Игра — лучший способ познания для детей дошкольного возраста. В их жизни игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых. Большую часть времени, отведенного для бодрствования, дошкольники проводят, играя. Игра, на первый взгляд, кажется лёгким, приятным, чуть ли не бесполезным занятием. Но это обманчивое впечатление! В процессе игры малыши приобретают многие умения и навыки, учатся контактировать друг с другом, познают мир вокруг себя. Игровая деятельность часто требует от детей проявления творческих способностей, энергии, ума, выдержки, самостоятельности. При этом игра — это всегда весёлое и интересное занятие, поэтому, играя, малыши учатся без усилий и с наслаждением. Игра удобна тем, что в ней можно много раз повторять то, чему вы хотите научить детей. Во время игры улучшается настроение малышей, дети открываются для эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками.
Занятия математикой в свою очередь способствуют интеллектуальному развитию детей, формируют их познавательные и творческие способности. Кроме того, развитие у дошкольников математических навыков и умений облегчает им в дальнейшем обучение в школе, помогает быстрее и легче усваивать школьную программу. Но, как показывает опыт, многим дошкольникам освоение математики даётся с большим трудом. Часто дети не проявляют особого желания заниматься математикой.
А вот играть малыши готовы всегда, даже в математические игры! Игровая методика помогает добиться очень хороших результатов в обучении и при этом не вызывает у детей негативного отношения к процессу обучения.
Логические игры, приведенные ниже, способствуют развитию у дошкольников элементарных математических представлений, помогают освоить несложные логические построения: сравнение, умозаключение, аналогии, обобщения. Предлагая ребенку логические игры, используйте наглядный материал, предметные картинки и картинки-раскраски.
Игра 1. Предложите ребенку четыре группы картинок, в каждой из которых четыре предмета: лодка, спасательный круг, стул, часы; ваза, расческа, барабан, гармошка; лампа, цветок, юбка, брюки; гвозди, пила, книга, матрешка. Он должен отобрать из каждой группы парные и обосновать свой выбор.
Игра 2. Предложите ребенку парные картинки: кошка-коте- нок, рука-варежка, рыбка-аквариум, кастрюля-половник. Пусть, соотносясь с данными парами, он составит смысловые пары из следующих картинок: собака, щенок, туфелька, птичка, ложка, клетка, тарелка.
Игра 3. Предложите ребенку парные картинки: платье-отрез ткани. К картинке дом нужно по аналогии подобрать пару из числа следующих картинок: кукла, велосипед, крыльцо, кирпичи.
Следующая пара картинок: кошка- котенок. Пару нужно подобрать к картинке курица из ряда: утка, цыпленок, зайчонок, петух.
Игра 4. Разложите предметные картинки в группы по три, в которых две картинки должны иметь смысловое соотношение, а третья должна быть лишней по смыслу. Группы картинок следующие: тигр-волк-ворона, чай-кофе-конфета, купальник-платье-бассейн, шляпа-туфли-сапоги, стрекоза-муравей- сачок. Ребенок должен назвать лишнюю картинку, и объяснить, почему он считает ее лишней.
Игра 5. Предложите ребенку дополнить группы предметных картинок еще одной, подходящей по смыслу и назвать их одним словом. Группы следующие: чашка, ложка, стакан,...(посуда), собака, лошадь, кошка,...(животные), яблоко, апельсин, груша,...(фрукты), морковь, капуста, огурец,...(овощи).
Игра 1. Предложите ребенку предметные картинки с изображением животных: слон, лошадка, мышь. Прокомментируйте: лошадка меньше слона, но больше мышки. Какое животное больше всех? Почему? Пусть малыш расположит картинки слева на право от самого большого к маленькому.
Игра 2. Предложите ребенку три предметные картинки с изображением животных: слон, жираф, носорог. Прокомментируйте: слон выше носорога, но ниже жирафа. Кто выше всех?
Пусть ребенок расположит картинки слева направо от самого низкого животного к самому высокому.
Игра 3. Хомячок меньше зайца, а заяц меньше лисички. Кто меньше всех? Расположить картинки от самого маленького к самому большому.
Игра 4. Вам понадобятся 3 домика-картинки (можете сделать их из цветной бумаги или нарисовать) и изображения белочки, лисички и мышки. Расселите животных в домики, расположив домики в соответствии с условием задачи: домик лисички между домиками мышки и белки. Кто живет дальше от белки — мышь или лиса? (Мышь).
Игра 5. Предложите вниманию ребенка три рисунка, один из которых цветы, другой — кораблик, третий — матрешка. Скажите, что их нарисовали три подруги — Аня, Оля и Маша. Аня и Маша рисовали не цветы. Что нарисовала Оля? (Цветы).
