Развитие внимания детей дошкольного возраста с помощью игр
Игры, направленные на развитие внимания детей
Игры на умение концентрировать внимание
Игры с карточками
«Хитрые числа»
Вариант 1
Для игры вам потребуется 20 карточек, на которых нужно написать числа от 1 до 20.
Участвуют 2 человека, например взрослый и ребенок. Карточки перемешиваются, половина выдается ребенку, который раскладывает их перед собой в произвольном порядке. Взрослый выкладывает перед ребенком одну из своих карточек. Увидев на ней число, ребенок должен выбрать из своих карточек карточку с ближайшим числом в порядке возрастания или в порядке убывания (об этом надо договориться заранее) и положить сверху. Если у него есть и следующее по порядку число, то он положит еще одну карточку и т. д. Затем взрослый выкладывает вторую карточку. Ребенок выполняет то же задание. Игра продолжается, пока у кого-нибудь из участников не закончатся карточки.
Вариант 2
Для игры вам потребуются те же 20 карточек с числами.
Карточки перемешиваются и выкладываются перед ребенком квадратом по 3 в 3 ряда, то есть используются 9 произвольно выбранных карточек из 20. Ребенок должен переложить карточки так, чтобы числа стояли в порядке возрастания (или убывания), начиная от левого верхнего угла.
По мере занятий с карточками производится усложнение заданий: может использоваться большее их количество, ограничивается время на выполнение задания.
«Друг за другом»
Для игры вам потребуется набор карточек со всеми буквами алфавита.
Разложите карточки перед ребенком. При этом некоторые буквы положите не в алфавитном порядке. Ребенок должен внимательно посмотреть на карточки и поменять их местами так, чтобы восстановить алфавитный порядок. Начинать занятия можно с 3—4 неправильно расположенных карточек. Впоследствии задания усложняются, количество необходимых перемещений увеличивается.
Умение концентрировать внимание хорошо тренируется при проведении игры на точное копирование исходного образца. Предлагаем вам использовать для этого буквенный материал, это поможет ребенку безошибочно выполнять задания по русскому языку.
«Не теряй буквы»
Для игры вам потребуются, карточки, на которых нужно написать сочетания букв, которые похожи на слова, но таковыми не являются.
Ребенку дается задание точно переписать строчки. Варианты этой игры отличаются по уровням сложности. На начальном этапе занятий можно проводить первый и второй варианты игры, составляя строчки по аналогии с приведенными ниже: всего используется 7—8 букв в буквосочетании, из них 3—4 буквы чередуются.
Вариант 1
СЛАСЕЛЛА ДАССЕКЕ СЕЛАССА
Вариант 2
КОРРИКС КУСУРА ИКОССИР
Вариант 3
ПРЕМАРАП СТАССИТ РАММЕТАТ
Вариант 4
РАКИССУМАКИРУ КАММУКАР
Вариант 5
ПЕРИЛЛИМЕНАТ КОСИКУМАРАНН
Вариант 6
РАПЕТОННУКАШИМЕСЬ ПЕЛАКУССИ
Аналоги третьего-шестого вариантов используются на тех этапах занятий с ребенком, когда он уже будет с легкостью справляться с первыми вариантами игры, то есть научится до определенной степени концентрировать внимание. Классической игрой на развитие внимания являются задания на поиск отличий в картинках. Мы предлагаем искать отличия в комбинациях из букв, чисел, геометрических фигур. Это будет развивать зоркость, необходимую при выполнении письменных работ на уроках.
«Найди отличия»
Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).
Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.
Вариант 1
Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.
Вариант 2
Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.
Вариант 3
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Вариант 4
Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.
Игры на концентрацию и переключение внимания
Для тренировки концентрации и переключения внимания очень полезно периодически играть в «Шифровку». Для первоклассников подходят простые варианты «Шифровки» с ключами. Для детей постарше — «Шифровка» с перестановками и пропусками, где для выполнения заданий требуется более высокая степень умения концентрировать и переключать внимание. Ребенку очень важно научиться переключать внимание с одного объекта на другой. Это поможет избежать ошибок при выполнении различных заданий на уроках: от списывания с доски до решения примеров по математике.
«Шифровка» с ключами
Для игры вам потребуются карточки с шифровальными ключами, которые представляют собой соответствие букв цифрам, например: А — 1.
Используются цифры от 0 до 9, то есть можно закодировать 10 букв, из которых и должны состоять слова. Вы даете ребенку задание зашифровать слова, воспользовавшись ключом. Самые простые варианты содержат короткие слова и несложные ключи. Эти варианты используются на начальных этапах занятий с первоклассниками. На листке бумаги вы пишете в столбик слова, отдаете его ребенку и предлагаете рядом с каждым словом написать его тайный шифр.
Вариант 1
А
|
Д
|
Ж
|
Б
|
С
|
Р
|
У
|
К
|
Н
|
Л
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
бас — 304; жаба — 2030; ажур — 0265; жара — 2050; лужа — 9620
банка - 30870; служба - 496230; дружба - 156230
Вариант 2
Р
|
С
|
и
|
Т
|
А
|
Е
|
К
|
П
|
Б
|
Ч
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
река — 0564; писк — 7216; печь — 7598; тапки — 34762; кисть -62138
персик — 750126; печать — 759438; кирпич — 620729
Вариант 3
К
|
В
|
А
|
Р
|
Т
|
У
|
Ё
|
О
|
П
|
Д
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
торт — 4734; труд — 4359; трава — 43212; рукав — 35021; товар - 47123
корова — 073712; ворота — 173742; поворот — 8717374
отвёртка — 74163402; подкова — 8790712; квадрат — 0129324
Вы можете играть и наоборот. В этом случае необходимо заранее зашифровать слова, дать ребенку ключ и предложить сделать расшифровку. Разгадывать слова путем замены цифр на буквы ребенку будет очень интересно.
«Шифровка» с перестановками и пропусками
Для игры вам потребуется лист бумаги, на котором необходимо заранее написать слова и предложения, оставляя свободное место для записи шифровки.
Варианты шифровки предлагаются различные.
Вариант 1
Зашифруйте слова и предложения, записывая слова наоборот.
рукав — вакур
Сегодня на улице холодно. — Яндогес ан ецилу ондолох.
Вариант 2
Зашифруйте слова, меняя первый и последний слог местами.
хорошо — шорохо; погода — дагопо; математика — катема- тима
Вариант 3
Зашифруйте предложение, записав его с пропусками всех гласных.
Заходим в школу. — Зхдм в шкл.
Можно придумать и другие варианты шифровки.