Игры на развитие внимания детей 6-7 лет

Игры на концентрацию и распределение внимания

После того как ребенок станет уверенно справляться с заданиями на концентрацию внимания, необходимо начать тренировать умение распределять внимание. Для этого мы приводим ниже игры, которые на усложненных уровнях дают такую возможность. Уметь распределять внимание очень важно при выполнении таких работ, как диктант, когда нужно и слушать учителя, и писать, и вспоминать правила, и применять их. Мы предлагаем игры на развитие и зрительного («Поиграем в корректора»), и слухового внимания («Веселый лес»).

«Поиграем в корректора»

Для игры потребуются старые журналы или книги с крупным шрифтом.

На выполнение задания следует отводить не более 5 минут. Ребенку выдается текст, взрослый говорит: «В тексте необходимо вычеркнуть все буквы „О"». Затем работа «корректора» проверяется.

Игра в корректора — это систематическая тренировка внимания. На последующих этапах она проводится с постепенным усложнением заданий. Например, ведущий просит букву «О» зачеркивать, а букву «И» — подчеркивать. В процессе выполнения задания может быть дана команда «Наоборот!». При работе с текстом может предлагаться и большее количество заданий, в зависимости от того, насколько легко ребенок с ними справляется. Таким образом будет происходить тренировка и концентрации внимания, и умения его переключать и распределять.

«Веселый лес»

Для игры вам потребуются тексты из 8—10 предложений, в которых некоторые слова повторяются.

Мы предлагаем несколько вариантов текстов, объединенных темой «Веселый лес». В дальнейшем вы можете самостоятельно придумать тексты на эту тему и продолжить занятия с ребенком. Игры помогают совершенствовать умение концентрировать внимание при восприятии текста на слух. Слушая текст, ребенок должен хлопком в ладоши отмечать определенное слово или однокоренные ему слова. Эта игра может проводиться и с усложнением: при этом будет тренироваться умение распределять внимание. Тогда ребенку нужно будет фиксировать внимание не на одном объекте, а на двух: первое из заданных слов он будет отмечать одним хлопком в ладоши, а второе — двумя. В текстах эти слова выделены.

Вариант 1

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «зеленый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «листья» и однокоренные.)

Веселый лес находится не так уж далеко от нашего дома. Прогулки туда всегда были интересными. Приближаясь, мы сразу попадаем в настоящую зеленую сказку. Вот старый пень кряхтит, вспоминая молодость, когда он был зеленым юнцом. Только что мимо него пробежал Ежик, но не нашел ничего полезного. Ему нужны были свежие зеленые листья, и он поскорее потопал к веселым березкам, которые зеленели на другом краю веселого леса. «Да, их листочки пахнут свежестью!» — сказал Ежик неизвестно кому и стал собирать опавшие листья. Через некоторое время он собрал целых! букет. «Теперь я могу вручить этот зеленый подарок Белочке на день рождения!» — воскликнул Ежик.

Вариант 2

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «веселый» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «птица» и однокоренные.)

Настоящее веселье началось в лесу после обеда, когда все его обитатели уже проснулись. Вот веселые птички вспорхнули со старого дуба. Солнце напекло им головы и помешало рассказывать друг другу и всем вокруг последние новости. Они решили полететь к прохладному и такому же веселому ручью и там обсудить события. «Ай-ай-ай! — щебетали они. — Вчера у Белочки был праздник». Самая веселая из птичек заливисто рассмеялась: «Гости так плясали, что Елка рассердилась и скинула их вниз со своей лапы». «А больше всех веселился Дятел. Он выстукивал такую бойкую дробь, что слышно было на самом краю леса!» — рассказала старая глуховатая птица, которая как раз и обитала на дальней опушке. Очень веселый получился день рождения у Белочки.

Вариант 3

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «лес» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «дождь».)

Вчера в веселом лесу была гроза. Она началась внезапно и доставила обитателям леса много хлопот. Сначала поднялся ветер и стал дуть изо всех сил. Он раскачивал деревья, которые сразу зашумели, предупреждая всех в лесу о приближающемся ненастье. Вдруг полил дождь. Все лесные жители спрятались в свои убежища. Радовался только ручей: ведь он стал после дождя более могучим и полноводным, как настоящая река. Когда ударил гром, шишки упали с елок и запрыгали по земле. А молния напугала маленьких зайчат, ведь они подумали, что лес загорелся. Но гроза закончилась быстро, и все деревья стояли после дождя свежие и умытые.

Вариант 4

Внимательно слушай текст. Как только ты услышишь слово «ягоды» или однокоренные слова, хлопни в ладоши. (На усложненном уровне второе слово «вот».)

