Конкурсы

Игры для подготовки детей к школе для родителей

Игры для подготовки дошкольников к школе

Математика

Разложи правильно

Подготовьте кубики или карандаши, несколько картонных коробок. Предложите ребенку разложить предметы в коробки: в первую — 1, во вторую — 2 и т. д. Посчитайте, сколько кубиков лежит в 2 коробках, в 3, во всех.

Четко проговаривайте название цифр, стимулируйте ребенка повторять их за вами.

Количество

Подготовьте дидактический материал: карточки с изображением разного количества одинаковых предметов, например: тарелка с одним яблоком, далее тарелка с двумя яблоками и т. п. Кроме того, вам потребуются

фишки. Попросите ребенка под каждой карточкой выложить столько же фишек, сколько предметов изображено на картинке.

Выбери правильно

Для игры вам потребуется 9 карточек. На 3 из них должно быть изображено по 1 предмету, на других 3 — по 2, и на оставшихся — по 3. Попросите ребенка разложить все карточки группами в соответствии с количеством предметов, на них нарисованных.

Загрузи машину

На четыре машины прикрепите номера — с 1 по 4. предложите ребенку загрузить машины строительным материалом (кубики, детали конструктора).

Машина может увезти ограниченное количество предметов, обозначенное прикрепленной к ней цифрой. Загружая стройматериалы, помогайте малышу пересчитывать их.

Все по три

Обыграйте сказку «Три медведя». Вы играете куклой, изображающей Машеньку, ребенок отвечает за медведей.

Маша приходит в дом медведей, попросите малыша подготовить 3 стула, 3 тарелки, 3 ложки, в соответствии с размерами медведей: большое, среднее, маленькое. Затем обустройте спальню косолапых. Пришла пора появиться медведям. Предложите ребенку поговорить от имени Михайло Потапыча — грубым голосом, от имени Настасьи Петровны — голосом потоньше, и наконец тонким голоском Мишутки.

Поровну

Слепите из пластилина 3 зайцев и 4 моркови. Попросите ребенка угостить зайчиков. Каждый зверек получает по 1 моркови, одна остается лишней. Обратите на это внимание малыша: «Сколько у нас зайчиков? Три. А морковок? Четыре. Если ты отдашь эту морковь одному из зайцев, то у него будет две, а у остальных — по одной. Им будет обидно, значит одна морковка — лишняя. Мы ее уберем. Осталось три морковки и три зайца — поровну».

Как у мамы

Вырежьте из картона два комплекта цветов — 5 желтых и 5 красных. Разделите их между собой. Выложите ряд из своего комплекта цветов. Попросите ребенка выкладывать его цветы непосредственно под вашими — цветок под цветком. Фиксируйте внимание малыша на том, что выкладывать фигуры следует слева направо. Когда задание будет выполнено, посчитайте цветы в обоих рядах: «У меня пять цветочков и у тебя пять».

Угости гостей

Создайте игровую ситуацию: кукла пригласила в гости зайку и мишку. Предложите ребенку накрыть на стол, но дайте ему всего 2 тарелки и чашки. Когда гости разместятся за столом, обратите внимание ребенка на то, что одному из них не во что положить угощение: «Сколько игрушек сидит за столом? Три. А сколько тарелок? Две. Значит тарелок меньше, чем игрушек. Сколько надо добавить тарелок, чтобы их стало столько же, сколько игрушек?». После того как справедливость восстановлена, зафиксируйте внимание малыша на том, что тарелок и игрушек — поровну.

Номер дома

Нарисуйте 5 домиков. Предложите малышу придумать, кто в них живет. Вырежьте из картона 5 прямоугольников. На каждом из них нарисуйте круги, начиная с 1 (2, 3, 4, 5).

Расскажите ребенку о том, что почтальон не может разнести почту по домам, потому что на них нет номеров. Вместе с крохой пронумеруйте домики. Попросите малыша поработать почтальоном и раздать письма адресатам: количество кругов на «конверте» должно совпадать с цифрой, написанной на доме.

Обратный счет

Прочтите ребенку стихотворение.

На базаре спозаранок

Накупил баран баранок:

Для барашков, для овечек

Десять маленьких колечек,

Девять сушек,

Восемь плюшек,

Семь лепешек,

Шесть ватрушек,

Пять коржей,

Четыре пышки,

Три пирожных,

Две коврижки

И один калач купил —

Про себя не позабыл!

И для женушки — подсолнушки.

(Ю. Кушак)

Еще раз повторите, сколько чего было. Нарисуйте по одному ряду всех перечисленных продуктов. Обратите внимание ребенка на то, что каждый ряд меньше предыдущего. Рядом с каждым рядом проставьте соответствующее количеству предметов число.

Чего больше?

Вырежьте из цветного картона фигурки моркови и капусты, соответственно 5 и 6 штук. Расскажите ребенку, что зайка собрал урожай, но никак не может сосчитать его и узнать, чего же больше выросло: моркови или капусты.

Предложите помочь зайчонку: под каждой морковкой положить по кочану капусты. После того как задание выполнено, выясняется, что одному кочану не хватило пары, следовательно, капусты больше, чем моркови. Наводящими вопросами побудите ребенка сделать такой вывод.

Не скажу

Правила игры таковы: вы поочередно называете цифры, но вместо каждого третьего числа говорите: «Не скажу». Самый простой вариант — проговаривать цифры по порядку, например: «Один, два, не скажу! Три, четыре, не скажу!» и т. д. Усложняя игру, начинайте отсчет с конца, допустим, десятка: «Десять, девять, не скажу!». Предлагайте заменять числа, которые делятся на 2 или состоят из 2 цифр.

Игра способствует развитию внимания.

Засели аквариум

Приготовьте дидактический материал: вырежьте из картона 15 рыбок и 5 прямоугольников-аквариумов. На каждом прямоугольнике запишите несложные примеры (1+2; 3+4), такое количество рыб необходимо заселить в данный аквариум. Попросите ребенка записывать общее количество рыб в каждом аквариуме.

Почтальон

Вместе с ребенком нарисуйте 10 домов, попросите малыша пронумеровать их. Заранее вырежьте 10 прямоугольников (письма), на каждом письме написано арифметическое действие. Решив пример, юный почтальон узнает номер дома и доставит письмо по адресу. Например, ребенок берет конверт с надписью 5-3, произведя подсчеты, малыш кладет письмо рядом с домом № 2 и т. п.

Загадай число

Предложите ребенку отгадать, какое число вы задумали: «Если к этому числу прибавить три, то получится пять» или: «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Меняйтесь ролями: малыш загадывает число, а вы стараетесь отгадать его.

Собери цветок

Вырежьте из картона сердцевину цветка и отдельно 7 лепестков. В центральной части цветка сделайте прорези для лепестков, а на каждом из них напишите арифметическое выражение на сложение или вычитание в пределах 10. Предложите ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердце- вину можно только при условии правильного решения примера. После того как малыш соберет цветок, поинтересуйтесь, какие бы желания он загадал на каждый лепесток.

