МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Основной формой работы по развитию речи детей третьего года жизни является образовательная ситуация — специально проектируемая воспитателем часть процесса обучения, направленная на решение конкретной познавательно-речевой задачи. Для решения речевых задач воспитатель организует следующие виды образовательных ситуаций:
1. Наблюдение за реальными объектами и явлениями социальной и природной среды.
2. Демонстрация игрушек, предметов.
3. Инсценировки с игрушками.
4. Рассматривание предметных и сюжетных картин.
5. Знакомство с произведениями художественной литературы.
6. Игры-инсценировки с использованием театра различных видов.
7. Комбинированные ситуации, сочетающие несколько перечисленных видов образовательных ситуаций. Например: демонстрация новой игрушки (котенка), поиск его изображения на картинке и чтение потешки о коте.
В процессе образовательной ситуации ребенок осваивает новое содержание, а значит, обогащается его словарный запас: он узнает название объекта; названия его некоторых частей и ярко выраженных особенностей; названия действий объекта или действий, которые можно совершить с ним. Накопленный в процессе образовательной ситуации познавательный опыт и соответствующий ему словарный запас должен найти применение в более сложных формах связной речи детей. Поэтому каждая образовательная ситуация обязательно повторяется, но с решением более сложной задачи — развития форм связной речи. Образовательные ситуации обязательно планируются воспитателем, в них решаются новые познавательно-речевые задачи, они предполагают подгрупповую форму организации детей.
Продолжением работы над данным содержанием становится организация ситуаций общения. Ситуация общения — это специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно часть процесса обучения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых форм. В отличие от образовательной ситуации ситуация общения может планироваться воспитателем (когда она продолжает образовательную ситуацию), а может возникать стихийно. Например, приход в группу нового ребенка провоцирует появление ситуаций общения, направленных на активизацию речи детей по разным темам: «Давайте познакомимся» (назвать свое имя, поприветствовать нового ребенка, похвалить его); «Расскажем о нашей группе» (где хранятся игрушки, где можно помыть руки и т.д.); «Научим правильно одеваться» (названия предметов одежды, последовательность одевания). Воспитатель должен видеть возможности той или иной ситуации и преобразовывать ее в ситуацию общения с целью активизации речи детей. Ситуация общения предполагает свободную организацию детей; она может быть индивидуальной, подгрупповой, коллективной.
Занятия по развитию речи проводятся с малышами в качестве итоговой формы работы по пройденной теме. Цель занятия — обобщение эмоционального, познавательного и речевого опыта детей по данной теме. Итоговое занятие демонстрирует достижение ребенка в развитии речи на содержании данной темы. В соответствии с ведущей задачей по развитию речи детей третьего года жизни таким достижением является развитие связной инициативной разговорной речи ребенка, поэтому задача развития связной речи обязательно ставится при подготовке итогового занятия. Она может интегрироваться с другими речевыми задачами: связная речь, словарь, грамматически правильная речь; словарь, звуковая культура речи, связная речь; литература, словарь, связная речь. При этом решение всех задач осуществляется на одном познавательном содержании (на одной теме) На итоговом занятии может быть использован комплекс материальных и вербальных средств развития речи: реальный предмет, игрушка, картинка схем литературное произведение, рассказ воспитателя и т д.
Рекомендуем посмотреть:
Детские страхи
Игры для детей 3 лет на развитие мышления
Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет
Воспитание ребёнка 3, 4 лет
Как развивать правильную речь у ребенка