Летом в веселом лесу появляется много ягод. Это настоящий праздник для лесных жителей. Первый охотник за ягодами — Медведь. Вот как шевелятся кусты малины! Он срывает самые спелые и вкусные ягодки. А вот и Белочка отправилась их собирать. Она сушит ягоды на зиму и в холода угощает друзей лакомством. Не прочь отведать черники и наш знакомый Ежик. А вот и птички слетелись поклевать ягод. Они веселятся и щебечут так, как будто попали на самый настоящий пир. Вот такой щедрый наш веселый лес!

Подвижные игры на внимание

Подвижные игры позволят вам совместить приятное с полезным. Во-первых, они дадут ребенку двигательную разрядку после письма или чтения. Во-вторых, создадут хорошее настроение. А главное, помогут развитию и закреплению произвольного внимания.

Лучше их проводить в группе. Если вы занимаетесь со своим ребенком дома, то можно привлечь и других членов семьи.

«Крокодил»

Играющие садятся вкруг. Каждому участнику присваивается название животного и движение, с помощью которого он будет изображать это животное. Игра проводится без слов, только с помощью движений. Прежде чем начать игру, все участники несколько раз по очереди называют животное, которое будут изображать, и показывают соответствующее движение.

Ведущий обычно назначается слоном. Он начинает игру, показывая движения слона и какого-нибудь другого животного из числа выбранных участниками. Тот, кого показали, быстро делает свое движение и движение любого другого игрока и т. д. Нельзя показывать того, кто только что показал тебя или выбывшего игрока. Выбывает из игры тот, кто ошибся. Игра проводится в быстром темпе.

Примеры движений, изображающие животных: слон — левую руку вытянуть вперед от носа, показывая хобот слона, правой рукой обхватить левую и взяться за нос; крокодил — две руки вытянуть вперед ладонями друг к другу и двигать ими, как щелкает пасть крокодила; жираф — одну руку поднять вверх, изображая длинную шею жирафа, ладонь загнуть, как будто это его голова; змея — делать рукой волнообразные движения вперед, как будто ползет змея; бегемот — руки сцепить вкруг перед собой и движением показать большой живот бегемота. В зависимости от количества играющих и их фантазии придумываются и другие способы изображения животных.

Игра «Крокодил» отлично тренирует концентрацию и быстроту переключения внимания.

«Путешествие»

Эта игра проводится с группой детей. Взрослый является ведущим. От него требуется подготовить содержательный

рассказ по выбранной для игры теме. Играющие встают вкруг вместе с ведущим, который объявляет тему игры. Например, сегодня это «Путешествие в зоопарк». Каждому участнику присваивается роль по теме игры. В данном случае это названия зверей, которых можно увидеть в зоопарке. По правилам игры участник, услышавший во время рассказа ведущего название своего животного, должен присесть. Ведущий во время рассказа должен несколько раз упомянуть каждого обитателя зоопарка, сравнивая их друг с другом по размеру, особенностям внешнего вида и поведения, условиям содержания и т. д. Также ведущий должен контролировать, все ли участники его внимательно слушают и вовремя приседают. Можно играть на выбывание невнимательных, а можно присуждать штрафные баллы, за которые впоследствии дается задание.

Игра не только развивает внимание, но и носит познавательный характер. Другие возможные темы для игры: «Путешествие в лес», «Путешествие по городам», «Путешествие в ботанический сад», «Путешествие на морское дно», «Путешествие по планетам», «Путешествие по картинной галерее» и т. д.

«Снежинки — капельки»

В эту игру можно играть большой группой на выбывание невнимательных или вдвоем с ребенком для разминки и тренировки внимания. Играющие встают напротив ведущего, который всем объясняет правила. Если он дает команду «Снежинки!», то участники должны подпрыгнуть, раскинув руки в стороны и расставив ноги на ширину плеч. Если звучит команда «Капельки!», то участникам нужно стоять, подняв руки над головой, сцепив их вкруг. Ведущий тоже выполняет движения. Но периодически он путает участников, показывая движения, соответствующие другой команде. Задача играющих заключается в том, чтобы четко выполнять движения, соответствующие прозвучавшей команде, а не те, которые показывает ведущий. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Побеждают самые внимательные.

«Мячик — воздушный шарик»

Игра проводится по тем же правилам, что и предыдущая, только выполняются другие движения. Если звучит команда «Мячик!», играющие должны присесть, руки на поясе, ноги вместе. Если звучит команда «Воздушный шарик!», то нужно подпрыгнуть, руки вверх, ноги вместе.

По аналогии можно придумать много таких игр, потому что играть много раз в одну и ту же надоедает. Предлагайте новые вариации с другими интересными движениями. Например, гора — равнина, боксер — пловец, лягушка — птица и т. д. Цель играющих — реагировать на слова ведущего, а не на его движения, так как его задача — запутать играющих. Во время таких игр совершенствуется умение концентрировать внимание.