Игра помогает ребенку овладеть навыками счета и, кроме того, развивает воображение.

Пришиваем пуговицы

Вырежьте куклу из картона, нарисуйте ей одежду. На каждом предмете одежды подразумевается присутствие пуговиц, но они «оторвались». Попросите ребенка посчитать петли для пуговиц и отобрать требуемое количество последних. Пуговицы дорисуйте или вырежьте из цветной бумаги.

Морковку — зайцам

Вместе с ребенком слепите из пластилина несколько зайцев. Предложите малышу накормить зверушек, раздав им по морковке. Овощи можно вырезать из картона или так же слепить из пластилина. Раздавая морковь, ребенок должен обозначать количество: «Одна морковка, вторая морковка...». В конце игры попросите его назвать общее количество зайцев и морковок.

Найди шарик

Вам понадобятся несколько пластиковых непрозрачных стаканов. Пронумеруйте их. Вы отворачиваетесь, а ребенок прячет под один из стаканов небольшой шарик. Ваша задача — выяснить, под каким стаканом спрятана игрушка, задавая вопросы и ориентируясь на номера. Например: малыш положил шарик под стакан с цифрой «3».

— Это пятый стакан?

— Нет, меньше.

— Это первый стакан?

— Больше.

— Четвертый?

— Нет, меньше.

— Третий?

— Да.

Раскрась осьминогов

Прочитайте отрывок стихотворения Э. Успенского «Разноцветная семейка».

Жил осьминог

Со своей осьминожкой

И было у них

Осьминожков немножко.

Все они были Разного цвета:

Первый — зеленый,

Второй — фиолетовый,

Третий — как зебра,

Весь полосатый,

Черные оба —

Четвертый и пятый,

Шестой — темно-синий

От носа до ножек,

Желтый-прежелтый

Седьмой осьминожек,

Восьмой —

Словно спелая ягода,

Красный...

Словом, не дети,

А тюбики с краской.

Предложите ребенку вырезать осьминожек из бумаги и раскрасить в соответствии с текстом. После того как работа будет завершена, еще раз пересчитайте обитателей морского дна. Перечитайте текст, попросив малыша выкладывать их по мере перечисления. Пусть ребенок попробует заучить этот отрывок наизусть.

Потерявшееся число

Приготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Выложите их в порядке возрастания. Попросите ребенка перечислить все цифры, указывая пальчиком на каждую. Предложите малышу отвернуться и уберите одну карточку. Задача ребенка — отгадать, какая цифра пропала.

Перевозка грузов

Возьмите 2 небольшие грузовые машины. Предложите ребенку перевезти строительный материал. На стройку требуется привезти 6 кубиков. Попросите малыша отсчитать требуемое количество. Вы начинаете погрузку, и вдруг выясняется, что в одну машину все кубики не уместятся.

Побудите ребенка сделать вывод, что кубики можно отвезти на двух машинах, например, по 3 кубика в каждой или по 2 и 4, 1 и 5. Обратите внимание крохи на то, что общее количество строительного материала при этом остается неизменным.

Кто больше?

В игру можно играть как вдвоем, так и с привлечением других игроков. По определенному сигналу (хлопок в ладоши) каждый называет какое-либо число. Выбранный ведущий должен определить, чье число больше остальных. Назвавший самое большое число получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, и определяется победитель.

Нарисуй цифры

Прочитайте стихотворение С. Маршака «Веселый счет». Предложите ребенка нарисовать предметы, похожие на цифры и описанные в данном произведении. Усложняя игру, вы можете называть предметы, предложив ребенку найти карточку с цифрой, на которую похож этот предмет, например: кочерга — ребенок пишет цифру «7».

Собери домик

Нарисуйте домики-прямоугольники, состоящие из нескольких частей (4 квадрата или 2 прямоугольника). Рядом с домиками — крыши, составленные из нескольких треугольников. Предложите ребенку подобрать крыши к домикам, ориентируясь на количество частей из которых они состоят.

Из счетных палочек

Предложите ребенку складывать геометрические фигуры из счетных палочек. После того как малыш научится это делать, усложняйте задание. Попросите из 5 палочек выложить 2 треугольника, затем одновременно 2 треугольника и квадрат.

Из 7 палочек построить 2 квадрата или 3 треугольника ит. п. Дайте малышу задание — зарисовывать получившиеся фигуры в тетрадь. Чтобы ребенку было интереснее, ставьте ему оценки, как в настоящей школе.

Цифровое лото

Приготовьте 10 карточек, с изображением разного количества предметов от 1 до 10. Кроме этого вам понадобятся пронумерованные жетоны. Жетоны складываются в коробку, карточки с картинками разложены на столе вверх изображением. Ребенок достает жетон с номером и ищет карточку с соответствующим количеством предметов, после чего покрывает карточку жетоном. Сделав несколько экземпляров карточек, в игре можно задействовать несколько человек.

Развитие навыков классифицирования

Сбор урожая

Для игры вам потребуются картинки с изображениями овощей и фруктов. Перемешайте их. Кукла пришла собирать урожай, но сильный ветер перемешал все плоды. Попросите ребенка помочь кукле собрать и сложить в одну корзину фрукты, а во вторую — овощи. Затем можно отсортировать овощи и фрукты по видам.

Найди тропинку

Зайчик заблудился в лесу и стал искать дорогу домой. Он увидел широкую тропу и хотел пойти по ней. Но что это! Здесь же волчьи следы! Маленький трусишка испугался и побежал дальше. Побродив по лесу, зайчонок нашел узкую тропу. «По ней-то я и пойду!» — решил он, но вдруг заметил отпечатки лисьих лап. «Где же тропинка, которая ведет к моему дому?» — загрустил малыш, а потом догадался: «Ага, вот же она — моя дорожка, на ней следы моего папы!» Обрадовавшийся зайчик быстро побежал домой по тропе, которая была уже, чем тропинка, на которой были следы волка, но шире, чем тропка с лисьими следами.

Нарисуйте 3 полосы: широкую, поуже и совсем узкую. Попросите ребенка показать ту, по которой зайчишка доберется домой.

Две дороги

Вырежьте из картона или бумаги 2 полосы разной ширины. Попросите ребенка выбрать узкую полосу — это будет дорога для маленьких машин, а широкая — соответственно, для больших. Покажите, как методом наложения полос друг на друга можно определить, какая из них шире. Поинтересуйтесь, почему большая машина не сможет проехать по узкой дороге.

Подбери ленту

Для этой игры вам потребуются 2 куклы разного размера и 2 ленты. Одна — широкая и длинная, другая — узкая и короткая. Предложите малышу подарить ленты куклам. Большой кукле нужна широкая лента, а маленькой — узкая. Сравните ширину и длину лент методом наложения их друг на друга. Попросите ребенка вручить подарки куклам.

