Итоги III Московского Международного театрального фестиваля «Давыдовский» (ТФД)
Что там происходит, за таинственной дверцей «Давыдовского» фестиваля, когда видеозаписи со всех концов земного шара собраны в одном месте Москвы, когда жюри строчит свои рецензии на отсмотренные видеозаписи постановок спектаклей?… Что происходит, когда председатель жюри недоволен чем-то, и президент ТФД спорит с ним?… А секретари подписывают дипломы по номинациям, стараясь ничего не перепутать…. Как все это происходит? Никто не знает. Потому что все самое интересное, громы и молнии обсуждений, проливные дожди споров, солнце консенсуса, все-все-все скрыто от посторонних глаз той самой таинственной дверцей нашей с вами фантазии.
Я закрываю глаза и представляю: прекрасные музы фестиваля, много лет украшающие его дизайнерские дипломы и афиши, слетают с виниловых плакатов и кружат по воздуху на своих легких блестящих крыльях… Звучит божественная музыка, а может быть – бьют тяжелые звонкие литавры, подводя итоги.
Но вот наступает особое время в конце зимы. Именно в этот период III-й Московский Международный театральный фестиваль «Давыдовский» сезона 2012-2013 гг подводит свои итоги. Заветная дверца открывается! Нет, она распахивается настежь. Вихрем взвиваются дипломы, разлетаясь в почтовых конвертах во все концы света, к своим адресатам! Рушится граница между «избранными», что по ту сторону дверцы, и любопытными, что по другую. Любопытные хотят все знать! Настало время знаний.
Наконец, дипломанты получили свои дипломы – кто по номинациями и с указанием места, а кто – в номинации уникальной, где ему не нашлось равных.
Один из «давыдовских» лауреатов, тульский режиссер О. Филиппова так написала в своем письме оргкомитету:
– Меня вчера вечером после репетиции буквально осенило на тему: «чем ваш фестиваль отличается от других». Все понятно, для чего нужен заочный фестиваль, и какие возможности он открывает: не надо никуда ехать, большие деньги собирать, детей вывозить, это ж здорово, это проще, легче, вся ответственность на вас, а не на мне – за опеку над коллективом. Но вот главное: ваш фестиваль в ином пространстве, как за таинственной дверью! Но у нас всех в то же время – одно пространство, и мне, прожившей почти 50 лет, и второкласснику, который вчера подошел ко мне рассказать про ваш сайт, про фото, которые там выложены, есть о чем поговорить. Вы, там, за таинственной дверью, побуждаете нас к творчеству не просто прямыми путями, к которым мы привыкли, а через иные точки соприкосновения с миром – и эта загадочность, вынужденная необходимость входить в виртуальность, дает новый импульс для развития личности и отношений между этими личностями!
Отрывок ее фразы про «таинственную дверцу» я взял заголовком своей статьи. Пожалуй, главной статьи, ибо она подводит итог грандиозного проекта, название которому «Давыдовский» театральный фестиваль.
Председатель жюри фестиваля сезона 2012-2013 гг. синьор де Сантис устало смотрит на меня своими красивыми умными глазами и понимает, что я – тоже любопытный и сейчас начну задавать вопросы. Так оно и будет.
Корр.: Где вы познакомились с организаторами фестиваля?
Сантис: В Посольстве.
Корр.: Вам было интересно занять место председателя жюри?
Сантис: Интересно. Я не думал, что в России много талантливых самодеятельных театров. Думал, что Коломбина и Арлекин – удел Италии, и мы – самая талантливая и артистичная нация. Здесь я понял, что это не так. Мне понравилось то, что фестиваль международный. И много участников было из Франции, Голландии, а также стран бывшего Союза.
Корр.: Какие постановки больше понравились: русские или зарубежные?
Сантис: Очаровала «Красная Шапочка» Каннского детского театра. Она милая. Но больше заинтересовали русские постановки «Фрегат «Паллада» по произведению И. Гончарова, «Инь и Ян» по мотивам пьесы Б. Акунина, «Ганнеле» по Г. Гауптману. Над последней я плакал. Все они философские, глубокие, в них доминирует режиссерский профессионализм, больше страсти, жизненной правды.
Корр.: Вам нравятся дипломы фестиваля нового сезона?
Сантис: Очень понравились. Их два вида: первые – цвета осенней пшеницы, вторые – цвета ясного неба над этой пшеницей. Музы фестиваля, которые являются его покровительницами, – сами по себе произведение искусства. Да, хороши, по-моему мнению. Дипломы ассоциируются с полем и небом, значит, с Россией.
Поблагодарив председателя жюри, я пересаживаюсь на стул ближе к руководителю и организатору фестиваля Маргарите Алексеевне Давыдовой, человеку, в честь которой создан, а также назван сам фестиваль. М. А. Давыдова – кандидат пед. наук, профессор, создатель авторского курса по современной театральной педагогике, автор 80 книг, Лауреат Книги Гиннеса.
Корр.: Маргарита Алексеевна, с чего начался фестиваль сезона 2012-2013?
Давыдова М.А.: С того, что мы с президентом фестиваля и моим верным соратником Ириной Анатольевной Агаповой сели за стол и стали думать, что пришла пора открывать новый сезон. Мы составили план работы, по которому и двигались постепенно, не опережая события. Этот план и привел к благополучному финалу ТФД.
Корр.: А что входило в этот план?
