Методики раннего обучения детей математике

Методики раннего обучения детей счету

Обучение счету по Лупан

Счет по Лупан лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Чтобы считать, нужно понимать суть самого процесса счета. Считайте все. Повторяйте цифры вслух, громко и четко, прежде чем что-либо сделать — потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки. Объясните, что такое ноль: при переходе к символам ноль понадобится для записи цифры после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее — совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?». Переходите к другим видам счета.

Контактный счет: попросите пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой, затем предметы перед ним.

Обратный счет: ребенок не научится вычитать, если не умеет «считать назад».

Счет до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймет это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.

Поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т. д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т. д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером и т. д.

Четные и нечетные числа. Если разделить горох поровну — это четное число, останется «излишек» — нечетное. Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте в поочередный счет, при этом один называет нечетные числа, а второй — четные. Крайне важно, чтобы счет вошел в привычку. Приведенные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой — научить считать разными способами. В результате малыш начнет считать все, что его окружает. Поощряйте такое стремление: ежедневные упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.

«Стосчет» Николая Зайцева

Методика Зайцева отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Обучение состоит в том, что ребенку предлагают увидеть сразу все числа от 0 до 99, то есть всю сотню сразу. Причем все это представлено в виде стройной системы, демонстрирующей не просто количество, но и состав числа. Ребенок сразу видит, сколько десятков и единиц составляет каждое число.

Расчерчивается лист так, чтобы получилось десять крупных квадратов в два ряда по пять. Не раскрашивая квадраты, повесить лист на стену, а над ним поместить цифру ноль. Обратить внимание ребенка на то, что все квадраты белые — ни один из них не закрашен.

На другой день на абсолютно таком же листе, расчерченном на десять квадратиков, закрасить один из квадратов любимым цветом. Над ним на стене пишется единичка.

И вот так день за днем вешается по одному листочку, на десятый день на стене помещается заполненный, раскрашенный десяток, в котором каждый кирпичик будет четко очерчен, а рядом с ним вешается такой же, но пустой десяток. Должен получиться один десяток и ноль единиц — цифра один располагается точно над десятком, а ноль над единицами. На одиннадцатый день начинает заполняться второй десяток и можно раскрашивать его таким же или другим цветом.

Причем полные десятки каждый раз помещаются один под другим, а неполные или пустые справа от полных. Таким образом надо дойти до девяноста девяти.

На стене, вдоль детской, выстраивается длинная цепочка чисел, над каждым листком висит соответствующая цифра. Ребенок начинает предметно ощущать количество. Он начинает понимать, что десять состоит из двух полосочек по пять, а одиннадцать — это десять и еще один кирпичик. Можно играть в ящички с кирпичиками, например, для трехлетнего малыша не составит труда сказать, что сорок восемь — это четыре целых ящичка и еще восемь кирпичиков.

Затем вводятся элементы арифметических действий с первого же дня знакомства с лентой. Ребенок два-три раза в день пробегает указкой взад и вперед всю нарисованную взрослым ленту, запоминая порядок чисел. Потом задаются вопросы типа: к любому числу, например, к пятнадцати прибавить два (семь, двадцать два — т. е. любое число) и вместе с ребенком указкой по ленте взрослый шагает вперед (туда, где больше) на заданное количество «шагов», например, на два.

Точно так же можно работать с вычитанием, выполнять примеры в несколько действий, проходя указкой туда-сюда по ленте.

Очень быстро ребенок сможет решать любые сложные примеры в пределах ста. Дальнейшая ваша задача состоит в том, чтобы придумывать ему интересные сложные задачи. А он с легкостью будет их щелкать вместе со «Стосчетом».

В продаже бывает готовый «Стосчет». Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Будьте готовы и к тому, что сам материал является «полуфабрикатом»: картонные вырезки предстоит склеивать, «укреплять» изолентой, самостоятельно находить «наполнение» в виде железных крышечек из-под бутылок, деревянных палочек. Но полученный результат оправдает затраченные усилия.

Способ карточек по Доману

Малыш должен сначала понять, что такое количество, и лишь когда он реально будет представлять себе, что такое девять яблок или шесть собак, его можно знакомить с цифрами. Важно в первую очередь научить ребенка видеть количество.

Под словом «цифра» подразумеваются символы, которые обозначают количество. Говоря слово «число», имеем в виду действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:

Каждую карточку рекомендуется показывать вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1—2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 10—30 секунд, повторяется несколько раз в день. Такое обучение приносит ребенку одно удовольствие.

