Когда ребенок освоит простейшие приемы сложения и вычитания, вы можете перейти к составлению и решению простейших задач.
Как составлять и решать задачи. Главными составляющими задачи являются условие и вопрос. Размышляя над условием, ребенок выделяет известные величины и стремится найти неизвестные. Поиск неизвестных величин и есть решение задачи. Решить задачу — значит понять и рассказать, какие действия с данными числами надо выполнить, чтобы получить ответ. Любая задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Ребенок должен научиться выделять эти основные части задачи. Вы можете тренировать его следующим образом: вы повторяете условие задачи, а ребенок формулирует вопрос, например:
Задача 1. Вы рассказываете условие задачи: «На ветке сидели 3 сороки. Затем прилетели еще 2». А ребенок формулирует вопрос: «Сколько теперь стало сорок?». Вопрос сформулирован правильно, но стоит пояснить, что вместо слов «стало теперь» лучше подобрать глагол, отражающий содержание задачи: «Сколько сорок сидит на ветке?» Всегда старайтесь использовать глаголы, называющие действия, присутствующие в содержании задач.
Хорошей практикой являются игры-задачи, составленные на основании выполненных действий.
Игра-задача 1. Поставьте в одну вазу 3 гвоздики, а в другую 1. Предложите малышу описать ваши действия: «Маша поставила в одну вазу 3 гвоздики, а в другую 1 гвоздику». Описывая ваши действия, ребенок уже составляет условие задачи. Обратите его внимание на этот факт: «Это и есть условие задачи. Что нам известно из условия? Что в одной вазе стоит 3 гвоздики, а в другой 1». Запишите эти данные цифрами или выложите карточками: 3+1. «Что же нам надо узнать?» — пусть ребенок подскажет вам ответ: «Сколько всего гвоздик в обеих вазах». Решаем задачу: 3+1=4. Пусть малыш запишет решение или выложит его предметными карточками.
Аналогично анализируем задачу на вычитание.
Игра-задача 2. Предложите ребенку расставить на столе 5 чашек, а затем уберите 1. Предложите ему самостоятельно составить условие задачи, описав действия, свои и ваши: Оля расставила на стол 5 чашек, а мама убрала одну».
Итак, это условие задачи. Из него известно, что было 5 чашек на столе. А одну убрали. Что же требуется узнать, что неизвестно в задаче? Пусть ребенок сформулирует вопрос самостоятельно: «Сколько чашек осталось на столе?» Запишите данные цифрами и решите задачу: 5-1=4.
Описывая математические действия, дети, как правило, используют бытовые слова: стало, будет, отнять, прибавить. Старайтесь закрепить в речи ребенка математические термины: сложить, вычесть, получится, равняется.
Необходимо научить ребенка правильно формулировать математические действия. Для начала предложите ему задачи с одними и теми же числами на разные действия.
Задача 1. У Маши было 3 апельсина. Один она съела. Сколько апельсинов осталось? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько осталось апельсинов?
Предполагаемый ответ: «Из трех апельсинов вычесть один». Запишите цифрами решение и ответ: 3-1=2. Осталось два апельсина.
Задача 2. Лене дали 3 яблока и 1 грушу. Сколько всего фруктов у Лены? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего у Лены фруктов.
Правильный ответ: «Нужно сложить три и один. Получится 4. Всего у Лены фруктов 4.»
Хорошо также потренироваться решать задачи внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.
Задача 1. На крыше сидело три голубя. Один улетел. Сколько голубей осталось на крыше? Решение: 3-1=2.
Задача 2. На крыше сидело 3 голубя. Прилетел еще один. Сколько теперь голубей на крыше?
Вопрос, помогающий ребенку сформулировать арифметическое действие, сначала вы будете задавать конкретно и близко к содержанию задачи: «Что надо сделать, чтобы узнать, сколько голубей сидит на крыше?» Когда ребенок научится без труда формулировать арифметические действия, вы будете задавать вопрос общего вида: «Что нужно сделать, чтобы решить эту задачу?»
Мы рассмотрели в качестве примера самые простые задачи, решение которых поможет вашему ребенку понять смысл арифметических действий — сложения и вычитания. Это были задачи на нахождение суммы двух чисел и нахождение остатка. Немного сложнее задачи на нахождение неизвестного компонента.
Задача 1. Найти первое слагаемое при известной сумме и втором слагаемом.
Вера нарисовала несколько кружков и 1 треугольник. Всего она нарисовала 5 фигур. Сколько кружков она нарисовала?
Задача 2. Найти второе слагаемое, если известна сумма и первое слагаемое. Миша вырезал из бумаги один квадрат и несколько треугольников. Всего он вырезал 7 фигур. Сколько треугольников вырезал Миша?
Задача 3. Найти уменьшаемое, если известны вычитаемое и разность.
У Антона было несколько груш. Одну он отдал Тане. У него осталось три груши. Сколько груш было у Антона?
Задача 4. У Оли было 7 конфет. Она отдала Ире несколько. У нее осталось пять конфет. Сколько конфет Оля отдала Ире?
Еще одна разновидность несложных задач, которые полезно научиться решать ребенку— задачи, связанные с разностными отношениями.
Задача 1. Увеличение числа. Юля съела 2 пирожных, а Вова на одно больше. Сколько пирожных съел Вова?
Задача 2. Уменьшение числа. Вика вымыла три чашки, а Катя на одну меньше. Сколько чашек вымыла Катя?
Еще одним важным звеном в математической подготовке ребенка является умение ребенка читать цифровую запись арифметических действий и составлять задачи по этой записи, например: 3+1=4. К трем яблокам прибавить одно яблоко. Получится 4 яблока.
Вы можете превратить составление задач по числовому примеру в интересную и увлекательную игру, представив их как задачи-драматизации. Содержание таких задач отражает жизнь вашего ребенка и его окружающих
Разнообразьте сюжеты задач драматизаций, используя события и предметы окружающей реальности. Героями этих задач вы можете сделать вашего ребенка и себя, полюбившихся персонажей мультфильмов, привлечь наиболее интересные для малыша образы и темы.
Задачи-картинки. Вы можете самостоятельно нарисовать такие картинки вместе с вашим ребенком, придумав их сюжет. Количественное соотношение предметов на картинке должно быть ярко выражено. Например, на картинке изображены 3 самоката и один велосипед. К одной такой картинке можно придумать 1—2 варианта задач. Можно также использовать предметные картинки, иллюстрируя ими цифровую запись задачи.
Ярким наглядным пособием к составлению и решению задач может стать самостоятельно приготовленное тематическое панно. Вы можете использовать любую картинку достаточно крупного размера: натюрморт, пейзаж с изображением лесной поляны, пляжа, стадиона, городской улицы. В панно делают надрезы, в которые затем вставляют фигурные изображения предметов, задействованных в условии задачи. Соответственно, это могут быть фигурки зверей, птиц, растений, спортсменов, машин. Такое оформление задач позволит поддержать интерес ребенка к занятиям, сделать их интересными и веселыми.
Стихотворение про счет для старших дошкольников
Стихи для обучения детей счету
Методики раннего обучения детей математике
Нет комментариев. Ваш будет первым!