Выбери дорогу

Разложите перед ребенком несколько бумажных полос разной ширины. Попросите его найти самую широкую полосу, затем самую узкую. Учите малыша проводить сравнительный анализ: «Вторая полоса уже, чем первая, но шире, чем третья».

Предложите крохе сделать полосы дорогами для машин разных размеров. Проследите, чтобы ширина полосы соответствовала размерам машины. Обобщите: большим машинам нужна широкая дорога, маленьким — узкая.

Большой и маленький

Нарисуйте 3 домика разного размера, расскажите малышу, что в них живут медвежонок, зайчик и мышка. Поинтересуйтесь: «Как ты думаешь, кто живет в большом домике? Медвежонок? Правильно. А почему ты так решил?» (медвежонок больше зайки и мышки, значит, ему нужен большой домик и т. п.). Теперь перед каждым домиком нужно нарисовать дорожку. Учите ребенка рассуждать: медвежонок большой, значит, ему нужна широкая тропа, зайчику — поуже, а мышке — совсем узенькая.

Ягодная поляна

Вырежьте из цветного картона по нескольку штук каждого вида ягод — вишни, малины, черной, красной и белой смородины, клубники, ежевики. Предложите ребенку разобрать ягоды по разным корзинам. «Корзинами» можно сделать небольшие коробочки или листы цветной бумаги. Просите ребенка проговаривать название каждой ягоды, объяснять, чем она похожа на остальные и чем отличается от них. После того как сбор урожая закончен, можно устроить ягодный пир для кукол или «сварить» варенье, сделав аппликацию «Ягоды в банке».

Расставь машины

Приготовьте 20 карточек с изображениями машин — легковых, грузовых, с цистернами, с фургонами. Все машины должны быть разного размера и цвета, 3 больших листа — гаражи. Предложите ребенку распределить машины по гаражам: в одном — все легковые, в другом — красные, в третьем — большие. Какие машины можно поставить в 2 или 3 гаража? Какие остались без гаража?

Корзина с фруктами

Подготовьте 15 карточек с изображениями фруктов и три картонных круга — корзины. Предложите ребенку распределить фрукты по корзинам. В первую — все желтые, во вторую — все круглые, в третью — все сладкие. Какие фрукты остались без корзины? Какие можно положить в 2 или 3 корзины?

Удивительные животные

Для игры вам потребуются 20 карточек с изображениями самых разных животных. Попросите ребенка отделить от других всех хищников, выбрать всех животных с пушистым мехом, найти всех тех, кто имеет рога, отобрать зверьков, живущих в норках.

Расставь мебель

Постройте кукле новый дом из конструктора или картонной коробки. Предложите ребенку помочь кукле обустроить квартиру, расставив мебель. Поинтересуйтесь, какие комнаты будут в доме (кухня, спальная, зал и т. п.). Какая мебель должна стоять на кухне, в спальне? «Мебелью» вполне могут стать кубики, пустые коробочки, детали конструктора. Побуждайте малыша объяснять, для чего нужен тот или иной предмет мебели, почему ребенок выбрал для него именно это место. Пофантазируйте о том, как кукла будет жить в новом доме, кто придет к ней в гости. Покажите кукле ее жилище, покормите, уложите спать.

Новоселье куклы

Эта игра может стать продолжением предыдущей («Расставь мебель для куклы»). Предложите ребенку справить новоселье в новом кукольном доме. Устройте чаепитие для приглашенных, попросите малыша помочь кукле накрыть на стол. Пусть ребенок проявит самостоятельность и расскажет, какая посуда должна стоять на столе.

В процессе игры интересуйтесь: «Куда мы положим хлеб?» (в хлебницу), «А где будет сахар?» (в сахарнице), «Для каких еще продуктов есть специальная посуда?» (конфетница, салатница, чайник, молочник и т. п.).

Накрыв на стол, позовите гостей. Напомните малышу, что на праздники надо приходить с подарками. Выберите подарки, которые подарят кукле ее друзья. Поскольку тема игры «Новоселье куклы», то и подарки должны быть соответствующими. Пусть гости подарят кукле коврики, вазочки, картины и другие предметы интерьера. Не забудьте поблагодарить гостей от имени одариваемой.

Одень куклу

Разложите перед ребенком несколько предметов кукольной одежды. Поясните, что кукла хочет пойти гулять, но никак не выберет, что ей надеть. Предложите одеть куклу для зимней прогулки. Уточните, без чего нельзя выходить на улицу зимой (шапка, шарф, варежки, шубка ит. п.). Таким же образом стройте игру, провожая куклу на прогулку в другое время года.

Собери пирамидку

Подготовьте 3 палочки от пирамидок и по 4 кольца разной величины — маленькие, средние и большие. Предложите ребенку собрать пирамидки, надев на каждую палочку кольца одинакового размера. В процессе игры спрашивайте у ребенка, какое кольцо самое большое? самое маленькое? как можно назвать не самое большое и не самое маленькое кольцо (среднее). После того как пирамидки будут собраны, предложите построить в порядке уменьшения размера колец.

По признаку

Разложите перед ребенком карточки с изображениями разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например:

— апельсин, морковь, помидор, мяч, яблоко, цыпленок, солнце;

— апельсин, морковь, помидор, яблоко — продукты питания;

— апельсин, яблоко — фрукты;

— морковь, помидор — овощи;

— апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце — круглые;

— апельсин, морковь — оранжевые;

— солнце, цыпленок — желтые и т. п.

Все круглое

Предложите ребенку быстро вспомнить и назвать: 3 предмета круглой формы, 3 деревянных предмета, 4 домашних животных и т. п.

Остановка «Белая»

Сделайте поезд из нескольких картонных коробок. Загрузите «вагоны» картинками с изображениями предметов определенных категорий. В каждом вагоне — предметы одной группы. Например, первый вагон везет картинки с изображениями тарелки, ложки, кастрюли, блюдца и т. п. Поезд отправляется в путешествие по квартире. Периодически объявляются остановки: «Остановка “Посудная”». Задача ребенка — найти и разгрузить вагон с картинками, на которых изображена посуда. В названиях остановок может скрываться цвет предмета, материал или размер, например «Остановка “Пластмассовая”» или «Остановка “Большие мячи”».

Все, что подходит

Подберите несколько картинок с различными предметами. Предложите ребенку отбирать их по названному вами признаку. Например, все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать и т. п.

Из чего сделано

Вы называете какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: «Дерево». — «Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши».

Что бывает...

Предложите детям поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:

Что бывает большим? — Дом, машина, радость, страх и т. п.

Что бывает узким? — Тропа, лента, лицо, улица и т. п.

