Конкурсы

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет

МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Основной формой работы по развитию речи детей третьего года жизни является образовательная ситуация — специально проектируемая воспитателем часть процесса обучения, направленная на решение конкретной познавательно-речевой задачи. Для решения речевых задач воспитатель организует следующие виды образовательных ситуаций:

1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.

2. Демонстрация игрушек, предметов.

3. Инсценировки с игрушками.

4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.

5. Знакомство с произведениями художественной литературы.

6. Игры-инсценировки с использованием театра различных видов.

7. Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций. Например: демонстрация новой игрушки (котенка), поиск его изображения на картинке и чтение потешки о коте.

В процессе образовательной ситуации ребенок осваивает новое содержание, а значит, обогащается его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта или действий, которые можно совершить с ним. Накопленный в процессе образовательной ситуации познавательный опыт и соответствующий ему словарный запас должен найти применение в более сложных формах связной речи детей. Поэтому каждая образовательная ситуация обязательно повторяется, но с решением более сложной задачи — развития форм связной речи. Образовательные ситуации обязательно планируются воспитателем, в них решаются новые познавательно-речевые задачи, они предполагают подгрупповую форму организации детей.

Продолжением работы над данным содержанием становится организация ситуаций общения. Ситуация общения — это специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно часть процесса обучения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. В отличие от образовательной ситуации ситуация общения может планироваться воспитателем (когда она продолжает образовательную ситуацию), а может возникать стихийно. Например, приход в группу нового ребенка провоцирует появление ситуаций общения, направленных на активизацию речи детей по разным темам: «Давайте познакомимся» (назвать свое имя, поприветствовать нового ребенка, похвалить его); «Расскажем о нашей группе» (где хранятся игрушки, где можно помыть руки и т.д.); «Научим правильно одеваться» (названия предметов одежды, последовательность одевания). Воспитатель должен видеть возможности той или иной ситуации и преобразовывать ее в ситуацию общения с целью активизации речи детей. Ситуация общения предполагает свободную организацию детей; она может быть индивидуальной, подгрупповой, коллективной.

Занятия по развитию речи проводятся с малышами в качестве итоговой формы работы по пройденной теме. Цель занятия — обобщение эмоционального, познавательного и речевого опыта детей по данной теме. Итоговое занятие демонстрирует достижение ребенка в развитии речи на содержании данной темы. В соответствии с ведущей задачей по развитию речи детей третьего года жизни таким достижением является развитие связной инициативной разговорной речи ребенка, поэтому задача развития связной речи обязательно ставится при подготовке итогового занятия. Она может интегрироваться с другими речевыми задачами: связная речь, словарь, грамматически правильная речь; словарь, звуковая культура речи, связная речь; литература, словарь, связная речь. При этом решение всех задач осуществляется на одном познавательном содержании (на одной теме) На итоговом занятии может быть использован комплекс материальных и вербальных средств развития речи: реальный предмет, игрушка, картинка схем литературное произведение, рассказ воспитателя и т д.

Рекомендуем посмотреть:

Детские страхи

Игры для детей 3 лет на развитие мышления

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Воспитание ребёнка 3, 4 лет

Как развивать правильную речь у ребенка

София Авраменко # 28 июня 2012 в 20:22 +4
Статья очень хорошая и полезная, но мне хотелось бы вот ещё что добавить.

Как развивать речь ребенка?
- Не пытайтесь угадать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите его ответы, даже если вы заранее знаете, что ответит вам ваше чадо.
- Разговаривайте со своим ребенком. Пусть он говорит и рассказывает.
- Учите своего малыша говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем — словосочетания, а уж потом — предложения;
- Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что вы с ребенком видели, слышали. Поговорите с ним о том, что бы он хотел увидеть завтра;
- Описывайте предметы сами и просите описывать их малыша. Таким образом вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение;
- Говорите правильно. Ребенок всегда должен слышать правильную речь — для него это образец для подражания.
Татьяна Шмидт # 24 марта 2013 в 16:26 +1
Статья хорошая. Но как точно дополнена!!! Надо не торопить время и дождаться ответа. И желательно комментировать всё (в течении дня), дети слушают и "матают на ус", гораздо быстрее начнут разговаривать.
Елена Кустова # 29 мая 2013 в 16:32 +1
Развивать речь детей надо начинать как можно раньше.Был у меня случай в практике, когда новенькая девочка трех лет, совершенно не говорила. Хотя мои воспитанники уже выступали довольно прилично на праздниках. Оказалось, дома с ней говорят знаками. Я была в шоке, но постаралась убедить родителей не отзываться на знаки, самим говорить правильно и делать вид, что не понимают ребенка. Трудная дорога к овладению речью, наконец - то принесла свои плоды. Недавно бабушка мне говорит: " Даше так нравится в детском саду. Мы там много учим, говорит она!" Я была счастлива. А больше всего я радуюсь за девочку. Ошибка молодых родителей чуть не искалечила ребенка.
Мой совет, говорите, говорите сами и побуждайте к этому своих детей!
Ирина Витальевна Шум # 16 марта 2015 в 13:11 0
Конечно подобные упражнения стоит делать с ребенком, чтобы он быстрей заговорил. В частности ориентироваться на развитие мелкой моторики. У меня доченька тоже долго не разговаривала ... упражнения не помогали,я не могла найти себе место...Потом кума подарила нам Машу повторюшку и буквально через неделю доченька стала болтать)). Поэтому, стоит попробовать купить интерактивную игрушку. Есть поющие и разговаривающие мягкие хомячки, коты или кошки, собаки, не обязательно Машу покупать. Работает до сих пор (только батарейки "летят"), кому интерестно вот "наша Маша)" -http://homyaka.net/p_products/kukla-masha-povtoryushka Качество мы проверили...)))
Жанна Галимовна Дубанова # 12 апреля 2015 в 19:17 0
Совет: говорите, говорите сами и побуждайте к этому своих детей! Очень полезен, могу ещё предложить родителям - пойте с детьми! Дайте детям материалы по изобразительной деятельности: пластилин, ножницы, бумагу...дети с увлечением и интересом будут заниматься, при этом у них будет развиваться мелкая моторика рук, а это значит будет развиваться речь.
Елена Алексеевна Сепливенко # 3 ноября 2015 в 16:50 0
Данный материал можно использовать родителям и воспитателям у которых дети не разговаривают. Дети в этом возрасте пассивны в речи, а используя различные упражнения на развития речи, можно добиться успехов не обращаясь за помощью к специалистам.
Динара Накиповна Кислова # 12 сентября 2017 в 12:42 0
Всегда советую родителям в первую очередь развивать мелкую моторику рук ребёнка, использовать при этом и пальчиковые игры, и развивающие игрушки, и подручные средства (макароны, гречка, пуговицы и т.д.). Просто находка для этого - кинетический песок, дети очень любят играть с ним, совместно со взрослым создавать что-либо из него. С детьми от 2,5-3 лет необходимо увеличивать словарный запас, давать, как можно больше определений. И, самое главное, разговаривать с ребёнком, как со взрослым, не "сюсюкать" - это больше касается бабушек. С трёх лет речь ребёнка моно поправлять. У меня была девочка, которая все звуки "т" заменяла на "к", а "д" на "г", родители очень переживали из-за этого. Началось всё с того, что я сказала Машеньке, что словом "га" говорят только гуси и я не могу понять её речь. Ребёнок (2г.10м.) начала усиленно стараться говорить "да". Так мы и научились выстраивать слова правильно - работа, конечно долгая и кропотливая, результат которой зависит и от педагога, и от родителей.