В результате систематического выполнения предложенных нами игр у ребенка будет закрепляться навык концентрации на объекте и на задании, повысится устойчивость внимания, разовьется способность переключать и распределять внимание. Только формируя эти навыки, можно успешно продвигаться по пути овладения знаниями.

• Играйте с ребенком несколько раз в неделю по 20—25 минут.

• Чередуйте статичные игры с подвижными.

• Игры можно проводить индивидуально, в парах или в группе. Они предусматривают возможность разной организации работы, для группы потребуется большее количество раздаточного материала или использование магнитной доски.

Все эти игры можно также использовать для развития внимания учащихся 1-2 класса

Страницы: 1 2
Елена Моргач # 6 сентября 2013 в 11:06 +2
Хорошие задания. Эти упражнения и игры, затрагивают сразу несколько сфер знаний и направлены на обработку нескольких навыков. Главное, при помощи таких заданий маленький ученик будет учиться с удовольствием.
Валентина Огнева # 15 декабря 2013 в 09:54 +1
Очень интересные и нужные в работе с детьми игры.Взяла себе на заметку. Некоторые обязательно сделаю и буду пользоваться.
Евгения Алексеевна Медведева # 24 декабря 2013 в 15:46 +1
Достаточно подробно описаны задания. Информация изложена понятным языком. Я думаю, любой родитель сможет воспользоваться материалом. Интересно, что игры представлены в нескольких вариантах – это очень важно, т.к. дети склонны к разнообразию. Шифровку считаю одном из самых лучших заданий, детям многим нравится. Спасибо за материал!)
Марина Владимировна Склюева # 8 января 2014 в 19:41 +1
Я работаю логопедом. Со временем все больше убеждаюсь в важности развития внимания у детей с проблемами в речевом развитии. Это не очень явная проблема по сравнению с речевыми нарушениями, но она присутствует почти во всех случаях. Развитие фонематического слуха должно быть тесно связано с развитием внимания, причем не только слухового, но и зрительного, и тактильного. Развитие внимания дает мощный толчок к закреплению формируемых речевых навыков. Советую всем логопедам использовать опыт, представленный в данной статье, а также опыт психолога Е.В. Заики.
Екатерина # 9 января 2014 в 15:09 +1
Материал пригодится в работе дефектологам.Внимание - важная психическая функция, без которой результативное обучение ребёнка, усвоение им ЗУН практически невозможно!Используя эти игры и упражнения в работе с детьми мы закладываем фундамент для успешного усвоения материала детьми.Дети внимательнее-знания крепче!!!
Наталья Николаевна Тушмакова # 17 января 2014 в 20:19 +2
у современных детей довольно часто бывают проблемы с вниманием, эти игры прямо "на злобу дня"
Юлия Владимировна Промисанова # 20 января 2014 в 19:26 +1
Занимательные и интересные игры!!! Дети очень любят работать с карточками как на занятиях , так и в свободное время индивидуально!!!
Светлана Геннадьевна Корнеева # 25 января 2014 в 17:48 +1
Очень нужный материал для развития внимания старших дошкольников. Сразу скачала и распечатала карточки. Буду применять в работе с детьми. Спасибо!
Юлия Устюгова # 17 февраля 2014 в 10:26 +1
Спасибо. Нужный материал. Здесь отобраны игры, наиболее подходящие возрасту.порадовало наличие самих карточек и другого стимульного материала.
Лира Зульфировна Гайнуллина # 18 февраля 2014 в 22:51 +1
Качественный дидактические игры. Действительно необходимый материал для воспитателя, работающего с детьми 6-7 лет.
Кадрия Васимовна Адгамова # 24 апреля 2014 в 22:29 +1
Очень полезный материал, таких именно искала, для открытого занятия! Спасибо!
Елена Александровна Беляева # 16 июня 2014 в 15:46 +1
Спасибо за интересный и полезный материал!
Анна Николаевна Журавлёва # 22 июня 2014 в 11:53 +1
Спасибо за мастер класс! Мне очень понравился.
Светлана Викторовна Зинченко # 10 июля 2014 в 08:46 +1
Спасибо.Очень нужный материал. Я на уроках русского языка, чтения, математики провожу минутки на развитие внимания, собираю подобного рода игровые задания, вот таких в моём наборе ещё нет. Спасибо! Такие минутки настраивают малышей на рабочий лад и немного "заигрывают" в урок.
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:11 +1
Спасибо Вам за прекрасный материал. Для меня такие задания сейчас особенно актуальны. Мы с дочкой готовимся к 1 классу.
Наталья Михайловна Матвеева # 14 ноября 2014 в 23:42 +1