Что бывает низким (высоким)?

Что бывает красным (белым, желтым)?

Что бывает длинным (коротким)?

Форма предметов

Геометрические фигуры

Подготовьте дидактический материал — вырезанные из картона геометрические фигуры, расформированные по группам. Каждая группа включает в себя одинаковые фигуры разного размера. Покажите их ребенку, обозначая название каждой фигурки. Перемешайте, предложите выбрать, например, все квадраты. Если задание вызывает затруднения, помогите малышу. Вместе вспомните предметы, встречающиеся в быту, имеющие форму квадрата: кубик, телевизор, коробка и т. п. Проработайте подобным образом каждую из фигур.

Многоугольники

На каждом последующем занятии вводите по одной новой геометрической фигуре, не забывая повторять ранее изученные. Наглядно продемонстрируйте, что фигуры, отличающиеся формой от круга, не катятся (сравните кубик, книгу и мяч). Проведите пальчиком ребенка по углам кубика или книги. Обозначьте это понятие — угол. Вырежьте из картона треугольник. Посчитайте углы — 3, объясните: отсюда название фигуры. Вырезайте другие многоугольные фигуры, очерчивайте их контуры пальцами, не забывая проговаривать их названия. На листе многослойного картона прорежьте отверстия в форме разных геометрических фигур. На каждом занятии предлагайте ребенку из большого количества форм выбрать те, которые подходят к прорезям. Просите малыша называть каждую фигуру, находящуюся у него в руках.

Подбери пару

Вырежьте из картона 10 геометрических фигур, 6 из них должны образовать 3 пары, совпадающие по всем параметрам — форма, цвет, размер. Остальные — с ярко выраженными отличиями. Смешайте все фигурки. Предложите ребенку отобрать все одинаковые фигурки. Затем нарисовать и вырезать пары к остальным формам. Обратите внимание малыша на то, что цвет каждой пары должен быть одинаковым, пусть кроха самостоятельно выберет из набора цветного картона лист нужного цвета.

Поставь на место

Начертите на большом листе картона геометрические фигуры. Предложите ребенку вырезать их, при 9этом называйте каждую из фигур, фиксируя внимание малыша. Закрепите картон с получившимися прорезями, попросите кроху вернуть на место все фигурки, т. е. вложить их в образовавшиеся «гнезда». Фигуры должны отличаться размером.

Сделай, как было

Рассмотрите вместе с ребенком какую-либо сюжетную картинку в течение нескольких минут. Вырежьте из нее геометрические фигуры. Предложите малышу вставить фигурки на свои места. При этом обращайте внимание ребенка на то, чтобы вставленная фигурка не нарушала целостность изображения.

Продолжи ряд

Нарисуйте 2 ряда повторяющихся геометрических фигур. Третий ряд оставьте незаконченным. Предложите ребенку рассмотреть изображения и найти фигуру, которой не хватает в третьем ряду.

Спрячь фигурку

Для игры вам потребуются плоские (вырезанные из картона) и объемные геометрические фигуры одного размера. Предложите ребенку спрятать картонные изображения под объемными фигурками.

Для этого малышу придется сопоставлять формы, отбирая одинаковые. После того как все фигурки спрятались, начинайте поиск. Намеренно ошибайтесь, побуждая ребенка исправлять неверное высказывание. Например, показывая на квадрат, говорите: «Сейчас я посмотрю, кто спрятался за этим треугольником» или «Где же спрятался круг, наверное, вот здесь (укажите на прямоугольник)» и т. д.

Найди полоску

Подготовьте дидактический материал: бумажные полоски с изображенными на них геометрическими фигурами и карточки с изображениями тех же фигур. Попросите ребенка выложить карточки в определенном порядке, например так, чтобы квадрат был расположен ниже всех фигур, круг находился выше треугольника, а прямоугольник — между квадратом и прямоугольником. После этого разложите перед малышом полоски и попросите найти ту, на которой порядок расположения фигур совпадает с выложенным из карточек. Выкладывая полоски горизонтально, оперируйте понятиями «с права от...», «слева от...». Усложняя задание, вводите в игру фигуры разного цвета, размера.

Что на что похоже?

Подготовьте два набора карточек : один с изображением геометрических фигур (отрезок, круг, квадрат, цилиндр, конус), другой — разных предметов, форма которых похожа эти фигуры (мяч, игла, стакан, тарелка, яйцо). У вас карточки с предметами, у ребенка — с фигурами. Вы показываете одну из картинок и просите найти предмет, форма которого совпадает с показанной геометрической фигурой. Например, вы достали карточку с изображением стакана, ребенок должен найти картинку с цилиндром. У вас — игла, у малыша — отрезок и т. д. Затем можно поменяться карточками.

В конце игры прочитайте ребенку стихотворение:

На свете все

На все Похоже:

Змея —

На ремешок

Из кожи;

Луна —

На круглый глаз

Огромный;

Журавль —

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый —

На пижаму;

Я — на тебя,

А ты — на маму.

(Р. Сеф)

Вокруг меня

Вырежьте из картона геометрические фигуры. Разложите их по комнате. Предложите ребенку отправиться в путешествие. Но с одним условием: путешествуя по комнате, он должен описать все увиденные им геометрические фигуры.

Превращения

Предложите ребенку превратить геометрические фигуры в какие-либо предметы: круг — в мяч, елочный шар, солнце; квадрат — в телевизор, кубик, окно; овал — в воздушный шар, яйцо, вазу и т. д.

Найди четырехугольники

Начертите 12 разных геометрических фигур, среди них — 6 четырехугольников (квадраты, ромбы, прямоугольники, фигуры неправильной формы). Предложите ребенку раскрасить красным цветом все квадраты, синим — все ромбы, желтым — все прямоугольники, оранжевым — остальные четырехугольники.

Геометрическое домино

Сделайте карточки для домино: вырежьте из картона прямоугольники, разделите их на две части. На одной — изображен какой-либо предмет с выраженными геометрическими формами, на другой — геометрическая фигура. 20 карточек делятся между игроками. Участники выкладывают карточки, подбирая геометрические фигуры к предметам и наоборот (выкладывается фигура — подбирается предмет).

Чтение и письмо

Рыболовы

Для игры потребуются магнитные буквы и удочка с металлическим предметом на конце. «Ловите» буквы, разложенные на полу магнитом вверх. Называйте каждую «пойманную» букву. «Улов» можно делить на слоги или слова. Усложняя задание, просите ребенка вытащить определенную букву: «Поймай, пожалуйста, букву А. Ты поймал букву О. Попробуй еще раз».

Обязательно называйте все собранные буквы.

Обведи букву

Вырезайте буквы из бархатной или наждачной бумаге и предлагайте ребенку обводить их пальцами по контуру. При этом называйте каждую букву. В дальнейшем, когда малыш начнет узнавать буквы визуально, попросите его опознать ту или иную букву, не глядя, проведя по ней пальцем.

