Цели: закрепление и углубление знаний, полученных учащимися о местоимении; совершенствование навыков правильного употребления местоимений в речи, умения определять падеж местоимений; развитие мышления, устной и письменной речи детей; привитие интереса к русскому языку, к творчеству русских поэтов.
Оборудование: Изображение королевы Местоимении, конверты с письмами, карточки со словами, индивидуальные карточки для детей.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы.
- Сегодня у нас будет путешествие в страну «Местоимению», хозяйка которой королева Местоимения. Она прислала нам письмо, сейчас я вам его прочитаю.
Здравствуйте, друзья!
Я узнала, что вы хотите побывать в моей стране. Я очень люблю туристов и пускаю в свои владения только любознательных и находчивых. А главное, знающих людей.
Пройти в мой дворец непросто. Для этого вам придется преодолеть различные препятствия. Сегодня я отмечаю свой день рождения и прошу прибыть без опоздания.
В добрый путь!
Королева Местоимения.
III. Минутка чистописания.
- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны изобразить в тетради маршрут нашего путешествия. Запишите в тетради строчку соединений, как у меня на доске. Чтобы не заблудиться, маршрут нужно обозначить точно, поэтому все элементы должны быть написаны правильно и красиво, следите за этим.
Ч//Ч//Ч//Ч
- Прочитайте пословицу. О чем она?
Человек без друзей, что дерево без корней.
- В письме мы прочитали, что нам пригодятся любознательность, находчивость и знания. Но дружба тоже очень важна во время путешествия. Запишите пословицу в следующей строчке очень красиво и постарайтесь ее запомнить.
IV. Итак, начинаем наше путешествие. Первым препятствием на нашем пути стала «Пещера загадок».
Дети отгадывают загадки, учитель показывает карточки со словами-отгадками.
1. Какие два личных местоимения 1-го лица мешают движению на дорогах? (Я-мы.)
2. Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь-я.)
3. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог этого слова - название детской болезни. Вместе обозначают предмет, который удерживает судно во время стоянки. (Я-корь.)
4. Первый слог - личное местоимение 2-го лица, второй - звук, который издает лягушка. Вместе - название овоща. (Ты-ква.)
5. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй и третий - синонимы к слову горе. Вместе обозначают человека, который любит жаловаться. (Я-беда.)
6. Первый слог слова - личное местоимение 1-го лица, второй слог вы найдете в словах сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе обозначают вместилище для чего-нибудь. (Я-щик.)
7. В каком местоимении два звука и одна буква? (Я.)
8. За какое личное местоимение 1-го лица нужно спрятать букву ц, чтобы получилось животное из породы грызунов. (За-я-ц.)
9. Местоимение, предлог,
Меж них - фамилия поэта.
А целое - известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-блок-о.)
- Какие словарные слова нам встретились? (Заяц, яблоко.)
- Написание каких букв в этих словах мы должны помнить?
- Какими частями речи являются эти слова?
- Каким местоимением можно заменить слово заяц? яблоко?
- Молодцы! Первое испытание вы выдержали достойно. Продолжаем путешествие.
V. «Лесные премудрости».
- Положите перед собой карточки с текстом, прочитайте. О чем говорится в нем?
- Текст разделен на абзацы, для работы будем брать по одному абзацу. Нужно списать текст, заменяя, где это нужно, имена существительные личными местоимениями.
Орел свил самое большое гнездо. Гнездо сделано из толстых сучьев и помещается на высокой сосне.
Самое маленькое гнездо вьет королек. Королек сам меньше стрекозы, и дом у него с кулачок.
Самый красивый домик у пеночки. Пеночка свила гнездышко на березовой ветке. Птица убрала его мягким пухом.
- Каким членом предложения могут быть личные местоимения?
И с этим испытанием вы справились, я думаю, королева Местоимения будет вами довольна.
- Мы с вами находимся на этапе «Лесные премудрости», давайте сделаем веселый привал, представим, что мы в лесу, и отдохнем. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки - тихо помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.
Продолжим путешествие.
VI. «Поляна сказок».
- Положите перед собой карточки-рыбки, прочитайте текст (по вариантам) так, как он написан.
1-й вариант:
Приплыла к (он) рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Воротился старик ко старухе,
Рассказал (она) великое чудо.
2-й вариант:
Не посмел я взять с (она) выкуп,
Отпустил (она) в синее море.
Не умел ты взять выкупа с рыбки.
Хоть бы взял ты с (она) корыто.
- Из какого произведения эти строки?
- Кто его автор?
- Что в тексте не так?
- Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме, запишите рядом со скобками, сверху карандашом обозначьте падеж.
Проверка по вариантам.
- Прочитайте полученный текст, в каком падеже употребили местоимения?
1-й вариант: подберите из текста слово к схеме корень-суффикс-окончание (старик).
- Найдите в своих строчках однокоренные слова (старче, старуха).
2-й вариант: найдите слово с суффиксом «к», подберите устно 2 однокоренных слова (не из текста).
- Молодцы! Двигаемся дальше.
VII. А сейчас перед нами «Гора грамотности».
- Напишите местоимения в нужном падеже.
С (он) - Т. п.
У (она) - Р. п.
Перед (он) - Т. п.
За (она) - Т. п.
У (он) - Р. п.
Над (она) - Д. п.
К (он)-Д. п.
- Что нужно помнить о местоимениях 3-го лица, когда они употребляются с предлогами?
- Как пишутся местоимения с предлогами?
VIII. Подведение итогов.
- Давайте подведем итоги, вспомним, что мы знаем о местоимении, пользуясь планом:
1. Значение.
2. Вопросы.
3. Постоянные признаки.
4. Как изменяется.
5. Роль в предложении.
- Вы многое узнали о местоимении, прошли все испытания и получили еще одно письмо.
Дорогие ребята!
Я поздравляю вас с успешным окончанием путешествия. Вы проявили себя знающими и находчивыми туристами. Желаю вам дальнейших успехов в изучении русского языка. Путешествуйте в разные страны частей речи. Дружите с русским словом, исследуйте «Страну слов».
До встречи на страницах учебника.
Королева Местоимения.
- Ребята, но ведь у королевы Местоимении сегодня день рождения. Я предлагаю каждому из вас написать личное письмо- поздравление и поблагодарить за интересное путешествие.
Зачитать 2-3 письма.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- О чем расскажете дома или друзьям?
Автор: И. Н. Кондакова
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Нет комментариев. Ваш будет первым!