Наш друг Вильям Шекспир

Наш друг Вильям Шекспир
Актуально ли творчество великого англичанина у подрастающего поколения?

В конце апреля мир отмечает день рождения великого драматурга Вильяма Шекспира. А нужно ли современной молодежи и сегодняшней школе творчество великого англичанина?

- Еще как нужно! – решили педагоги – руководители детских и юношеских театров школ и художественно-эстетических центров Москвы и ближнего Подмосковья. А чтобы доказать это, они собрали и провели научно-методический семинар с красноречивым названием «Перо Шекспира. Экскурсия по театру», где темой обсуждения стали непреходящая злободневность и жгучесть проблем, которые ставятся и решаются в драмах и комедиях Шекспира. Предметом озабоченности стало пренебрежение современной школы к произведениям Шекспира, что ясно просматривается при самом поверхностном анализе школьных программ.

Название семинара возникло, благодаря любопытному факту: на родине драматурга, в английском городке Страсфорд-на-Эйвоне установлен  памятник, где Шекспир изображен в момент творчества – опершись на локоть, он водит в воздухе пером, видимо, в этот момент находясь в мире своих писательских фантазий. И ежегодно в день его рождения, который отмечается очень торжественно, происходит символический ритуал – к памятнику следует церемониальное шествие, целью которого является замена пера великого драматурга на новое. Подразумевается, что в пальцы писателя вкладывается новый символ его неувядаемой известности и мощи таланта, благодаря которому,  Шекспир вот уже несколько столетий является самым постановочным драматургом мира.

Как всегда серьезно к этой дате подготовилось общественное содружество педагогов, которое называется «Художественно-педагогическая академия Маргариты Давыдовой». Профессор и руководитель авторских курсов повышения квалификации по театральной педагогике Маргарита Алексеевна Давыдова сумела собрать вокруг себя коллектив единомышленников, которым по плечу любые самые сложные темы и задачи. В едином стремлении - привлечь внимание педагогов современности к произведениям Шекспира – в апреле 2012 года М. Давыдова организовала и провела научно-практический семинар «Перо Шекспира. Экскурсия по театру». Семинар уже по доброй для многих традиции прошел в Московском Государственном Академическом детском музыкальном театре Н. Сац.

Агапова Ирина Анатольевна. Агап Город моей нелюбви- В своей книге о детском театре режиссер Наталия Сац неоднократно обращалась к высказываниям из пьес великого драматурга В. Шекспира, - такими словами начала свой вступительный доклад руководитель семинара проф. М. А. Давыдова. – Особенно любила она цитировать следующий отрывок из одной его драмы:

«Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть предателем, лжецом,

Такого человека – берегись!»

Наталия Ильинична была уверена: тот, кто любит и понимает классические музыкальные образы, кто готов распахнуть свою душу навстречу высоким чувствам, которые неоднократно воспевались композиторами-классиками, способен воспитать в себе отзывчивость, чуткость к чужой беде, сострадание. Все то, что она называла придуманным ею авторским и емким словом «человековедение». Все то, что так привлекает нас в лучших шекспировских образах.

- Когда из программ по литературе убрали книги, которые были по душе самым неистовым последователям и сторонникам марксистско-утопического преобразования мира, я какое-то время была в радостном ожидании – что же теперь займет освободившееся место? - взволнованно делилась своими переживаниями М.  Давыдова. – Скучно ведь было из года в год заставлять ребят вымученно изучать четыре сна Веры Павловны из «Что делать?», которые даже самый ярый поклонник Чернышевского одолеет, лишь мужественно борясь с зевотой. Наивно думала: наконец-то хоть малую толику уроков старшеклассникам заполнят вечными шекспировскими образами, и подростки начнут изъясняться строками его сонетов! Но все стало еще хуже. Освободившееся от политизированных книг время заполнили такими же политизированными произведениями, но с обратным знаком. В основном это повествования о лагерях и заключенных, где царит соответствующий жаргон, ругань, «зауженные» на один мотив сюжеты. Однако радует то, что школы нашли свои выход из создавшейся ситуации, чтобы знакомить детей с произведениями великого англичанина. Один из таких выходов – театральные коллективы, которые охотно берут в свой репертуар драмы и комедии Шекспира, хотя, конечно, и подвергая их некоторой адаптации.