В гостях у буквы

Нарисуйте несколько квадратов-окошечек, приклейте к ним ставни. В открывающемся окне напишите букву, а на ставнях нарисуйте предмет, название которого начинается с этой буквы. Например, в окне с буквой «А» на ставнях нарисован арбуз. Пригласите ребенка в гости к буквам.

Открывая то или иное окошко, проговаривайте название нарисованного предмета, делая акцент на первой букве его названия. Открыв окно, назовите букву. Поинтересуйтесь у ребенка, почему, по его мнению, на ставнях нарисован именно этот предмет. Побудите его сделать вывод: потому что в окне буква, на которую этот предмет начинается. Попросите малыша голосом выделить первый звук слова.

Угадай букву

Вы рисуете часть буквы и просите ребенка угадать, какую букву задумали. Буквы можно выкладывать из крупы, из счетных палочек, веревочек и т. п.

Поющие буквы

Вы показываете ребенку букву, а он пытается ее пропеть. Если буква поется, вы объясняете, что она называется гласной. В противном случае — согласная. Если ребенок тянет согласную: «Бэ-э-э», обратите его внимание на то, что слышится звук «Э», а не «Б». Придумайте, на какие звуки может быть похоже произнесение той или иной буквы: «Ж-ж-ж» — жук жужжит. «Ф-ф-ф» — ежик фырчит. «Р-р-р» — работает мотор. «У-у-у» — воет волк, гудит пароход. «А-а-а» — плачет малыш.

Буква будет жить здесь

Возьмите разрезную азбуку или магнитные буквы. Предложите ребенку подыскивать домик каждой букве: малыш берет букву и ищет в комнате предмет, в названии которого она будет первой. Рядом с этим предметом и будет домик буквы.

Подбери пару

Подготовьте 10 парных карточек с напечатанными крупным шрифтом буквами. Перемешайте картинки и разложите их изображением вниз. Ребенок открывает первую карточку, называет букву, написанную на ней, и кладет обратно, чистой стороной вверх. Если ваш малыш еще не освоил азбуку, помогите ему вспомнить название буквы. Далее карточки открываются по порядку.

Задача ребенка — вспомнить, где лежит парная буква, найденная пара остается открытой. Если задание является слишком сложным, попробуйте провести игру с изображениями животных, цветов и т. п. По мере освоения увеличивайте число карточек.

Играем по слогам

Бросая ребенку мяч, называйте согласную букву, он, возвращая мячик, должен присоединить к согласному гласный звук так, чтобы получился слог. Не меняя согласного, побудите малыша к составлению слогов с разными гласными звуками, например: ра, ро, ру, ри и т. д. Освоив этот вариант игры, используйте слоги, начинающиеся на гласный звук: ак, ан, ар и т. д.

Игра способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания.

На ощупь

Вырежьте буквы из бархатной бумаги. Предложите ребенку угадывать буквы, проводя по ним пальцами. Глаза должны быть закрыты. Игру можно проводить в форме соревнования, ощупывая буквы поочередно.

За каждую узнанную букву дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются и объявляется победитель.

Пройди по букве

Из толстых веревок выложите на полу крупную букву. Предложите ребенку пройти по веревке с закрытыми глазами и угадать, какую букву вы выложили.

Что услышал — напиши

Прочитайте ребенку стихотворение и предложите написать буквы, о которых идет речь.

Что случилось? Что случилось?

С печки азбука свалилась!

Больно вывихнула ножку

Прописная буква М.

Г ударилась немножко

И рассыпалась совсем!

Потеряла буква Ю перекладинку свою!

Очутившись на полу, поломала хвостик У!

Ф, бедняжку так раздуло —

Не прочесть ее никак!

Букву Р перевернуло —

Превратило в мягкий знак!

Буква С совсем сомкнулась —

Превратилась в букву О.

Буква А, когда очнулась,

Не узнала никого.

(С. Михалков)

Попробуй прочти

Вырежьте из картона буквы. Предложите ребенку называть каждую выложенную вами букву. Сложность заключается в том, что все буквы выкладываются вверх ногами. После того как ребенок освоит это упражнение, попросите прочесть слово, выложенное таким образом. Обращайте внимание на то, что подобные слова выкладываются справа налево.

Поет? Не поет?

Приготовьте чистый лист бумаги, синий и красный карандаши. Предложите ребенку поиграть: вы называете звук, а малыш определяет, можно ли его пропеть. Звук, который тянется, т. е. гласная буква, обозначается красным карандашом, а согласная (не поется) — синим. Напишите короткое слово, попросите ребенка определить, какие буквы в этом слове должны быть синими, а какие — красными.

Слоги без записи

Предложите ребенку поиграть в буквы: вы — согласная буква, а он — гласная. Согласная буква называет себя и бросает гласной мяч. Гласная возвращает мяч, проговаривая получившийся слог. Пример: малыш в роли буквы А. Вы говорите: «М», бросаете мяч. Ребенок, возвращая мяч, произносит: «МА». «Р» — «РА», «С» — «СА» ит. д. Затем гласная буква меняется: «М» — «МО», «Р» — «РО», «С» — «СО» ит. д.

Игра способствует развитию фонематического слуха, внимания.

Что ты слышишь?

Подготовьте карточки с буквами. Предложите ребенку выкладывать буквы в соответствии с произносимыми вами звуками: «А-а-а», «Уа», «Аои» и т. п. Если задание вызывает затруднения, делайте паузы перед произнесением каждого звука.

Выложи картинки

Подготовьте картинки с изображениями разных предметов. Предложите ребенку выбрать предметы, начинающиеся на одну букву (бабочка, белка, барсук, башня). Затем, предметы с одинаковым звуком в конце слова (бегемот, самолет, робот, крот). Попросите малыша проговорить слова, делая акцент сначала на первом звуке, потом — на последнем.

По первым буквам

Покажите ребенку картинку с изображениями двух предметов и попросите составить слог из первых звуков слов. При этом учитывайте, что одно из слов должно начинаться с гласной буквы. Например, картинки с изображениями банана и арбуза. Ребенок должен вычленить первые звуки: «Б» и «А» и составить слог «БА». Предложите малышу вспомнить слова, начинающиеся с этого слога. Затем поменяйте слова местами, продемонстрировав составление слога «АБ», придумайте слова, начинающиеся с этого слога.

Сравни слово

Предложите ребенку поиграть в сравнение слов: вы называете слово, а малыш должен определить, какое из них:

— длиннее (дерево — деревце; карандаш — карандашик; трава — травинка и т. п.);

— короче (уши — ушки; лапы — лапки; день — год);

— больше (кот — кит; мышка — мишка; дом — лом и т. п.);

— меньше (кошка — ложка; удочка — уточка).

