Период с 1 г. 10 мес. до 3 лет характеризуется появлением в речи ребенка всех грамматических категорий. Многие из них ребенок сразу начинает использовать правильно благодаря особому чувству языка, присущему каждому ребенку. Вместе с тем освоение некоторых морфологических и синтаксических категорий требует участия и помощи взрослого. Педагогу в работе над становлением морфологической стороны речи детей нужно обратить особое внимание на следующие моменты:
1. Освоение детьми флексий (окончаний слов):
— существительных единственного и множественного числа (стул — стулья; стол — столы);
— глаголов в прошедшем времени в разных родах (Катя играла, Ваня играл);
— глаголов в разных временах: настоящее, прошедшее, будущее (я иду, я пошел, я пойду);
— существительных в разных падежах (родительный падеж — нет мамы, дательный — дам яблоко маме, винительный — жду маму; творительный — иду с мамой; предложный — думаю о маме).
2. Освоение уменьшительно-ласкательных суффиксов: -чик; -щик; -чек; -ок.
В этом возрасте ребенок склонен одушевлять предметы. Эмоциональное отношение к ним он выражает посредством экспрессивной речи. Использование уменьшительно-ласкательных форм является наиболее удобным для ребенка способом передачи своего эмоционального отношения. Поэтому в речи появляются слова: стульчик, собачечка, грибок, змеюшечка.
3. Явление словотворчества.
На третьем году жизни у ребенка начинается процесс словотворчества. Он связан с появившимся противоречием: с одной стороны, желание ребенка дать название предмету, с другой стороны, неумение воспроизвести социально закрепленное звучание слова в соответствии с правилами грамматики.
Воспитателю важно правильно относиться к явлению словотворчества ребенка:
— понимать обязательность и закономерность периода словотворчества в развитии детской речи, а поэтому не умиляться и не восхищаться вслух по поводу детских речевых инноваций, но и не указывать на них ребенку как на ошибку: заменить детское слово правильно звучащим и создать ситуацию общения для упражнения ребенка в использовании слова;
— показывать правильные формы речи, помогать в освоении литературного языка.
В работе над освоением ребенком синтаксической стороны речи воспитателю необходимо учесть следующее:
1. В 2 года в речи детей появляются предложения из 3 — 4 слов: Катя спит в кроватке; Ваня ест суп. Чтобы произошел переход от двухсловных предложений к трехсловным, воспитатель должен задавать ребенку уточняющие вопросы: где спит Катя? Что ест Ваня?
2. В первом полугодии третьего года жизни ребенок начинает использовать предложения с однородными членами (с перечислением): Я люблю маму, папу, бабу. Помогая ребенку, взрослый выкладывает в ряд картинки и, переводя внимание ребенка с одной на другую, стимулирует речь ребенка: «Кто в домике живет? В домике живет кошка (собачка, петушок)». «Ирочка, а в этом домике кто живет?» — «В домике живет курочка (зайка, мышка)». В первом случае воспитатель отвечает вместе с ребенком, показывая правильную интонацию предложения, а во втором — стимулирует самостоятельную речь ребенка.
3. Во втором полугодии третьего года жизни в речи ребенка появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сначала это могут быть предложения с пропуском союзов и союзных слов: Папа пришел — я спал. В сложноподчиненных предложениях прежде всего ребенок начинает отражать связь действия с местом, где оно происходит (Я унес чашку, где тарелки стоят); связь действия со временем, когда оно происходит (Ты мешала, когда я играл). Сложнее всего ребенку устанавливать и отражать в предложении причинно-следственные связи. Поэтому такие предложения появляются в речи детей в 2 г. 8 мес. или к трем годам (Я плачу, почему что (потому что) ударился о батарею). При этом ребенок может еще допускать ошибки в использовании союзов и союзных слов.
На третьем году жизни продолжается освоение правильного звукопроизношения. К двум годам ребенок уже хорошо воспроизводит гласные и губно-губные согласные звуки (Б, П, М).
Работая над правильным звукопроизношением детей этого возраста, взрослому особое внимание следует обратить на обучение произнесению следующих групп звуков:
— губно-зубные звуки: В, Ф;
— переднеязычные: Т, Д, Н;
— заднеязычные: Г, К, X;
— среднеязычный: Й.
В работе над этими звуками нужно учитывать общие возрастные особенности речи ребенка двух лет:
1. К двум годам дети различают все звуки родного языка. Первичный фонематический слух развит достаточно хорошо. При этом дети слышат и начинают осознавать неправильности звукопроизно- шения в речи окружающих.
2. Для детей характерна общая смягченность речи («сёська» вместо соска; «сяпка» вместо шапка).
3. Возможна замена в речи трудных для произношения звуков более простыми: «Бевая вошадка» (замена |Л] на [В]); «Летала мута около ута» (замена [X] на [ Т ]); «Дуси-дуси, да-да-да» (замена [Г ] на [Д]) и т. п.