Но, несмотря на это, пьесы Шекспира блестяще выдерживают испытание подростковым пониманием и оказываются вполне востребованными у молодежного зрителя. Ежегодно в школьных и молодежных театрах проходят постановки его пьес.

Что же именно может привлекать сегодняшнюю молодежь к миру шекспировских героев? Прислушаемся к тому, что об этом думают режиссеры школьных театров.

- Мастерство Шекспира отличается от других драматургов тем, что его пьесы – вне времени, - уверена художественный руководитель театра-студии «Прикосновение» при ЦО «Гамма» № 1404 Валентина Хоменко (Москва). – Возьмите любого другого драматурга – хорошего, прекрасного, хоть ставшего классиком, и вы убедитесь: во многом его произведения устарели, в них явственно о себе заявляет прошлое время. А у Шекспира таких моментов нет. Несмотря на то, что у него действуют короли и принцы, осталось главное – тема власти над людьми, взаимоотношения отцов и детей. Это, как принято называть, проблемы на все времена. Он все время «окунает» зрителя в массу самых важных звеньев человеческого существования, и, если можно так сказать, – сумасшедше действенен. Хотя у него жесткие предлагаемые обстоятельства и обстановка событий, а отсюда и вытекающие поступки людей. Но внутри этих взаимоотношений интрига настоящая, она проста и зрима, сама по себе – «рабочая», как скелет, на который можно наростить любое театральное «мясо». Если выразить сущность шекспировских пьес тремя словами, то я сказала бы так: прост, жесток и точен. Я перечислю лишь малую толику проблем, которых касается в своем знаменитом монологе «Быть или не быть?» принц Гамлет: неправда угнетателя, заносчивые чувства вельмож, нескорый суд, отринутое чувство, насмешка недостойных над достойным. Разве одно только перечисление этих причин, вечно вызывающих страдание у мыслящего человека, не дает право считать Шекспира нашим современником?

- С текстами Шекспира у ребят-старшеклассников всегда создается определенный парадокс, - поддержал коллегу режиссер театра-студии «Доигрались!» Андрей Коренюгин (г. Котельники, Московской области). – Когда начинаешь знакомить их с творчеством великого драматурга, выясняется, что они хорошо знакомы с цитатами из его произведений, все знают сюжет «Ромео и Джульетты», у них на слуху «блуждающие образы» его комедий и так далее. Конечно, для них первоначально бывает труден язык его пьес, но по мере наработки они просто влюбляются в него, начинают самостоятельно читать его вещи и восторгаться ими. Шекспира можно прекрасно ставить с подростками, подавая в определенной позиции, в нужном режиссерском решении. Я обращался к отрывкам из его «Ромео и Джульетты», когда у зрителей просто «на ура» шла знаменитая сцена на балконе. Мы ставили отрывки из «Двенадцатой ночи», и зрители-школьники всегда смеялись в нужных местах, воспринимая спектакль с воодушевлением и энтузиазмом.

- По своему масштабу дарование Шекспира можно сравнить разве только с  моцартовским, - внесла свою лепту в общий разговор драматург Ирина Агапова (Москва), - он настолько эмоционален, так покоряет выписанными сюжетами, интригами и характерами, что требует аналогичного восхождения к его постановке. Самодостаточен даже текст его пьес. Я приведу бытовой практический пример: бывает так, что со скучной в режиссерском плане постановки зритель может просто уйти. С любой – но не с шекспировской! Шекспир неизменно притягивает внимание зрителей самими словами, которые произносят его герои. Конечно, в этом огромная заслуга отечественных переводчиков, которые сделали доступными героев Шекспира каждому из нас. Но и сюжетные пружины, изящные комедийные развязки, придуманные драматургом, не имеют себе равных.

В рамках семинара, посвященного творчеству самого известного мирового драматурга,  его участникам был представлен целый ряд интересных событий. Например, презентация открытия конкурса "Сказки дедушки Корнея". Этот конкурс, посвященный творчеству другого великого писателя - К. И. Чуковского, объявленный Академией к его 130-летию, которое отмечается в 2012 году.