Материал, используемый для обучения ребенка счету, предельно прост. Необходимо сделать карточки из ватмана размером примерно 25x25 см. Необходимо, как минимум, 100 таких карточек.

Нанесите на каждую карточку от одной до ста точек. Красный цвет ярко выделяется на белом фоне и поэтому красные точки больше всего привлекают внимание ребенка. Начните с карточки, на которую надо нанести 100 точек и идите по убывающей. Самое большое количество точек требует наибольшего внимания, а потом вам будет все легче и легче.

С обратной стороны карточки запишите карандашом или ручкой цифру — нужное количество точек, которое вы собираетесь на нее поставить.

Размешайте точки хаотично, а не в форме квадрата, ромба или какой-нибудь другой фигуры. Начните их ставить с середины, следя за тем, чтобы они не налезали одна на другую.

По краям карточки не забудьте оставить небольшие поля. Именно за них вы и будете держаться пальцами, когда начнете процесс обучения.

Первый этап. Освоение понятия «количество»

На первом этапе необходимо научить ребенка воспринимать реально существующее количество, которое на письме принято обозначать с помощью цифр. Для первого урока возьмите карточки с 1 до 5. Занятие должно проводиться со здоровым и бодрым ребенком.

Показывая ребенку карточку с единственной точкой, внятно произносите вслух: «Это один». Показывать карточки нужно быстро, ровно столько, сколько вы будете их называть. И без пояснений.

Затем показываются следующие карточки: вторая, третья, четвертая и пятая. При этом к вам карточки должны быть обращены обратной стороной.

Доставать карточку лучше всего из-за спины, лицевой стороной к ребенку, обратной стороной к себе, видя цифру, написанную на этой стороне. Произнося цифру, смотрите на ребенка и улыбайтесь ему.

Показав пять карточек, обязательно похвалите ребенка.

В течение первого дня повторите свой урок еще два раза, точно таким же образом. В течение первых недель занятий перерывы между ними должны быть не менее получаса. Позже вы сможете уменьшить промежутки между занятиями до 15 минут.

Общая продолжительность занятий первого дня составит не больше трех минут. В течение второго дня повторите основные упражнения 3 раза. Добавьте второй набор из пяти карточек с количеством точек от 6 до 10 и. тоже продемонстрируйте его три раза. Таким образом, общая продолжительность занятий увеличится до шести минут.

Первый раз, когда вы учите ребенка с помощью двух этих наборов, демонстрируйте их по порядку (т. е. 1, 2, 3,4, 5).

После этого начинайте тасовать каждый набор, чтобы перед очередным показом карточки лежали совершенно случайным образом.

По окончании занятий обязательно хвалите ребенка, но только не надо при этом давать сладкое.

Малыш усваивает материал очень быстро, поэтому показ карточек свыше 3 раз в день может ему просто наскучить.

Итак, вы учите ребенка с помощью двух наборов карточек по 5 штук в каждом, и демонстрируете каждый набор по 3 раза в день. Всего у вас выходит шесть уроков, общей продолжительностью в несколько минут, но растянутых на весь день.

И помните самое главное: никогда не давайте ребенку скучать. Слишком медленные занятия наскучат ему гораздо вернее, чем слишком быстрые.

Продолжайте демонстрировать два набора из 5 карточек, но уже на второй день занятий перемешайте их между собой так, чтобы в одном наборе находились карточки, например 3, 10, 8, 2 и 5, а в другом — все остальные. Постоянное перемешивание карточек позволит каждое занятие иметь что-то новое и непредвиденное, поскольку ваш ребенок никогда не будет знать заранее, в каком порядке вы станете показывать ему карточки. Это очень важно для того, чтобы сохранить необходимую для занятий новизну.

Продолжайте занятия с двумя первыми наборами в течение пяти дней. На шестой нужно начать убирать старые карточки и добавлять новые. Делайте это так: изымайте два самых маленьких числа (т. е. начните с 1 и 2) и добавляйте следующие по порядковому номеру (т. е. 11 и 12). Таким образом обновляйте свои наборы ежедневно на две карточки.

Изученные карточки пригодятся вам для второго и третьего этапа.

В общем, пользуйтесь 10 карточками ежедневно, разделив их на два набора, каждый день обновляя два числа.

Чувствуете, что у ребенка все идет как надо, обновляйте по три, а то и по четыре карточки. К этому моменту данная игра должна доставлять вам взаимное удовольствие. Помните, что для ребенка ваше обучение — игра, потому играйте в эту игру с любовью и энтузиазмом.

