Глобус.

Кое-что о школе.

Шар не велик

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет целый свет.

Все школьники знают, что это такое. Люди знакомы с глобусом уже несколько тысячелетий.

Ну а почему же всё-таки глобус назван глобусом, а не как-то иначе? Дело в том, что само латинское слово «глобус» означает «шар». Вот, оказывается, в чем секрет. Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите земной шар.

3. Карандаш.

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это...?

Слово карандаш образовано от тюркского караташ - «сланец», «графит» (кара - «чёрный» и таш - «камень»).

Свой путь карандаш начинает от графитовых и свинцовых палочек, служивших для письма.

Но прошло много, очень много времени, прежде чем научились делать для карандаша деревянную «рубашку» и карандаш стал иметь такой современный вид, к которому мы привыкли.

4. Пенал.

В этой узенькой коробке

Ты найдёшь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

Перо по-латыни - пенка. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую назвали пенал. Раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, названия «перо», «перья», по традиции, сохранились. Теперь мы в него складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки там найдётся местечко. А название осталось прежнее, как это часто бывает в языке.

5. Ранец.

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.

Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

6. Тетрадь.

То я в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать.

Что такое я? ...

Это древнерусское заимствование из греческого языка. В памятниках встречается с XI века. Образовано от tetrados - «четвёртая часть листа» или tetro - «сложенный вчетверо». А почему такое название? Дело в том, что раньше тетрадки имели всего четыре листка: один большой лист складывали пополам, потом ещё пополам, разрезали, сшивали посередине - и тетрадь готова.

Надеюсь, что предлагаемый материал пробудил в вас интерес к нашей истории, живому слову, вызвал желание почаще заглядывать в книги и словари.

Пока молод ум, свежо и своеобразно восприятие, пока есть свободное время и не притупилось желание узнавать, давайте учиться любить слово, а значит, и родной язык, и родную историю.

III. Итог урока.

Теперь подведём итоги нашего занятия.

С какой новой наукой мы сегодня познакомились?

Назовите виды этимологии.

Рекомендуем посмотреть:

Осенний праздник в начальной школе

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!