В жюри конкурса вошли педагоги, художники, писатели. Положение о конкурсе актуально и сейчас. Первые участники конкурса уже продемонстрировали свои работы в рамках презентации. Ими стали рисунки детей-дошкольников разных городов Подмосковья - «Телефон» (в номинации «Дети и взрослые»), «Моя любимая книжка» и «Муха-цокотуха» (в номинации «Такие разные сказки») и др. В жюри конкурса вошли писатель, художник и «Мисс Подмосковье-1990» И. А. Агапова, педагог-ветеран с 40-летним стажем работы З. Д. Сидорова и многие другие. Вы можете также оказаться в числе участников конкурса или даже стать его победителем! 

В семинаре «Перо Шекспира. Экскурсия по театру» приняло участие более 50 человек: это педагоги, театральные режиссеры, музыканты Москвы и Московской области. Руководитель семинара М. А. Давыдова провела с участниками экскурсию по театральным помещениям. «Семинаристы» побывали в игровой комнате «Для младших братьев и сестер», в цехах по изготовлению декораций. 

В ходе семинара кандидатуры нескольких педагогов были вынесены на обсуждение для присвоения почетного звания «профессор». Это достойные люди, имеющие большой педагогический стаж и отдавшие делу воспитания подрастающего поколения много самоотверженности и творческих изысканий.

Состоялись традиционные выступления участников по основной теме семинара, «круглые столы» по актуальным проблемам и церемония вручения сертификатов спикерам, которая прошла в полюбившемся всем зале «Палех». Целую когорту выступающих составила группа педагогов из г. Лосино-Петровский Московской области. Темами их докладов стала озабоченность педагогов плохой развитостью речи современных детей, о чем говорилось в выступлениях «Особенности формирования лексико-грамматического строя у детей с ОНР» (Криворучко О.),  «Развитие ритмических способностей у детей» (Зыкова И.), «В какие куклы играли наши прапрабабушки» (Конакова Е.), «Развитие интонационной выразительности речи у детей» (Мазкова И.).

Запомнились выступления Голубевой Е., Паленовой М., Бикмурзиной Е.,  Шималиной Н., Коховой О. и др.

В целом, у театралов, собравшихся на столь важную встречу, сомнений не было – произведениям В. Шекспира в программах общеобразовательных школ надо дать «зеленую улицу». Ибо неувядаемый статус его сочинений способен приподнять человека над повседневностью, наполнив его душу вдохновением, а диапазон лексики – интеллектом и благородством.

По окончании научной части состоялось дружеское общение участников конференции, перерыв на фуршет и просмотр спектакля «Маугли». В сентябре готовится новый выпуск журнала «Вестник педагога искусств», где центральной темой станет статья, посвященная этому семинару.

Как уже было сказано, для проведения семинара «Перо Шекспира» свой знаменитый Палехский зал любезно предоставил Московский Академический детский музыкальный театр, и это дало возможность проанализировать репертуарную политику для детей с использованием панно, развешенных на стенах – ведь здесь были представлены и шекспировские герои.

- Постановки пьес Шекспира были и в репертуаре этого театра. Так, долгое время здесь шел музыкальный вариант известной драмы «Зимняя сказка», - сказала в своем заключительном слове М. А. Давыдова. – В этом произведении автор устами одного из своих героев – шута – дарит зрителям слова, которые способны стать жизненным лозунгом каждого из нас:

«Веди нас, дорожка, вперед и вперед,

Начала тебе и конца нет.

Веселое сердце поет и поет,

Печальное – скоро устанет».

Мне представляется, что прославленный английский небожитель словно давал нам, педагогам XXI века, свое напутствие: в жизни мы неизбежно сталкиваемся и с ее светлыми, и с ее темными сторонами. Важно всегда держать себя в руках, не поддаваться житейским передрягам, быть уверенным в том, что за черной полосой непременно забрезжит свет, и все, в конце концов, устроится наилучшим образом!

Думается, что эту установку В. Шекспира – «всегда шагать по жизни с веселым сердцем» - каждый участник прошедшего научно-методического семинара взял на вооружение, убедившись в том, насколько глубока мудрость великих классиков, которая с годами становится все более ценной в море жизненного опыта каждого из нас.

Агапова Ирина Анатольевна, писатель, драматург

Рекомендуем посмотреть:

Встретим учебный год праздниками!

Культовое чтиво литературной дивы

Как сделать красивые подарки своими руками

А что вместо аутодафе? Любовь!

Обзор журнала «Вестник педагога искусств» №2 (2011)

Нет комментариев. Ваш будет первым!