На данном этапе ребенок уже способен с первого взгляда постичь, что количество точек, монет или овец одинаково и равно, скажем, 47.

Продолжайте учить своего ребенка с помощью карточек, пока не пройдете последнюю, сотую. Когда ваш ребенок увидел все карточки от 1 до 100, он прекрасно усвоил идею количества. Поэтому можете перехоти, ко второму этапу.

Второй этап. Уравнения

Изучив карточки от 1 до 20, переходите к новым числам, а не повторяйте старые. Проверять первые успехи своего ребенка не стоит. Любая проверка внесет долю напряженности, и ребенок без труда это почувствует. В результате неприятное напряжение ассоциируется у него с учебой. Занятия математикой должны стать источником радости и веселья для вас обоих.

Освоив числа от 1 до 20, вы оба будете готовы к тому, чтобы освоить операцию «сложение».

Это довольно легкая операция, да и ребенок уже несколько недель готов к этому. Ведь каждый раз, когда вы показываете ему новую карточку, он видит, что на ней появилась одна дополнительная точка. Это становится предсказуемым. Однако он еще не может предсказать название следующего числа — например, 21. Но карточку, содержащую 20 точек, он знает, и добавляется одна лишняя точка. Это и называется сложением. Лучше всего будет, если ребенок придет к этой идее самостоятельно, еще до того, как вы первый раз продемонстрируете ему операцию «сложение».

Материал для этого вы можете приготовить очень просто: пишите уравнения на оборотных сторонах карточек от 1 до 20. Например, оборотная сторона карточки с десятью точками может выглядеть так:

9 + 1 = 10

8 + 2 = 10

7 + 3 = 10

6 + 4 = 10

5 + 5 = 10

2 х 5 = 10

5 х 2 = 10

1 + 2 + 3 + 4 = 10

20:2=10

30:3=10

40:4=10

50:5=10

19-9=10

18-8=10

17-7=10

16-6=10

Перед началом положите себе на колени лицевой стороной вниз, одна на другую, три карточки. Произнесите весело и с энтузиазмом: «Один плюс два равняется трем». Пока вы будете это говорить, продемонстрируйте ему карточку с числом, о котором идет речь.

Таким образом, вы держите в руках карточку с одной точкой, говорите «один», затем откладываете ее, говорите «плюс», показываете карточку с двумя точками, произносите «два», откладываете ее и, после слова «равняется», показываете карточку с тремя точками, произнося «трем».

Делайте это быстро и естественно. Самое главное — заранее приготовить все карточки, необходимые для того или иного уравнения. Ребенок не будет спокойно сидеть и ждать, пока вы будете искать нужные карточки.

Подготовить набор карточек нужно накануне дня занятий, чтобы к тому моменту, когда вы выберете подходящее для занятий время, они уже были у вас под рукой. И не стоит задерживаться на слишком простых уравнениях с числами от 1 до 20, переходите к более сложным.

Показ каждого уравнения должен занимать буквально несколько секунд. Не объясняйте, что означают слова «плюс» или «равняется». В этом нет необходимости, поскольку, производя действия, вы тем самым быстрее всяких объяснений демонстрируете подлинный смысл этих слов. То есть ваш ребенок увидит сам процесс раньше, чем услышит от вас объяснение. Да оно ему и не нужно — все объяснила наглядность ваших действий. Такой способ обучения является наилучшим.

Дети видят не символы, а факты. Рассказывая об уравнениях, всегда придерживайтесь одной и той же манеры изложения, употребляя одни и те же термины. Раз сказав «Один плюс два равняется трем», не говори

те потом «К одному прибавить два будет три». Когда вы учите ребенка фактам, он сам делает выводы и постигает правила, так что мы, взрослые, не должны мешать ему в этом. Если вы меняете термины, то ребенок имеет все основания думать, что и правила тоже изменились.

На каждом занятии должно быть не более трех уравнений. Каждое из трех ежедневных занятий должно содержать три различных уравнения, таким образом, общее количество ежедневных уравнений будет равно девяти. Повторять одни и те же уравнения не следует, каждый день они должны быть новыми. Сначала уравнения пусть будут из двух членов — тогда ваши занятия пойдут быстрее и веселее.