Услышь и найди

Подготовьте разрезную азбуку или кассу букв и слогов. Правила игры таковы: вы произносите звук, ребенок ищет карточку с соответствующей буквой. Более сложный вариант — поиск произнесенного слога или составление короткого слова.

Называйте звук четко, если ребенок не может соотнести звук с буквой, помогите ему и вместе несколько раз назовите букву.

Спрятанный звук

Правила игры: вы называете несколько слов, как только ребенок слышит слово, в котором присутствует заранее обговоренный звук, он хлопает в ладоши. Первое время проговаривайте слова медленно, нужное слово выделяйте интонацией. В дальнейшем учите ребенка, называя звук, определять, где он находится — в начале, середине или конце слова.

Новое слово

Один игрок называет слово, другой изменяет в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: соль — моль. Можно продолжить цепочку: толь — топь и т. д. Подбирайте легко изменяемые слова, в случае затруднения помогайте ребенку.

Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, внимание.

Рифмоплеты

Игроки совместно выбирают слово и поочередно придумывают рифмы к нему. Например: река — рука, Ока, доска, глубока и т. п. Тот, кто не смог придумать рифму, выбывает из игры. Усложняя задачу, придумывайте

рифмы к предложениям, сочиняйте простые четверостишия с заданными словами.

Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, воображение.

Сложи слово

Играть можно вдвоем или большой компанией. Приготовьте чистый лист бумаги и карандаши. Один из игроков пишет букву, подразумевая определенное слово. Следующий участник добавляет свою букву перед или за написанной ранее. Смысл игры состоит в том, чтобы составить слово из получившейся комбинации букв. Игрок, чья буква превращает слово в «абракадабру», выбывает из игры. Победа присуждается тому, кто закончил слово.

Игра развивает речь, наблюдательность, умение работать в команде, выдержку, учит концентрировать внимание.

Зашифрованная азбука

Выберите несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присвойте номерной знак. Например:

А О К Т С И Н Л Д М

1  2 3 4  5  6 7  8 9 10

Покажите ребенку, как можно записывать слова, заменяя буквы цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеруйте все буквы алфавита. Предложите малышу поиграть в разведчиков, посылая друг другу зашифрованные послания.

Разведчики

Покажите ребенку еще один способ шифра — по первым буквам строк.

Ящерица живет в пустыне.

Животные могут быть дикими и домашними.

Декабрь — зимний месяц.

Утром мы завтракаем.

Темная туча заслонила солнце.

Если снег растаял, значит, наступила весна.

Бревно — это спиленное дерево.

Ягода малина созревает летом.

Из первых букв каждой строки получилось: «Я жду тебя». Фантазируйте вместе с ребенком. Зашифровывайте различные просьбы, задания, пожелания. В игре развивается фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.

Телеграмма

Предложите ребенку поиграть в телеграф. Кукла Маша дает телеграмму своей бабушке о том, что завтра приедет к ней в гости: «Приеду завтра. Маша». Приготовьте несколько бумажных полос — их количество обозначает количество слов телеграммы. В каждом слове следует обозначить количество слогов — на каждой полосе рисуется соответствующее число кружков.

Отгадай слово

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали. Отгадывать малыш должен, опираясь на подсказку: вы пишете одной строкой несколько слов, в которых повторяется первая буква загаданного слова. Например, задумано слово «ДОМ». Подсказка:

Дорога, вода, город.

Вторая строка — следующая буква:

Сон, одежда, письмо.

И последняя —

Мост, зима, альбом.

В дальнейшем загадывайте слова с большим количеством букв. Просите ребенка посчитать буквы в слове по количеству строк. Можно пропускать буквы, проставляя многоточие вместо подсказки, например слово «ВЕСНА».

Ветер, свет, плов.

Ель, белый, кафе.

……………………

Ночь, огонь, клен.

Азбука, врач, кошка.

Усложняя задание, подсказку можно не записывать, а произносить. Предложите ребенку потренироваться в составлении подсказок.

Составь слово

Подготовьте 2 набора карточек с разными слогами. Один набор у вас, другой — у ребенка. Устройте соревнование: кто сумеет составить большее количество слов из имеющихся слогов. За каждое двусложное слово начисляется 2 очка и, соответственно, чем больше в слове слогов, тем больше очков.

Составь слово из букв

Игра проводится по схеме предыдущей («Составь слово»), но вместо карточек со слогами используются карточки с буквами. Начисление очков производится с учетом количества букв в каждом слове.

Живые слова

Подготовьте 3 игрушки. Предложите ребенку поиграть в живые слова: каждой из игрушек вы присваиваете какое-либо слово. В зависимости от расположения игрушек читаете предложение.

Например: «Кукла обозначает слово “девочка”. Зайка — слово “пела”, мишка — слово “песня”. Посмотри, как стоят игрушки и скажи, что получилось» (девочка пела песню). Меняя игрушки местами, вы, соответственно, меняете смысл предложения: « Песню пела девочка», «Пела песню девочка», «Девочка песню пела». Подчеркивайте изменения интонацией.

Побуждайте ребенка к активному обсуждению получившихся предложений. Пусть малыш сам придумает слова и «отдаст» их игрушкам, а затем перескажет все возможные варианты изменения порядка слов в предложении.

Придумай слово

Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Попросите ребенка рассмотреть предмет и определить количество слогов в его названии. Следующее задание — придумать слова, состоящие из такого же количества слогов.

Назови словечко

Вы загадываете слово и хлопаете в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове. Предложите отгадать слово методом подбора. Чтобы облегчить задачу, используйте слова, принадлежащие к одной смысловой группе: мебель, овощи, одежда и т. п.

Подбери слово

Назовите несколько согласных букв. Попросите ребенка придумать несколько слов, содержащих эти буквы. буквы можно менять местами и допускать их повторы в слове: возьмем буквы «Р», «С», «К». Слова: раскраска, рисунок, росток, краска, мусорщик и т. п.

Усложняя задание, увеличивайте количество букв, включайте гласные буквы.

Балда

Старинная игра, развивающая логическое мышление, внимание, память.

Первый игрок записывает произвольную букву, второй присоединяет к ней букву слева или справа, задумав определенное слово. Предыдущий или следующий участник также приписывает букву с одной из сторон, также имея в виду свое слово. Игрок, вынужденный закончить слово, проигрывает кон. Под его фамилией пишется буква «Б». При следующем проигрыше добавляется буква «А» — «БА», затем «БАЛ». И так до тех пор, пока не допишется слово «БАЛДА». Пример:

-    Л;

— БЛ;

— ОБЛ;

— ОБЛА;

— АОБЛА;

— ЗАОБЛА (продолжать до составления слова «заоблачный»).

Разложи картинки

Подготовьте карточки с изображением разных предметов и несколько картонных коробок. На каждой коробке напишите букву. Предложите ребенку брать по одной карточке, определять первую букву в названии предмета и класть в коробку с соответствующей надписью.

