Интеллектуальное развитие ребенка подразумевает не только его «обученность», то есть умение читать, писать, считать, знание иностранных языков и т. п. Это, скорее, его способность к обучению, воображению, творческому мышлению. Интеллект всегда должен реализовываться в практической деятельности. Пусть малыш получает новые знания и применять их в жизнь.
Великий древнегреческий философ Декарт сказал: «Мыслю — следовательно, существую». Эти слова справедливы и по отношению к детям. Они мыслят, и не просто существуют, а живут! Правда, по-своему. В детском мышлении много непонятных нам «причуд», клише и алогизмов.
Необратимость мышления
За словом «необратимость» тянется шлейф негативных ассоциаций. Однако не все так страшно и фатально. Этот термин принадлежит великому Пиаже. Аетям этого возраста еще сложно улавливать взаимосвязи между фактами и событиями. И в своих размышлениях они могут уходить далеко, не помня исходного пункта. Дети теряют «отправную точку» в размышлениях, им трудно вернуться назад. В этом смысле их мышление «необратимо».
РАБОТЫ ПИАЖЕ. Если вы хотите получить как можно больше информации о детском мышлении, обратитесь к работам известного швейцарского психолога Ж. Пиаже. Этот ученый провел огромную практическую и теоретическую работу по изучению детской памяти, системы восприятия, внимания и других мыслительных процессов. Пиаже принадлежит открытие эгоцентризма детского мышления и речи. По мнению психолога, дети не эгоисты, а всего лишь большие эгоцентрики. Мир вращается вокруг них, и они имеют полное право так считать... до некоторых пор. Хотите узнать своего малыша лучше? Попробуйте изучить и понять, как он мыслит.
ВНИМАНИЕ. Человек сканирует мир с помощью пяти чувств: слух, зрение, тактильные ощущения, вкус, обоняние. Взрослому трудно концентрировать внимание сразу на нескольких объектах, а что говорить о ребенке? Он вынужден защищаться от передозировки информации. Природа придумала, как всегда, простой и мудрый способ: дети видят и слышат то, что им надо видеть и слышать. И если объект им не интересен, трудно привлечь их внимание. Эту особенность учитывают практически все педагогические методы и школы. Сделайте жизнь ребенка интересной, и вам не придется упражняться в концентрации внимания. В три года малышу еще трудно продолжительное время удерживать внимание на одном предмете или занятии. Он все время будет «считать ворон». Хотя малыш уже может увлечься любимым делом: рисованием, лепкой, игрой и т. п. Чем старше становится ребенок, тем больше в нем усидчивости. Его действия теряют стихийность, он становится более собранным. Наконец, он учится планировать свои действия, не перескакивает с одной игры на другую. Ему теперь интересен не только процесс, но и конечный результат. Ребенок 4—5 лет с большим энтузиазмом слушает рассказы взрослых, учится чему- то новому в группе сверстников.
ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ. В возрасте 3-5 лет у детей преобладает образное мышление. Ваш кроха, скорее всего, уже «вырос» из наглядно-действенного типа мышления (или мышления «руками»), но пока что у него «хромает» логика. Это естественный процесс развития детского мышления. Конечно, нужно учитывать и тот факт, что природные способности ребенка занимают здесь не последнее место. Важнейшим моментом этого периода является способность мыслить образами. Ребенку теперь не обязательно видеть или трогать предмет, чтобы рассуждать о нем. В его памяти уже есть картинки-символы. Он может доставать их, как «файлы», используя в играх и житейских делах. Чтобы развивать образное мышление, не нужно прибегать к каким-то особым методам и упражнениям. Единственное условие для гармоничного развития — удовлетворение любопытства.
ЧТО ТАКОЕ ТРАНСДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ?
Всем нам известны два метода умозаключения в логике: дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему). Так мыслим мы, взрослые. По мнению Пиаже, особенность детского мышления заключается в том, что ребенок живет в мире частностей, без общего знаменателя. Детские умозаключения нередко алогичны и ассоциативны. В мире детского сознания живут отдельные факты, которые дети пытаются связать друг с другом под своим углом зрения. Например, дождь может идти только тогда, когда его можно наблюдать из окна кухни. Нам трудно их понять, ведь мы неосознанно пережили этот «переходный» период мышления.
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Как ребёнок познаёт окружающий мир?
Нет комментариев. Ваш будет первым!