Желательно избегать таких уравнений, которые бы имели нечто общее, например:

1 + 2

= 3

1 + 3

= 4

1 + 5

= 6

и т. д. Ребенок может просто предугадать ответ. Гораздо лучше использовать такие уравнения:

1 + 2

= 3

2 + 5

= 7

4 + 8

= 12

Используя карточки от 1 до 20, можно составить 190 различных уравнений, так что на первую неделю занятий материала у вас будет в изобилии.

Через две недели занятий с девятью уравнениями настанет время вычитания. Учить вычитанию надо точно так же. Вы показываете карточки, называете числа, действие и результат.

Поскольку теперь вы уже перевалили за число 20, количество возможных вариантов возрастет и будет продолжать расти.

Три ежедневных занятия с тремя различными уравнениями в каждом занятии, и при этом вы одновременно продолжаете учить числа с помощью двух наборов по пяти карточек в каждом, тоже 3 раза в день. Итого, у вас будет девять ежедневных и очень коротких занятий.

Каждое из уравнений имеет большую ценность для ребенка, поскольку он уже заранее знает и число и его название — десять.

Следующие две недели посвящаются вычитанию, разберете со своим ребенком примерно 126 примеров. Этого вполне достаточно, и теперь самое время переходить к умножению.

Умножение это не что иное, как многократное сложение, так что оно не станет большим открытием для вашего ребенка. Поскольку ваш ежедневный набор из карточек с точками постоянно возрастает, у вас уже есть достаточно возможностей для уравнений на умножение. Заранее подготовьте все возможные примеры, написав их на обороте карточек.

Воспользуйтесь тремя из них и скажите: «Два умножить на три равно шести».

Ребенок поймет слово «умножить» так же быстро, как он понял до этого слова «плюс», «равняется», «минус» и т. д.

Обязательно продолжайте обучать ребенка числам. В идеальном случае ваш ребенок будет видеть только реальное количество, число в виде точек на карточках, и не будет представлять себе цифр, даже таких простых как 1 или 2.

Умножением тоже нужно заниматься две недели. Продолжайте избегать предсказуемых уравнений, например, таких, как:

2x3

= 6

2x4

= 8

2 х 5

= 10

Таким образом, через два неполных месяца ваш малыш ознакомится с числами от 1 до 100, узнает сложение, вычитание, умножение.

Далее надо заняться нулем. Дети просто обожают ноль, а потому заранее нужно приготовить одну карточку, на которой вообще не будет никаких точек. Эту карточку вы будете использовать практически каждый день. Она пригодится вам для операций сложения, вычитания и умножения. Например:

После двух недель занятий умножением настало время переходить к делению. Теперь, когда вы уже прошли все числа от 0 до 100, у вас есть весь необходимый материал для примеров на деление. Напишите соответствующие уравнения на задней стороне практически всех карточек.

Вы просто говорите ребенку: «Шесть разделить на два равняется трем».

И он прекрасно поймет значение слова «разделить». Как и прежде, каждое занятие будет состоять из трех различных уравнений, а каждый день — из трех занятий. С ежедневными девятью уравнениями ваш ребенок справится без всякого труда.

Посвятив две недели делению, вы закончите второй этап и будете готовы перейти к третьему.

Третий этап. Решение задач

Вам, конечно, хочется понять, как ваш малыш усвоил материал, который вы ему давали, но проверке или тестированию не надо подвергать ребенка. Надо воспользоваться методом выявления способностей.

Цель этого метода — предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания, но лишь в том случае, если он сам этого захочет.

То есть задача этого метода прямо противоположна тестированию. Теперь вы уже понимаете, что надо не проверять ребенка, а учить его тому, как решать задачи.

Вот простой пример. Вы показываете ему две карточки с 15 и 32 точками и спрашиваете: «Где тридцать два?»

Правильно указал карточку, — погладить и поцеловать. Если же он ошибся, то покажите правильную карточку: «А разве тридцать два — не это?»

Не отвечает на ваш вопрос, — приблизить к нему нужную карточку и спросить: «Вот тридцать два, не так ли?»

Занятия ведите весело, спокойно и с энтузиазмом.

Метод выявления способностей можно применять в конце занятия. Таким образом, будет существовать баланс между тем, что вы даете, и тем, что вы получаете.

В процессе занятий вы знакомите его с тремя примерами, в конце предоставляете возможность решить еще один пример, но только в том случае, если он сам этого захочет.

Для данного метода вам потребуются те же три карточки, которые вы использовали для демонстрации уравнения, и четвертая карточка как возможный вариант ответа.

Не просите своего ребенка сказать ответ, а всегда предоставляйте ему возможность выбора между двумя вариантами.