Игра 6. Вова и Саша живут на одном этаже. Миша живет выше Вовы. Кто живет ниже — Саша или Миша? (Саша.)
Игра 7. Нарисуйте в один ряд трех мальчиков разного роста, по возрастанию: маленького роста, среднего, высокий. Предположим, их зовут Андрей, Вася и Петя. Скажите, что Андрей ниже Васи, Вася ниже Пети. Пусть ребенок определит по рисунку, кто есть кто и даст имя каждому.
Игра 8. Росли три дерева: рябина, сосна и кедр. Рябина ниже сосны, сосна ниже кедра. Какое дерево самое высокое?
Игра 9. Мелом на асфальте нарисуйте пересекающиеся квадрат и круг одного размера, так, чтобы диаметром круга стала одна из сторон квадрата. Предложите ребенку нарисовать внутри круга — треугольники, внутри квадрата звездочки, внутри круга и квадрата кружочки. (В общей части должны оказаться все фигурки).
Игра 10. Поставьте перед ребенком три вазы с цветами разного цвета: в первой два желтых и два красных цветка, во второй вазе два красных и три желтых цветка, в третьей один желтый и два красных. Вопросы, на которые может ответить ребенок: сколько ваз на столе? Которая по счету с четырьмя цветками? С тремя? С пятью? В какой вазе больше цветов — в первой или в третьей? В какой вазе меньше цветов — во второй или первой? Как сделать так, чтобы во всех вазах было по четыре цветка? Как сделать так, чтобы во всех вазах были одинаковые цветы?
Игра 11. И грает группа детей. На полу в разных местах комнаты лежат три обруча. В один обруч помещают красный бумажный круг, в другой желтый, в третий — зеленый. У детей по одной цветной геометрической фигуре, не круглой. Дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с кругом того же цвета, что и их фигура. Подойдя к детям, взрослый просит назвать, какие фигуры возле обруча и почему (по цветовому соответствию).
Игра 1. Из группы картинок отложить все, кроме тех, на которых изображены не растения.
Игра 2. На картинке-раскраске раскрасить все, кроме тех, на которых изображены не животные.
Игра 3. Из группы картинок найди и отбери все не деревья.
Игра 4. Из группы геометрических фигур (квадраты, шары, прямоугольники, треугольники) найти и выбрать все треугольники.
Игра 5. Из группы предметных картинок найти и выбрать все круглые предметы. Картинки следующие: пенал, бабочка, книга, мячик, тетрадь, ручка, клубок, сумка, воздушный шар.
Игра 6. Из группы предметных картинок отобрать все картинки с квадратными предметами.
Картинки следующие: книга, коробок спичек, флажок, воздушный шар, бант, чашка, кораблик.
Игра 7. Из картинок с изображениями животных и их детенышей отобрать только те, на которых детеныши.
Игра 8. Отобрать из предметных картинок сначала все с изображениями насекомых, потом — птиц, затем - животных.
Во всех приведенных играх ребенок должен называть, что изображено на картинках, находить обобщающее слово и мотивировать свой выбор.
Игра 1. Для этой игры понадобится карандаш и тетрадный лист в клеточку. Нарисуйте и предложите ребенку продолжить начатый вами ряд геометрических фигур или цифр в нужной последовательности, не нарушая закономерности.
Геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг,...
Квадрат большой, средний, маленький,...
Круг, квадрат, круг, два квадрата, круг, три квадрата, круг,...
Квадрат, внутри которого кружок, квадрат, внутри которого треугольник, квадрат, внутри которого квадратик, квадрат, внутри которого кружок...
Ряд цифр: 2,3,4,2.
Игра 2. Проведите на листе несколько волнистых линий — это гирлянды. На каждой из них нарисуйте — нанижите последовательности фигур. Пусть ребенок продолжит каждую:
2 треугольника, кружок.
Квадрат, треугольник, квадрат.
Прямоугольник, квадрат, круг, прямоугольник.
Игра 3. 9 клеток. Начертите квадрат, разбейте его на 9 одинаковых частей — клеток. Вам понадобятся также набор предметных картинок, в котором будет три группы по три одинаковых предмета. Предложите ребенку расположить в клетках квадрата картинки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбике не было одинаковых рисунков.
Вы можете предложить ребенку варианты этой игры: в клетках квадрата вместо картинок располагать геометрические фигуры или цифры.
Игра 4. Кружки, звездочки, палочки. Разложите перед ребенком три ряда карточек по четыре в каждом ряду. На карточках первого ряда кружочки, в количестве от 1 до 4 по группам в порядке возрастания. На карточках второго — звездочки, аналогично от 1 до 4, в порядке возрастания. На карточках третьего ряда — геометрические фигуры, со сторонами одной Длины: треугольник, вертикальный отрезок, по длине равный ребру треугольника, квадрат, со стороной, равной стороне треугольника, два параллельных вертикальных отрезка той же длины, что и сторона квадрата. Предложите ребенку расположить карточки третьего ряда в соответствии с карточками первого и второго ряда. Правильным решением будет следующее расположение: отрезок, два отрезка, треугольник, квадрат, так как отрезки являются сторонами фигур и в данном случае располагаются в порядке возрастания их числа.
