«Золотой материал» Марии Монтессори

«Золотой материал» Марии Монтессори

Вы прекрасно помните, сколько времени потратили на обустройство детской комнаты. Ведь вам приходилось продумывать все детали: удобная мебель, развивающие игрушки...

Так Монтессори, день за днем наблюдая за детьми разного возраста, внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики школы Марии Монтессори могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

От ее пристального внимания, казалось, не ускользала ни одна, даже самая мелкая деталь. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста. Есть сведения, что более 70 % материалов Мария Монтессори в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты, то, что лучше стимулировало естественное развитие малышей. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «золотой материал Монтессори», так как никто еще не смог создать лучший, чем она, дидактический материал.

Золотой материал Монтессори — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы и т. д.), таблички, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некото­рые из них имеют характерный цвет (например, розовая баш­ня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели, например глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе устано­вившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры».

Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости,

от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их "видеть руками"», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Рамки-вкладыши. Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.

Все дидактические материалы Монтессори удивительно конкретны и наглядны, они позволяют ребенку не просто принимать на веру ваши слова, слова взрослого, но и на основании собственного опыта убеждаться, что в сотне десять десятков, что дважды два — четыре, что Земля действительно вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Рекомендуем посмотреть:

Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори

Воспитание и развитие детей. Педагогическая система Марии Монтессори

О роли учителя в воспитании, развитии и обучении детей

Как родителям создать идеальную среду для развития своего ребенка?

Обучение и развитие ребенка – дошкольника. Заповеди для родителей от Марии Монтессори

Мила Кузьмина # 14 сентября 2013 в 21:30 +1
Преклоняюсь перед сиситемой Марии Монтессори. Много читала литературы в студенчиские годы,  в свое время защищала работу, где одна из глав освещала систему Монтессори.   В  80 — ые годы, когда   дидактические  игры  и пособия видели на картинках, мы с коллегами не отчаивались, шли в ногу со временем и  делали все своими руками,  помогали родители. Сегодня такое разнообразие пособий и дидактических игр: все можно купить!
Важно  помнить,  что обучая по системе Монтессори,  в центре  РЕБЕНОК, а не пособие  и игры.
Оксана # 27 ноября 2014 в 14:25 0
Мария Монтессори уникальный человек! Разделяю многие моменты ее методики! Она смогла изобрести и включить в образовательный процесс максимально простые, доступные и интуитивно понятные технологии изучения математики, сенсорного восприятия, развития языка, космического воспитания, что сделало процесс изучения окружающего мира наиболее простым и понятным для любого ребенка, без каких либо исключений (отрывок взят с сайта http://montessori-dv.ru). Очень рада, что мой ребенок растет в то время, когда это методика становится все более доступной и популярной! С ребенком занимаюсь дома, много чего из материала делаю в ручную, что то делает для нас папа! Хотим все силы и возможности вложить в интеллектуальное развитие своих детей!
Олеся Игоревна Глинская # 11 января 2018 в 19:57 0
С интересом прочитала статью. Столкнулась с Монтессори педагогикой, работая в детском реабилитационном центре. Здесь педагог работает с детьми по принципу: "Не подходи к ребёнку, пока он сам не попросит тебя об этом (о помощи)", "Дай мне действовать самому". Её подход к детям отличается от привычного нам.