Автор: Денисова Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования МАОУ ДОД ЦДО, Пермский край, г. Красновишерск
Материал представляет собой обобщение опыта работы педагога по образовательной программе «Кукла из бабушкиного сундука». Может быть интересен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов.
Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а также под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ученика. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.
Компетентностный подход в образовательном процессе учреждения дополнительного образования это:
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка, ибо все учащиеся могут стать компетентными, сделав свой выбор в широком спектре занятий; соответственно педагогу нужно научиться видеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успеха в той или иной специальной области.
2. Переформулировка целей образования: на первый план выходит задача развития личности с помощью индивидуализации образования.
3. Изменения методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от личных склонностей и интересов; в качестве ведущего дидактического средства предлагается метод проектов.
4. Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся.
С 2010 года занимаюсь ДПИ, составила и реализую программу «Кукла из бабушкиного сундука» в детском объединении «Безликая кукла».
При проектировании образовательной программы сделала упор на задачи, направленные на развитие ключевых компетентностей обучающихся. Особое внимание уделила формированию общекультурных и коммуникативных компетентностей детей 1 класса
Развитие общекультурной и коммуникативной компетенции у младших школьников базируется на следующих педагогических принципах: проблемности, культурологической ориентации, диалогичности, коммуникативной направленности, событийности, ценностной ориентации, активности, креативности.
Общекультурные компетенции. Обучающийся должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций.
На своих занятиях особое внимание уделяю формированию общекультурной компетенции:
- знакомлю детей с нравственно-этическими ценностями русского народа в процессе экскурсий (в краеведческий музей, картинную галерею), заочных путешествий (Русская изба, Русская женская одежда, Игрушки старины), в творческой деятельности (создание безликих кукол, организация выставок).
- знакомлю с культурно-религиозными праздниками русского народа. Познакомились с христианскими праздниками Покров, Рождество Христово, Масленица, Пасха. На протяжении учебного года читали «Месяцеслов», наблюдали за природой.
- провожу интегрированных занятия, использую метод проектов.
Метод проектов относится к активным методам проведения занятий. Особенность наших учебных проектов в том, что эти проекты КОЛЛЕКТИВНЫЕ, то есть над проектом работают все дети детского объединения одновременно ( и 1, и 2, и 3 год обучения. ) Различие состоит в том, что повышается степень сложности, выполняемой работы, используются различные материалы и техники. Пока в образовательной программе 3 учебных проекта - День Матери, Рождество Христово, Светлая Пасха.
При создании проектов дети не только обогащают свои знания и умения, но и развивают художественный вкус, творческое мышление, т.к. создают декоративные и прикладные изделия по собственным замыслам. Так, при работе над творческим проектом «День Матери», Белькова Екатерина создала свой, отличный от известных, образ куклы «Куватки» с пышным головным убором.
Мещуров Сергей на школьной конференции учебно-исследовательских работ представлял итог коллективной работы группы 1 года обучения по теме «Кукла кормилица - символ материнства». В процессе работы над проектом детьми был собран материал об истории возникновения праздника в России, написаны сочинения и стихи о мамах, нарисованы портреты своих мам, изготовлена кукла-оберег «Кормилица».
Работа над проектом «Рождество Христово» начинается со знакомства с мифологическими корнями народного крестьянского календаря, обрядами, которые соблюдаются частично и в наше время. Дети с удовольствием ищут и разучивают колядки, изготавливают кукол «Ангел», «Коляда», «Коза». реализация проекта имеет свои результаты – диплом лауреата международного конкурса «Звезды нового века» Касьянова Валерия, участие в городском конкурсе «Новогодняя игрушка».
Пасха светлый весенний праздник, когда хочется что-то подарить близким людям. В качестве таких подарков , мы делаем пасхальные сувениры: яйца из картона, обтянутые светлой тканью, обрамленные кружевом, тесьмой и атласными ленточками, с христианской символикой, корзиночки и подставки для яиц из бумаги, шпагата, магниты – даем свободу творчеству, но обязательно соблюдаем правила композиции и учимся работать с цветом. Обязательно обговариваем с детьми, что перед Пасхой – длительный пост, что это такое и для чего он. Дети с удовольствием дома делают секретную коробку-сундучок, куда складывают изготовленные подарки, чтобы в день Пасхи их подарить. Все это проходит в рамках учебного проекта «Светлая Пасха» . Обязательно проводится игровая программа с пасхальными яйцами . С удивлением дети узнают, что была такая игра «Катание яиц», где призом- подарком было другое, выигранное, яйцо или какой- то сувенир. В этом году впервые в рамках этого проекта была проведена маленькая благотворительная акция. Дети изготовили игрушку «Зайчик на пальчик» и игрушки были подарены малышам.
На результат выполнения учебного проекта оказывает влияние сотрудничество с картинной галереей, экскурсии, посещение музея, выставок-ярмарок. Всё это развивает интерес к творчеству, пробуждает инициативу. Опыт работы показывает что выполнение проекта - это творческая задача интеллектуально- практического характера. Но выполнение проекта по прикладному творчеству, я считаю, - вдвойне творческая. Так как при выполнении такой работы у обучающихся не только развиваются умственные способности, практические умения и навыки, но и творческие способности, формируется культурная, нравственно- эстетическая и историческая память.
Коммуникативные компетенции - включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
В процессе занятий с детьми работаю над увеличением словарного запаса, объема высказывания. Ситуации, создаваемые на занятиях, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. (Стихи о Ангеле, колядки в проекте « Рождество Христово», заклички - праздник Масленица) Такой подход обеспечивает развитие речи ребенка, учит вступать в диалогические рассуждения, дает прекрасную возможность развития монологической речи, связной речи.
Владение навыками работы в группе, освоение различных социальных ролей в коллективе: Дети 1 класса приходят в школу и попадают в совершенно другую среду, отличную от детского сада. Им предстоит научиться жить в новом коллективе, научиться общаться. На своих занятиях провожу маленькие тренинги «Давай дружить», «Что у нас общего», «Сочини сказку». Дети учатся работать в парах (образуют пары по желанию, по выбору и работают над выполнением определенного задания), группой (маленькая благотворительная акция «Будь здоров, малыш»). Уже видны первые результаты – к концу учебного года дети стали дружней, внимательней друг к другу, ответственней.
Таким образом, главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Критерием проявления компетенции является достижение обучающимися положительного для себя результата.
Задача педагога так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить его мыслить, привить навыки практических действий.
Рекомендуем посмотреть:
Формирования мотивации к занятиям хореографией
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»