Помоги Буратино

К ребенку в гости пришел Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку он сложил карточки с гласными буквами, в другую — с согласными. Все ли буквы верно разложены. Ребенок берет по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно перепутайте буквы — в коробку с согласными положите несколько гласных и наоборот. Ошибки исправлены, Буратино благодарит малыша и уходит в школу.

Окружающий мир

Кладоискатели

Предложите ребенку поиграть в кладоискателей. Прежде всего необходимо начертить карту. Для начала попробуйте воспроизвести схематичный план квартиры: квадратами или прямоугольниками обозначьте комнаты, кухню, ванную, туалет и т. д. Условными значками укажите мебель, окна, двери.

Попросите ребенка выйти и спрячьте в комнате какой-либо предмет, отметив его местонахождение. Пусть малыш попробует отыскать «клад», ориентируясь по карте.

Игра способствует развитию пространственного мышления, умения сопоставлять плоскостные изображения и объемные детали.

Картография

Если вы уже научили ребенка составлять план квартиры, переходите к более масштабным действиям, начертите, например, схему вашего двора, ближайшего парка, улицы. Отобразите все значимые объекты, находящиеся на исследуемой территории, не указывая их названия. Отметьте некоторые из них крестиком и предложите ребенку отыскать их во время прогулки, либо, проходя мимо какого-либо предмета, фиксируйте его на карте.

Географические пазлы

Приобретите 2 одинаковые крупномасштабные карты какой-либо страны. Одну из них разрежьте на 4 части. Рассмотрите вместе с ребенком целую карту, обращайте его внимание на очертания морей, гор, цвет той или иной местности.

Уберите карту и предложите малышу сложить разрезанные части в правильном порядке. Сравните полученный результат с оригиналом. Усложняя задание, увеличивайте количество разрезанных частей.

Делаем карту

Для игры вам потребуется карта мира, картон и ватман. Рассмотрите карту вместе с ребенком, вспомните названия океанов, морей, материков. Предложите малышу сделать карту самостоятельно. Для этого обведите контуры материков, вырежьте их из картона. Лист ватмана покрасьте голубой краской. Попросите ребенка разложить вырезанные материки так, как они расположены на карте.

В процессе игры уточняйте название того или иного географического объекта, вспоминайте обитателей данной местности. Расскажите малышу о климате разных географических широт.

Самый умный

Подготовьте карту России. Рассматривайте географические объекты: моря, реки, горы, города. Давайте ребенку их названия. Поясните, какая растительность преобладает в той или иной местности. Возьмите фигурки животных или карточки с их изображением. Среди них должны быть и животные, местом обитания которых являются другие страны. Предложите ребенку выбрать и разместить на карте животных, обитающих в нашей стране.

На первых занятиях можно прибегать к помощи справочников, энциклопедий. После того как малыш ознакомится с флорой и фауной России, переходите к изучению других государств. Увеличивайте количество дидактического материала, просите ребенка выбрать и разместить на карте, например лесных жителей и обитателей пустыни; представителей фауны крайнего севера и африканской саванны и т. п.

Путешественники

Играя в путешествия, вы поможете ребенку узнать много нового и интересного, расширить его кругозор, пополнить словарный запас, обрести определенные навыки. Но будьте готовы к тому, что игра может затянуться на несколько дней или, даже месяцев. Кроме того, вам придется провести тщательную подготовку, собрать необходимые сведения, подобрать дидактический материал: карточки с изображением животных и растений, населяющих ту или иную страну, фотографии ландшафта местности, представителей коренного населения страны в народных костюмах, сведения о климатических условиях рассматриваемой области.

Предложите ребенку совершить путешествие в какое-либо государство. На первых занятиях выбирайте страны, о которых малыш уже имеет представление. Возьмите карту и рассмотрите, где располагается искомая территория. Обсудите способ передвижения. Если путь к цели лежит через океан, сделайте бумажный кораблик и «плывите» прямо по карте, попутно рассказывая ребенку о том, какие животные и растения населяют это водное пространство. Далее разделите игру на темы, чтобы не перегружать ребенка обилием информации.

Кто как живет

Прибыв на место назначения, познакомьтесь с представителями местного населения. Рассмотрите фотографии, отметьте особенности людей, народных костюмов. Выясните, на каком языке разговаривают в этой стране. Если вы располагаете сведениями, расскажите малышу об обычаях того или иного народа.

По возможности ознакомьтесь с фольклором местных народов — прослушайте народную песню или прочтите сказку. Обращайте внимание ребенка на характерные детали произведений. Не старайтесь быстрее закончить игру, подробно отвечайте на вопросы малыша, ищите вместе с ним сведения в справочниках и энциклопедиях.

Чтобы игра была занимательнее, «оживите» фотографию местного жителя. Пусть он расскажет вам о своих занятиях, проведет экскурсию по городу, покажет памятники архитектуры и искусства. Познакомит с национальной кухней.

Не настаивайте на продолжении игры, если малыш заскучал. Вводите в игру вспомогательных персонажей, создавайте забавные ситуации. Побуждайте ребенка к активным действиям, например: «Расскажи аборигенам свое любимое стихотворение (сказку). Но учти, что они не понимают нашего языка, поэтому слова надо сопровождать жестами так, чтобы стало понятно, о чем идет речь». Подобным же образом изучайте флору и фауну рассматриваемых стран.

Города-столицы

Чтобы ребенок быстрее запомнил названия столичных городов, французская писательница Сесиль Лупан, автор книги «Поверь в свое дитя», предлагает выучить следующее стихотворение.

В самолете мы сидим,

Всю Европу облетим,

Поглядим с тобой сейчас,

Что на западе у нас.

Вот во Франции, в Париже,

Башня всех построек выше!

А в Германии, в Берлине,

Замечательный зверинец.

Город Берн в горах Швейцарии

На реке стоит Ааре.

Люди в Бельгии, в Брюсселе,

Кружева плести умели.

А в Британии, без спора,

Лондон — самый главный город.

Дальше — в Нидерланды, там

Ветер сушит Амстердам.

Вот на запад поглядели

И на север полетели.

Датский город Копенгаген

Девочкой-русалкой славен.

В Швеции Стокгольм-столица

В воды Балтики глядится.

Город Хельсинки у финнов

Возле моря лег в низинах.

Корабли норвежцев рослых

Приплывают в город Осло.

Время быстрое бежит,

На восток наш путь лежит.

Велика страна Россия,

В ней Москва всего красивей.

Вся Румыния гордится

Бухарестом как столицей.

В Польше город величавый

Называется Варшавой.

А в Болгарии, в Софии,

Храм Премудрости — Софии.

Помнят в Чехии и в Праге

Астронома Тихо Браге.

Будапешт венгерский, знай,

В голубой глядит Дунай.