Ведь маленькие дети еще только начинают учиться говорить, поэтому им трудно будет отвечать устно. Но даже те дети, которые уже начали разговаривать, не любят отвечать устно, тем более, что это само по себе является для них испытанием.

После того как прошли все числа и познакомились с четырьмя правилами арифметики, можете разнообразить и усложнять свои занятия разными способами.

Занимайтесь так же — по три занятия ежедневно с тремя различными уравнениями в каждом занятии. Но теперь нет необходимости показывать все три карточки Уравнения, показывайте только карточку с ответом. Ваши занятия станут короче. Вы просто говорите ребенку: «Двадцать два разделить на одиннадцать равно двум», — и показываете ему карточку «два».

Ваш ребенок уже знает, что такое 22 и что такое 11, поэтому не нужно показывать ему этих карточек. Впрочем, необязательно даже показывать карточку с ответом «два», но взрослые любят снабжать пояснения иллюстрациями, детям это тоже нравится.

Далее занятия будут состоять из различных видов уравнений, например, из уравнений на деление, сложение и вычитание. Пора переходить к уравнениям с тремя членами. Но не задерживайтесь и не снижайте темпа, помните, что скорость подачи материала очень важна для вашего ребенка.

Напишите по одному-два трехчленных уравнения на оборотной стороне каждой карточки. Вот как это должно выглядеть:

Уравнения

2 х 2 х 3 = 12

2 х 2 х 6 = 24

2 х 2 х 8 = 32

Решение задач

2 х 2 х 12 =???

48 или 52

Занятия по-прежнему должны быть короткими. Ежедневно ребенок знакомится с девятью трехчленными уравнениями и в конце каждого занятия пытается решить одну задачу, выбрав правильный ответ.

Через несколько недель занятий такими уравнениями необходимо произвести их замену. Познакомьте ребенка с другими уравнениями, которые понравятся ему больше всех остальных.

Придумайте уравнения, которые состоят из комбинации четырех арифметических правил. В каждом таком уравнении должны быть две разные операции. Вот теперь вам стоит воспользоваться уравнениями, которые бы имели между собой нечто общее.

Например:

3 х 15 + 5 = 50

3 х 15 – 5 = 40

3 х 15 : 5 = 9

Или

40 + 15 – 30 = 25

40 + 15 – 20 = 35

40 + 15 – 10 = 45

Или

100 – 50 : 10 = 95

50 – 30 : 10 = 47

20 – 10 : 10 = 19

Придумывая такие уравнения, важно помнить о том, что при использовании умножения именно это действие надо выполнять первым. Как и все предыдущие, напишите их на оборотной стороне карточек.

Метод выявления способностей пригодится и в этом случае.

Через три-четыре недели добавьте еще одну операцию, перейдя к уравнениям с четырьмя членами. Например:

56 + 20 – 16 : 2 = 68

56 + 20 – 8 х 2 = 60

56 + 20 – 4 х 2=68

Чем сложнее уравнения, тем больше удовольствия они будут доставлять вам и вашему ребенку. Можете демонстрировать и три других уравнения, которые не имеют между собой ничего общего. Например:

86 + 14 – 25 : 5 = 95

100 : 25 + 0 - 3=1

3 х 27 : 9 + 11 - 15=5

Ребенок обычно видит реальные операции с реальными количествами, а не просто манипуляции с символами, то что видят взрослые.

Четвертый этап. Освоение понятия «цифра», запоминание цифр

Вам потребуется изготовить новые карточки, на которых будут написаны цифры. Они будут иметь прежний размер и охватывать цифры от 0 до 100.

Писать следует толстым красным фломастером, размер цифр — 15 см в высоту и 7,5 см в ширину. При написании придерживайтесь одного и того же образца.

Учить цифрам вы будете точно так же, как до этого учили карточкам с точками.

Всегда помечайте карточки на оборотной стороне, в левом верхнем углу, чтобы быть уверенным в том, что при показе держите их правильно, а не вверх ногами. В итоге, ваши карточки должны выглядеть следующим образом:

 

 1 

 

 2 

 3 

 100

Программа будет состоять из трех занятий уравнениями с решением задач в конце каждого занятия, и еще три занятия вы используете для обучения цифрам. Итого шесть занятий.