Внимание-вот что за частую "хромает" у дошкольников. А тут такой замечательный материал, который поможет развить это качество у ребенка. Пригодится не только работникам ДО, но и мамам, которые заинтересованы в развитии своего ребенка. Отдельное спасибо, что делитесь с нами этими играми.
Любовь Анатольевна Петрачкова # 4 января 2015 в 17:48 +1
Внимание это одна из важнейших психических функций, но данный материал сложноват для детей старшего дошкольного возраста. В шифровке заменила бы цыфры наопределенные предметные картинки, которые бы обозначали определенные буквы алфавита (а - арбуз,к- кукла и т. д.); для развития вниманияпрекрасно подойтет любой текст из журнала, попросите ребенка вычеркивать определенные буквы в тексте - это поможет сконцентрировать внимание.
Вера Дмитриевна Комолова # 28 января 2015 в 11:27 +1
Воспользуюсь вашим материалом, игры лёгкие и интересные. Мы с ребятами как раз изучаем числа до 20, поэтому игра хитрые числа очень кстати. Спасибо.
Зиля Нурмухаметовна Хадиуллина # 21 марта 2015 в 20:38 +1
Удачно придуманные задания. Конечно хочется разнообразить задания по РЭМП и по обучению грамоте. Обязательно использую их в своей работе.
Светлана Анатольевна Петрова # 26 марта 2015 в 19:04 +1
Произвольное внимание играет важную роль в обучении в школе. Нам с детьми подготовительной группы такие задания интересны. Правда некоторые задания сложны для дошкольников, но это не беда. Спасибо за подробное объяснение.
Екатерина Владимировна Филатова # 12 апреля 2015 в 12:39 +1
Хорошие игры, обязательно сделаю некоторые себе в копилку, и будем играть с детьми
Елена Юрьевна Яркина # 15 апреля 2015 в 19:03 +1
Хороший дидактический материал - это первый помощник педагога. Ваши игры разнообразны и интересны. С удовольствием порекомендую своим коллегам.
Ткачук Инна Юрьевна # 28 июня 2015 в 21:13 +2
Работаю с детками старшего дошкольного возраста. Провожу с ними графические диктанты. Помимо того, что данные диктанты проверяют умения детей ориентироваться в пространстве, но и концентрируют внимание ребенка.
Ольга Викторовна Исаева # 14 июля 2015 в 11:05 +1
Полезный материал. Отдельно хочется отметить использование наглядности - наглядность повышает интерес детей к знаниям и делает процесс обучения более легким.
Светлана Валерьевна Фомина # 5 августа 2015 в 13:54 +1
У вас современные и интересные для детей задания. Для развития внимания мы пишем графические диктанты и дорисовываем вторую половину предмета. Замечательные игры!
Ольга Николаевна Сбитнева # 10 сентября 2015 в 09:51 +1
В этом году работаю на подготовишках. С интересом прочитала предложенный вами материал, обязательно возьму на заметку. Спасибо! Вам удачи и творческих успехов!
Наталия Леурда # 7 октября 2015 в 22:09 +1
Материал для педагогов разных категорий, спасибо! Берите на заметку!
Наталья Владимировна Овсянникова # 26 октября 2015 в 21:34 +1
Полезный материал. Дети с удовольствием выполняют задания. Хотя встречается и довольно сложный материал. Спасибо большое!
Светлана Викторовна Тарасенкова # 15 ноября 2015 в 21:03 0
Наиогромнейшее спасибо за столь необходимый мне материал именно в данный момент. Прекрасно, что есть люди, готовые поделиться полезной информацией. Еще раз огромное Вам спасибо! Всего самого светлого и доброго!
Наталья Александровна Дулина # 24 февраля 2016 в 13:05 0
Занимательный и очень полезный материал. Будет интересен как педагогам, так и родителям. Несколько игр провела с дошкольниками, всем очень понравилось! Спасибо!
Надежда Юрьевна Максимова # 5 мая 2016 в 19:15 0
Просто необходимо добавить в закладки. Обязательно распечатаю и буду использовать. СПАСИБО!!
Светлана Александровна Волостных # 25 июля 2016 в 09:13 0
Отличный материал. Дети с удовольствием выполняют задания. Хотя встречается и довольно сложный материал. Спасибо большое!
Екатерина Борисовна Нагайко # 8 декабря 2016 в 05:00 0
Я считаю, что данный материал сложноват для детей старшего дошкольного возраста. Но всё равно спасибо. Некоторыми заданиями воспользуюсь.
Ольга Александровна Максимова # 5 марта 2018 в 08:41 0
Материал интересен и подходит для очень хорошо подготовленных детей.На мой гвзляд, некоторые задания сложные,ведь не все дети в 6-7 настолько хорошо знакомы с буквами.Как вариант для индивидуальной работы с хорошо подготовленными детьми можно взять на вооружение.