Шестиугольник
Вырежьте вместе с ребенком из плотного белого картона шестиугольник. В каждом углу нарисуйте по яркому кружочку и один кружочек в центре. Вам понадобятся также три тонкие прямые палочки одинаковой длины. Длина должна быть достаточной, чтобы пересечь шестиугольник в любом месте. Предложите ребенку разделить (разметить) палочками так, чтобы каждый кружок оказался один на участке.
Непрерывная линия
Из листа белого картона вырежьте квадрат со стороной 30 см. Расчертите квадрат на 9 равных квадратиков со стороной 10 см. Затем ярким фломастером расчертите на нем ломанную линию так, чтобы она захватила своими изломами все квадратики. Разрежьте квадрат на квадратики, перемешайте их. Предложите теперь ребенку снова собрать их в квадрат так, чтобы линия не прерывалась.
Постройте из палочек следующие фигуры:
1. Сложить из 7 палочек два квадрата.
2. Сложить из 7 палочек три треугольника.
3. Сложить из 6 палочек прямоугольник.
4. Сложить из 5 палочек два равных треугольника.
5. Из 9 палочек составить четыре равных треугольника.
6. Из 10 палочек составить три равных квадрата.
«Волшебный мешочек» — известная игра, широко используемая в практике при работе с дошкольниками. Она представляет собой обычный тканевый мешочек, наполненный разными геометрическими формами и фигурками небольшого размера и разного цвета. «Волшебный мешочек» используют в играх, способствующих формированию представлений у детей о геометрических формах, а также в играх по развитию сенсорного восприятия и в логических играх-задачах.
Для следующих игр вам понадобятся «волшебный мешочек» — это может быть обычный тканевый мешочек, вы можете изготовить его сами, и набор из шести шариков, три из которых одного цвета, а три другого, например 3 желтых и 3 красных шарика.
Игра-задача 1. В волшебном мешочке лежат 3 желтых и 3 красных шарика. Сколько шариков нужно достать из мешочка, чтобы заранее с уверенностью сказать, что хотя бы один из них будет желтым?
Это довольно сложная задача, и чтобы подготовить ребенка к ее решению, надо провести несколько предварительных наглядных опытов.
Опыт 1. Покажите ребенку пустой мешочек и два шарика разного цвета (желтый и красный). Положите шарики в мешочек. Спросите ребенка: «Сколько шариков в мешочке? Какого они цвета?» Ребенок ответит: «В мешочке два шарика: один желтый, другой красный». Теперь пусть малыш поочередно, несколько раз, не заглядывая в мешочек, достанет один из шариков и назовет его цвет, а затем положит шарик обратно. Он увидит, что нельзя заранее угадать цвет, вынимая только один шарик.
Опыт 2. На этот раз положите в мешочек два желтых и два красных шарика. Повторите с ребенком опыт 1 (см. выше), вынимая по одному шарику. Потом, предложите ему доставать из мешочка не глядя по два шарика за один раз. Пусть он проделает этот опыт несколько раз. Оказывается, если доставать из мешочка по два шарика, то они окажутся или оба желтыми, или оба красными, или один из шариков будет желтым, а другой красным. Вместе с ребенком убедитесь на практике, что других вариантов в этом случае не бывает.
Затем проведите с участием ребенка опыты по выбору трех шариков вслепую. Практика покажет, что в данном случае возможны лишь два варианта: либо вы достанете два красных шарика и один желтый, либо два желтых и один красный.
Вы провели наглядные опыты, после которых уместно поставить вопрос: « Сколько нужно вынуть шариков, чтобы хотя бы один оказался желтым». Поясните ребенку выражение «хотя бы один». Большинство детей догадывается, что достаточно вынуть три шарика. Пусть ребенок сам объяснит, почему.
Игра-задача 2. Эта игра является логическим продолжением игры-задачи 1.
Теперь положите в мешочек три желтых и три красных шарика. Проведите вместе с ребенком опыты по выбору трех шариков. Проверьте все возможные случаи: все три вынутых шарика красные, два красных и один желтый, два желтых и один красный, все три вынутых шарика желтые. Теперь задайте вопрос, аналогичный вопросу в случае с двумя желтыми и двумя красными шариками: «Сколько надо достать из мешочка шариков, чтобы хотя бы один из них оказался красным?» (Больше половины, 4).