Вам потребуется 2 набора карточек с цифрами, по 5 цифр в каждом наборе. Как и раньше, начните с набора от 1 до 5 и с 6 до 10. Первый раз покажите их в порядке возрастания, но потом всегда перемешивайте так, чтобы порядок показа был непредсказуем. Ежедневно удаляйте две наименьшие цифры, заменяя их двумя наибольшими. Пусть в каждом наборе будет по одной новой карточке, а не так, чтобы в одном наборе две новых, а во втором — ни одной.

Показывайте каждый набор по три раза в день. Делайте это как можно быстрее. Если заметите, что ребенок начал скучать, ускорьте процесс обновления карточек — вместо двух заменяйте ежедневно по 3—4. Если считаете, что три раза в день — это слишком часто, то сократите количество занятий до двух.

На изучение всех цифр от 0 до 100 вам потребуется месяц, а то и меньше. После этого вы можете перейти к демонстрации более крупных цифр — 200, 300, 400, 500 и 1000. После этого выборочно ознакомьте ребенка с такими цифрами, как, например, 210, 325, 450, 586, 1830. Разумеется, что вы не должны показывать каждую цифру по порядку от 0 до 200 или 500 — это скучно для ребенка. Просто немного разнообразьте его занятие.

Еще когда только пройдете цифры от 1 до 20, необходимо «наведение мостов» между цифрами и количеством — точками. Для этого есть множество способов. Одним из самых простых является следующий. Воспользуйтесь равенствами, неравенствами, отношениями «больше» и «меньше», карточками с цифрами и точками.

Возьмите карточку с 10 точками, положите ее на пол, затем положите рядом с ней знак неравенства, а затем карточку с цифрой 35. После этого скажите: «10 не равно 35».

Урок может выглядеть следующим образом:

Изучение цифр — это очень простой этап для вашего ребенка. Постарайтесь пройти его быстро и весело, чтобы поскорее приступить к пятому этапу.

Пятый этап. Цифровые уравнения

Этот этап является повторением того, что вы делали прежде. Он включает в себя все арифметические операции и математические отношения, с которыми вы уже познакомились.

Сделайте карточки из белого картона размером 45 см в длину и 10 см в ширину. На них напишите цифровые уравнения. Но писать следует не красным, а черным фломастером и более мелким шрифтом — цифры должны иметь 5 см в высоту и 2,5 см в ширину.

Карточка будет выглядеть примерно так:

25 + 5 = 30

Теперь вернитесь ко второму этапу, на этот раз карточки у нас будут не с точками, а с уравнениями. Завершив второй этап, переходите к третьему.

Нужно сделать карточки, на которых бы не содержалось готового ответа. И снова воспользуйтесь карточками с цифрами, чтобы ваш ребенок мог выбирать из них правильный ответ. Вам будет полезно написать его в левом верхнем углу с оборотной стороны карточки с задачей, чтобы вы сами всегда о нем помнили:

25 + 5 (лицевая сторона)

25 + 5 = 30 (оборотная сторона)

Ниже приводится несколько примеров ваших учебных карточек с теми операциями, которые вы уже проделывали над точками.

Уравнения на вычитание

30 – 12 = 18

92 – 2 – 10 = 80

100 – 23 - 70 не равно 0

Уравнения на умножение

3 х 5 = 15

14 х 2 х 3 = 84

15 х 3 х 2 х 5 не равно 45

Уравнения на деление

76 : 38 = 2

192 : 6 : 8 = 4

84 : 28 = 3

Цифры высотой в 5 см используйте достаточно долго, чтобы убедиться, что ваш ребенок хорошо с ними освоился. И лишь постепенно делайте их все более мелкими. Сразу уменьшать величину цифр не надо, внимание ребенок обращает только на крупные цифры.

Постепенно вы сведете высоту цифр до 2 см, а то и меньше. Тем самым на вашей карточке появится больше места для более длинных и сложных уравнений.

Выводы

По окончании пятого этапа арифметика для вашего ребенка должна стать любимым предметом, ведь вы заложили фундамент для дальнейшего математического познания. Но это произойдет только в том случае, если все было сделано правильно.

Во-первых, ребенок освоился с количеством, т.е. способен отличить одно количество от другого.

Во-вторых, он умеет складывать эти количества, вычитать, умножать и делить.

В-третьих, он понял, что такое символы и что они используются для обозначения различных количеств.

Самое главное, что ребенок поймет разницу между реальным количеством и символами, один из которых нужно правильно выбрать для обозначения именно данного количества.

Рекомендуем посмотреть:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Экскурсия для дошкольников в школу

Нет комментариев. Ваш будет первым!