Личностно-ориентированная технология обучения. Особенности

Технология личностно ориентированного развивающего обучения на уроках литературы

В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития, как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком.

Акцент целей

- Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.

- Максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (субъектный) опыт ребенка.

- Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.

Особенности содержания

Технология личностно ориентированного обучения представляет собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно-значимых способов познания путем организации целостной учебной (познавательной) деятельности.

Особенности методики

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Технология личностно ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип образования, можно говорить о построении личностно ориентированного процесса.

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса:

- учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (или учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

- в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

- учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

- необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но - главным образом - процесса учения, то есть тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

- образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

Позиция учителя:

- инициирование субъектного опыта учения;

- развитие индивидуальности каждого ребенка;

- признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека.

Позиция учащегося:

- свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса;

- самопознание, самоопределение, самореализация.

Современный урок не может быть не личностно ориентированным. Особенно это касается такого специфичного предмета, как литература. Учитель идет рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, прислушиваясь к чувствам и мыслям юных читателей. И поэтому каждая новая встреча с текстом художественного произведения становится незабываемой.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Система посещения уроков

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Характеристика современного урока

Нет комментариев. Ваш будет первым!