4. Дети еще могут нечисто произносить трудные звуки:
— свистящие: С, 3;
— шипящие: Ш, Ж, Щ;
— сонорные: Р, Л.
В двухлетнем возрасте такое несовершенство произношения еще не требует коррекции. Успешное его преодоление в будущем и предупреждение возможного нарушения звукопроизношения требует активной профилактической работы с детьми двух лет по укреплению мышц органов артикуляционного аппарата: губ, языка, щек. Упражнение детей в звукопроизношении способствует развитию фонематического слуха, развитию органов речи. Для этого воспитатель проводит с детьми игры на звукоподражание с элементами артикуляционной гимнастики («Кто как кричит»; «Отгадай, кто спрятался в домике»; «Кого не стало» и т. п.), хороводные игры с текстом («Паровоз», «Кукушка»), игры с пальчиками, использует чистоговорки, стихи, песенки.
На третьем году жизни продолжается процесс овладения правильным словопроизношением.
Ребенок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. При использовании разных по сложности слов наблюдается уже сравнительно устойчивое воспроизведение ритма слова. Даже если ребенок не произносит отдельные звуки, искажает или заменяет их другими, ритмический рисунок слова сохраняется: «Это сяпака» (собака); «Это китити» (кирпичи).
Воспитатель должен:
— Помочь ребенку преодолеть остаточные явления слоговой элизии (пропуск слогов в слове): «моко» вместо молоко; «Я бу гять» вместо Я буду гулять. Для этого можно использовать приемы воспроизведения ритма слова хлопками, притопыванием, отстукиванием.
— Помочь в правильном произнесении сложных по звуковому рисунку слов: не «чедоман», а чемодан; не «помолала», а поломала; не «талерка», а тарелка. Воспитатель дает образец произнесения слова и создает ситуации общения для упражнения ребенка в правильном словопроизношении («Поможем Кате собраться на дачу»; «Сломался паровоз», «Катя обедает» и т.д.).
— Продолжать развивать фонематический слух детей на основе различения близких по звучанию слов: мишка — мышка; мишка — миска; бочка — дочка. Можно предложить ребенку по слову-названию выбрать нужную картинку из нескольких предложенных.
На третьем году жизни ребенка важно обратить внимание на развитие выразительности его речи.
Для детей этого возраста характерна непроизвольная эмоциональная выразительность речи: речь ребенка сопровождается жестами, мимикой, пантомимикой (движениями). Дети этого возраста выражают свое отношение к предмету разговора при помощи таких вербальных (речевых) средств, как междометия (Ах! Ох!), преувеличение (большой- пребольшой, огромный-преогромный), использование слов с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения (заинька, бабулечка, котеночек). Взрослому необходимо приветствовать и всячески поддерживать и стимулировать проявления эмоциональной непроизвольной выразительности речи ребенка. Для этого важно, чтобы речь самого воспитателя была эмоционально окрашенной, разнообразной по интонации, силе голоса, темпу, ритму. Чтобы ребенок научился слушать и слышать речь, воспитатель может резко переходить от нормально звучащей речи к тихой: это заставит ребенка прислушаться. Особенно полезно снизить силу голоса в период подготовки детей к дневному и ночному сну. Тихий ласковый голос успокоит детей, снимет эмоциональную нагрузку. Чтение воспитателем и воспроизведение детьми разнообразных по жанру (поэзия и проза), по ритмической и интонационной организации фольклорных форм («Котя-котенька, коток, котя — серенький лобок...» и «Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись...»), совместный пересказ сказок будут способствовать развитию эмоциональной выразительности детской речи.
Создаваемые воспитателем образовательные ситуации должны быть эмоционально насыщенными, обращенными не только к познавательной, но прежде всего к эмоциональной сфере ребенка. Для этого необходимо использовать яркие, звучащие, подвижные игрушки. В качестве игрового персонажа лучше выбрать знакомого детям героя (куклу, мишку, кота) с большими выразительными глазами. Для активизации эмоциональной сферы ребенка необходимо использовать сюрпризные моменты, песенки, потешки, прибаутки. Речь воспитателя, обращенная к детям, должна постоянно включать простые фольклорные формы.
Все образовательные ситуации и занятия в младшей группе обязательно носят игровой характер и строятся на положительном эмоциональном фоне.
Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет
Как развивать речь ребенка от 2 до 3 лет
Лина Владимировна Свирепина # 4 февраля 2014 в 07:08 0 | ||
|
Константин # 10 сентября 2014 в 10:14 0 |
Нормальная статья. Доступная для понимания взрослому образованному человеку. |
Жанна Галимовна Дубанова # 12 апреля 2015 в 19:33 0 |
Ирина Анатольевна Жупикова # 8 февраля 2017 в 17:29 0 |
Статья действительно очень подробная. Для консультаций с родителями и педагогами очень полезный материал. Спасибо. |