Давыдова М.А.: Был проведен тщательный мониторинг городов, театральные студии из которых неоднократно являлись нашими участниками. Потом проанализированы заявки от тех режиссеров, которые прислали их в прошлом году, но участвовать постеснялись, перепуганные международным статусом ТФД. Их мы пригласили особо, повторно. Потому что у них оказались опытные коллективы, и нам хотелось видеть их работы. Многие откликнулись на наш призыв. В октябре 2012 г. президент ТФД обратилась к генералу С.К. Шойгу (в то время – еще губернатору Подмосковья) с просьбой об информационной поддержке. И он нас поддержал, за что мы очень ему благодарны. И сейчас желаем успехов на новом месте службы.
Корр.: Задачи фестиваля прежние: поднимаете престиж современного самодеятельного театра, поддерживаете творческие коллективы?
Давыдова М.А.: Да. И многое нам удается. Например, у фестиваля уже сложился крепкий «костяк» из постоянных участников (это Московская область, Москва, Оренбург, Воркута, Ульяновск, Амстердам).
Корр.: Ваша элита?
Двыдова М.А. Многие из них просто люди, которые, подобно нам, стояли у истоков «Давыдовского», были его «первенцами». Они до сих пор с нами.
Корр:. Есть в этом сезоне новые номинации?
Давыдова М.А.: А как же. Представлены театральные жанры, о которых ранее и не помышляли. Драмами, комедиями, пьесами по классическим русским народным сюжетам в этом году на «Давыдовском» никого не удивить. Потому что обилие мюзиклов, опер и хореографических постановок (в том числе – и классического балета) затмило и классику, и современность.
Корр:. Как работалось с новым председателем жюри?
Давыдова М.А.: Прекрасно и очень весело! Он оказался человеком требовательным, если постановка не нравилась категорически, он просто вставал и уходил в соседний кабинет с криками: «Даже диплома участника не достойны!» Приходилось с ним спорить, «вытягивать на номинацию» те спектакли, которые он признавал слабыми. Работать было и сложно, и интересно. Но, не смотря на его хитроумную политику, его всегда умела переубедить Ирина Анатольевна. Благодаря ей, мы снизили до минимума число дипломов просто участников. Практически все коллективы получили дипломы в номинациях. Эй, те коллективы, которые сегодня получили третье место, благодарите за это Ирину Анатольевну! Ведь председатель жюри требовал для вас просто диплома участника!
А вот и Ирина Анатольевна Агапова – президент фестиваля. От интервью долго отказывается, мол, все уже и без нее рассказали.
Корр.: Ирина Анатольевна…
Агапова И.А.: Уйди, Саша, надоел. Не до тебя! Новый конкурс придумываю!
Корр.: Театральный?
Агапова И. А.: Не скажу.
Корр.: А почему?
Агапова И. А.: А потому что.
Корр.: Ну, хоть кого-то выделите из сегодняшнего наплыва дипломантов…
Агапова И.А.: А. Тарбенкову из подмосковного поселка Томилино могу выделить. У нее талантливая режиссерская работа. Она первое место получила. Еще могу перечислить режиссеров из Восточного Подмосковья, которые тоже дипломы по номинациям получили: Куровское, Орехово-Зуево. Еще появилась новая режиссерша Л. Денисова из ДК совхоза им Ленина, нашего, Подмосковного. Она представила два спектакля, настолько хорошо сделанные («Сказ про Федота-стральца» и «Не может быть» по М. Зощенко»), что сразу взяла два первых места в соответствующих номинациях. Но больше всех порадовали Тула и Смоленск. Смоленск представил нам кукольные постановки (без них было бедновато в этом жанре). А Тула покорила и костюмами, и выразительностью речи, и музыкальными решениями. Также в рамках нашего фестиваля шестеро режиссеров получили звания «почетных профессоров», мы издали целых два сборника со статьями и рецензиями театральных педагогов. Сейчас готовится к выходу наш глянцевый журнал «Вестник педагога искусств» – традиционный, по итогам ТФД.
О самом интересном событии, случившемся в ходе ТФД, однако, Ирина Анатольевна умолчала. Но я и сам знаю, что 23 января в рамках мирового турне Арнольда Шварценеггера в Москве произошла его встреча с представителями фестиваля. Ему был вручен диск с записями некоторых постановок и передано приглашение стать председателем жюри следующего сезона. Ведь, как любит повторять президент ТФД, «нереальное – реально!». И, как иногда выражается другой известный человек, «I ll be back».
Е. Нишева (Центр Семьи, г. Донецк) «Спасибо! Не ожидали первого места в номинации. Думали, что в первый раз, и нам пока достаточно диплома участника. Дети рады безмерно (и взрослые!) Поставим еще что-нибудь интересное и пришлем Вам для участия в следующем фестивале. С уважением и признательностью…»
М. Алексеенко (Студия «Секрет», г. Тула). «Большое спасибо за высокую оценку наших постановок! Огромная благодарность вам за возможность поучаствовать в заочном конкурсе, это намного проще и дешевле, чем вывозить детские коллективы. Очень хочется быть опубликованными в вашем журнале».
А. Бергер (коллектив «Дверца», г. Амстердам) «Счастлив, что участвую в этом фестивале! Просто счастлив и весь мой коллектив, мы получаем здесь столько внимания и заботы, какие можно получить на расстоянии. Спасибо организаторам за этот «праздник, который всегда с тобой».
По итогам ТФД, Александр Пацхверая
III-й Давыдовский фестиваль открывает двери!
МУЗЫКА. Поурочные разработки по музыке для 4 класса общеобразовательных школ
Тем, у кого есть время читать…
Нет комментариев. Ваш будет первым!