Блоки — объемные геометрические разноцветные фигуры разных форм. Данные логические задачи в зависимости от сложности доступны детям от 4 (с 1 обручем) до 5 (с двумя) и 6 (с тремя) лет.
Игра-задача 1. Для игры вам понадобится гимнастический обруч и набор блоков. Набор блоков представляет собой 48 пластмассовых (или деревянных) фигур, обладающих 4 свойствами — формой, цветом, величиной, толщиной. В наборе блоков присутствуют 4 формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и 3 цвета: белый, синий, красный, две величины: большой и малый и две толщины: толстый и тонкий.
Положите обруч на пол и предложите ребенку расположить внутри обруча блоки одного вида, а вне обруча все остальные. Варианты могут быть разные. Пусть ребенок опишет и мотивирует свои действия. Например: расположить внутри обруча все синие блоки, а вне — все остальные. В данном случае ребенок руководствуется в отборе блоков разделением по одному признаку: цвет. Можно усложнить задачу: расположить внутри обруча все треугольные красные блоки — классифицировать блоки придется уже по двум признакам — цвет и форма, и т. п. Решая подобные логические задачи, дети получают представление о классификации объектов.
Игра-задача 2. Разложите на полу два обруча разного цвета, так, чтобы они пересекались, образуя общую зону. Затем попросите ребенка расположить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались, например, все красные блоки, а внутри желтого все круглые. Следует обратить внимание ребенка на то, что классификация блоков в этой задаче идет по двум признакам— цвету и форме. Выполняя это задание, дети часто допускают следующую ошибку: заполняя красный обруч красными блоками, они располагают все красные, в том числе и круглые вне желтого обруча, затем все остальные круглые блоки располагают внутри желтого, но вне красного обруча таким образом, общая часть обручей может остаться незаполненной. Вы можете поправить действия ребенка наводящим вопросом: «Все круглые блоки лежат внутри желтого обруча?», и, скорее всего, он заметит ошибку и переложит круглые красные блоки в общую часть обручей. Попросите его прокомментировать свои действия, объяснив, почему они должны лежать именно там: «Внутри красного обруча — потому что красные, внутри желтого — потому что круглые. Попросите ребенка ответить на следующие вопросы: какие блоки лежат: 1) внутри обоих обручей; 2) внутри красного, но вне желтого обруча; 3)внутри желтого, но вне красного обруча; 4) вне обоих обручей. Еще раз напомните, что блоки следует в этой задаче разбирать и называть по двум признакам — форме и цвету.
Игра-задача 3. Усложнить игру можно используя три разноцветных обруча. Скорее всего, решение этой задачи потребует вашего активного участия. Разложите красный, зеленый и желтый обручи так, чтобы всех три пересекались, имея общую площадь. Прокомментируйте данную позицию, соответствующим образом назвав каждую образовавшуюся плоскость (всего их будет восемь): внутри всех трех обручей; внутри красного и желтого, но вне зеленого и т. д. В данной игре вам придется классифицировать блоки по трем признакам. Попробуйте вместе с ребенком разместить блоки так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри желтого все квадратные, а внутри зеленого все большие.
После того, как расположите нужным образом все блоки, ответьте вместе с ребенком на восемь стандартных для любого вида игры с тремя обручами вопросов: какие блоки лежат: 1) внутри всех трех обручей; 2) внутри красного и желтого, но вне зеленого обруча; 3) внутри желтого и зеленого, но вне красного обруча; 4) внутри красного и зеленого, но вне желтого обруча; 5) внутри красного, но вне желтого и вне зеленого обруча; 6) внутри желтого, но вне зеленого и вне красного обруча; 7) внутри зеленого, но вне красного и вне желтого обруча; 8) вне всех обручей?
Задавая вопросы на сообразительность, произносите их по два раза.
1. Как образовать на столе при помощи одной палочки треугольник? (Использовать грани края стола).
2. Как образовать на столе квадрат при помощи двух палочек? (Использовать грани края стола).
3. Положить на стол подряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не перемещая ее? (Переместить в середину крайнюю палочку).
4. Сколько концов у одной палки? У двух? У двух с половиной? (6 концов).
5. Тройка лошадей проскакала три километра. Сколько километров проскакала каждая лошадь? (3 км).
6. Если гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько он будет весить, стоя на 2 ногах?
7. У трех сестриц по одному брату. Сколько всего детей? (4).
8. Оля пошла гулять после того как сделала уроки. Что Оля сделала раньше, уроки, или пошла гулять?
9. Через много лет Андрею будет немного больше лет, чем Антону сейчас. Кто из них старше?
Игры для обучения детей 3-6 лет математике
Математические задачи игры для дошкольников
Методики раннего обучения детей математике
Нет комментариев. Ваш будет первым!