А австрийцы непременно

Слушать песни едут в Вену.

Чтобы нам закончить круг,

Направляемся на юг.

Над Италией парим,

Видим вечный город Рим.

В теплой Греции, в Афинах,

Много статуй есть старинных.

Португалец, тот влюблен

В свой портовый Лиссабон.

А в Испании — Мадрид

В центре всей страны стоит.

Собери дерево

Нарисуйте или подберите картинки с изображениями деревьев, например березы, елки, дуба. Разрежьте каждую картинку на 3 части: корень, ствол, крона дерева. Перемешайте разрезанные изображения. Собирая импровизированные пазлы, рассказывайте ребенку о функциях каждой части дерева: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают воздух, выделяя кислород и забирая углекислый газ.

Помоги друзьям

Подготовьте карточки с изображениями различных деревьев. Лисенок, ежонок и зайчонок решили посадить по одному дереву возле своих домиков. Лисенок выбрал березу, ежонок — осину, а зайчонок — дуб. Предложите ребенку помочь игрушкам найти свои деревья. Усложняя задание, можно попросить малыша найти 1 дерево для зайчика, 2 дерева для лисы и 3 дерева для медвежонка. Таким образом, вместе с развитием навыков классифицирования происходит обучение счету.

Собери листья

Осенью предложите ребенку собрать букеты из сухих листьев. В каждом букете должны быть листья только одного дерева. Попросите малыша вспомнить, как называются деревья. Дома сделайте гербарии, вклеив листья в альбом и подписав Под каждым видом листьев названия дерева. Рассмотрите карточки или фотографии с изображениями деревьев, рядом с каждой карточкой положите соответствующий лист.

Как растут деревья

В гости к ребенку пришел медвежонок и принес с собой семена различных деревьев (желудь, вишневая, персиковая косточки, семечко от яблока, березовые «серьги» и т. п.). Мишка интересуется, знает ли малыш, откуда берутся леса, может быть, их кто-нибудь сажает?

После того как ребенок высказал свои предположения, рассмотрите семена деревьев, медвежонок рассказывает крохе о том, как семена падают на землю или переносятся птицами и деревьями. Схематично изобразите цикл роста дерева: семя в земле, проросток, росток, саженец, дерево. Медвежонок показывает ребенку по одному из принесенных семян и просит отгадать какому дереву оно принадлежит. Зарисуйте семена в дневнике наблюдений в соответствии с их принадлежностью.

Угадай дерево

Лесные мышки загадывают ребенку загадки: одна рассказывает о своей норке, которая находится под деревом с белой корой. Рядом с норкой другой мышки осенью падают желуди, а третьей мышке часто преграждает вход в норку упавшая шишка. Малыш должен отгадать, рядом с какими деревьями находятся мышиные норки.

Фруктовый сад

Подготовьте карточки с изображениями лесных и садовых деревьев (фруктовые деревья должны быть с плодами). Предложите ребенку посадить сад и лес, т. е. разобрать деревья по группам. При выборе дерева просите малыша проговаривать его название, объяснять, что помогло ему узнать дерево (форма листьев, кора, плоды). Какие еще фруктовые деревья и кустарники знает ребенок. Где они растут, кто их сажает, для чего они нужны?

Мы пойдем...

Вы начинаете предложение: «Мы пойдем с тобой в лес (в поле, на речку, на море) и увидим там...». Ребенок должен вспомнить и назвать все то, что можно увидеть в названном месте (животные, насекомые, растения и т. п.). Обращайте внимание на то, чтобы рассказ ребенка был развернутым, если малыш назвал категорию «животные», побудите его перечислить всех лесных обитателей. Учите ребенка мыслить образно. Вполне возможно, что, перечислив представителей вышеназванных категорий, малыш исчерпает свой список объектов. Подскажите ему, что в лесу можно увидеть. Например, нору лисицы, еловую шишку, следы зайца и т. п.

А кто ты?

Вы называете какой-либо объект и одно из его действий, малыш должен вспомнить что-нибудь причастное к объекту и также обозначить его действие. Например: «Я цветок, я расту». — «А я лепесток цветка, я делаю его красивым». «Я еж, собираю грибы». — «А я колючка, расту на спине у ежа».

Часть целого

Вы называете признаки и функции какой-либо части загаданного объекта, ребенок должен угадать, о чем или о ком идет речь. Например: «Тонкий, белый, бумажный, с мелкими черными знаками» (книжный лист) или «Острые, твердые, костяные, бодаются» (рога) и т. п.

Одно у многих

Вы называете одну часть, а ребенок перечисляет все известные ему объекты живой природы, имеющие эту часть. Например: «Пушистый мех». — «Лиса, белка, енот, песец». «Лист». — «Дерево, кустарник, цветок».

Где-то я это видел

Вы называете какой-либо объект, а ребенок перечисляет места, где можно его увидеть. Например: «Береза». — «Лес, роща, деревня, парк, аллея»; «Заяц». — «Лес, поле, зоопарк, грядка с капустой». Если ребенок затрудняется, помогайте ему наводящими вопросами: «Зайчик что любит кушать?» (морковь, капусту); «Агде растут эти овощи?» (на огороде); «Как заяц их возьмет?» (придет на огород).

Гости

Предложите ребенку подумать и перечислить всех тех, кто пришел бы к вам в гости, если бы вы пригласили обитателей реки (леса, зоопарка, моря). Поговорите о том, кто из них опасен (хищники), кто чем питается, какое угощение следует приготовить для тех или иных гостей.

Собери друзей

Приготовьте парные карточки с изображениями животных из разных местностей обитания. Расскажите, что все животные собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей. Попросите ребенка помочь зверушкам найти друг друга. Малыш должен собрать пары животных, обитающих в одном месте — в лесу, в реке и т. п. Например: заяц — белка, рак — рыба, коза — корова.

Так бывает?

Предложите ребенку послушать небольшую историю и отметить неточности в вашем рассказе.

Однажды поздней осенью, когда листья на деревьях только распустились, заяц с длинным пушистым хвостом решил обустроить себе берлогу для зимней спячки. Увидев огромного зайца, серая лиса испугалась и запрыгнула на дерево, где у нее было гнездо. Не заметив лисички, заяц медленно прошел мимо. Вдруг навстречу ему выпрыгнул зеленый волк. Только заяц хотел его проглотить, как волк, испуганно квакнув, спрятался в норку. Набрал заяц еловых веток и понес в берлогу, чтобы было на чем спать всю зиму. А вокруг птички поют, цветы распускаются. Одним словом — осень!

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей 6-7 лет в домашних условиях

Игры со словами для детей 6-7 лет в картинках

Задания на воображение для детей 6-7 лет в картинках распечатать бесплатно

Игры на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей 6-7 лет в детском саду. Картотека

Нет комментариев. Ваш будет первым!