Материал из опыта работы педагога дополнительного образования
Автор: Акберова Динара Рафаэлевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского творчества «Олимп», г. Казань
Описание материала: Предлагаю вам свой опыт работы с обучающимися своего объединения, включающий личностное и социальное самоопределение. В период обучения в школе важно сформировать у обучающихся такие качества личности как ответственность, умение отслеживать свою точку зрения, проявление деловой активности, умение сотрудничать. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
Возраст обучающихся: 11-14 лет. Данный материал будет полезен для педагогов дополнительного образования (ведущих объединение по психологии) и педагогам - психологам.
Содержание:
Современное общество требует от человека высокого уровня адаптации в обществе, где происходит быстрая смена социальных условий. Сегодня велика ответственность личности за поступки и их последствия. В период обучения в школе важно сформировать у обучающихся такие качества личности как ответственность, умение отслеживать свою точку зрения, проявление деловой активности, умение сотрудничать. Система дополнительного образования является важным условием для развития личности обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
Образовательная программа «Лабиринт моей души» направлена на развитие целостной личности, гибкости мышления на формирование многовариантного обзора возможного поведения в межличностных и внутриличностных проблемах. Содержание образовательной программы нацелено на формирование коммуникабельной, активной гармоничной личности, на приобщение обучающихся к нормам и ценностям общества и их освоению. В объединении «Познай себя» обучаются школьники в возрасте 11-14 лет на протяжении 3 лет. Занятия проводятся на базе школ обучающихся 2 раза в неделю по 4 часа. В работе детского объединения используется современный подход к воспитанию, который тесно связан с реализацией принципа развития. Программа реализует соединение процессов обучения и воспитания, так как любое занятие является для обучающихся формой движения в направлении все более глубокого понимания современного общества, культуры и личностного пространства, в создании которых они участвуют. Главная задача личностного развития детей в объединении - «соединение» себя с культурой и выработка адаптивных приемов участия в ее дальнейшем изменении.
Сущностью личностного и социального самоопределения является поиск и нахождение обучающимися личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой творческой, учебной и социально - значимой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Социальная адаптация, социализация, психологическая поддержка, четкая организация свободного времени, ситуации успеха и многое другое, что в полной мере предоставляет система дополнительного образования детей, неизмеримо важны в жизни каждого ребенка. На занятиях в объединении «Познай себя» дети учатся эффективному и бесконфликтному межличностному взаимодействию, в тренинговых упражнениях и сюжетно - ролевых играх. Важным является формирование личностной рефлексии и самоанализа – как важнейших факторов развития гармоничной личности. Для подростков используются различные формы проведения занятий: деловые и сюжетно - ролевые игры, социально- психологические тренинги, психологическая диагностика, индивидуальная и групповая работа, творческие задания, беседы, просмотр и обсуждение обучающих и художественных фильмов, открытые занятия и итоговые КТД.
В дополнение к образовательному процессу активно осуществляется организационно - массовая работа: участие в реализации подпрограмм нашего Центра «Олимп» «Альтернатива» - акция «Разумный выбор» (профилактика курения, алкогольной зависимости, наркотиков и ПАВ); «Каникулы» - посещение культурных достопримечательностей города; «Веков связующая нить» - проведение открытого занятия, посещение Музея истории РТ, совместное участие в интернет - конкурсах исследовательских проектов. Наше объединение активно сотрудничает с педагогом- организатором школы и совместно проводится месячник художественно- эстетической направленности, который включает в себя неделю психологии. Месячник завершился открытым занятием на тему «Использование метода синемалогии в рамках художественно эстетической направленности в объединении «Познай себя». На занятии дети смотрели, обсуждали художественный фильм «За имя мое». Фильм оставил очень глубокие и сильные ощущения у ребят, многие не смогли сдержать слез. Конспект открытого занятия был признан победителем Всероссийского конкурса докладов и опубликован в сборнике.
Основной проблемой личного и социального самоопределения, на мой взгляд, является культура общения и межличностная толерантность. Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для развития и взаимопонимания. Толерантность - это миролюбие, терпимость к этическим, религиозным, политическим, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования другого. Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Мне кажется, что проблема культуры общения – одна из самых острых в образовательных учреждениях, да и в обществе в целом. Я разделяю мнение ученых и психологов, что искусство общения – это дар, которым обладает не вся часть общества, многих людей этому нужно учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилие к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. В нашем объединении уделяется большое внимание воспитанию культуры толерантности с самых первых дней обучения. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера. В своей работе с детьми я использую различные психологические упражнения, игры и тренинги, цель которых формирование установок понимания и принятия чужого мнения, осознания принадлежности к окружающему миру. Эти упражнения помогают сформировать у ребят черты толерантной личности: чуткость, умение слушать, слышать, сопереживать, умение владеть собой, расположенность к другим людям, умение не осуждать другого человека, умение аргументировать и отстаивать свое мнение, соблюдая такт и уважительное отношение к собеседнику, способность вступать в диалог и достойно вести его, уважение и принятие способов проявления человеческой индивидуальности.
В этом году в объединении «Познай себя» было проведено анкетирование «Черты толерантной личности», позволяющая выявить характер представлений обучающихся о понятиях «толерантность» и толерантном поведении, были проведены психологические игры «Тайный друг», «Волшебный кристалл», «Встречи во Вселенной» и тренинг «Формирование толерантных отношений», которые позволили обучающимся получить непосредственный опыт и практические навыки толерантного поведения. Совместно с классными руководителями, где занимаются дети объединения, были проведены беседы по темам: «Правила толерантного поведения» и «Толерантность – залог будущего», а также на выбор обучающихся был проведен конкурс сочинений по темам: «Чему нас учат религии мира», «Мир, который мы строим», « Толерантный человек - каков он?», а также конкурс рисунков на тему «Спешите делать добро». На заключительном этапе были подведены итоги, где отмечены лучшие сочинения и рисунки, а также все участники приняли участие в дискуссии на тему «Я в мире, мир во мне». И подводя итоги, мне хочется сказать несколько слов по поводу дальнейшего развития толерантности. По моему мнению, необходимо проводить в объединениях учреждения дополнительного образования детей «День толерантности», так как толерантное воспитание является обязательным условием формирования поликультурной личности в современном обществе.
Таким образом, результаты реализации программы показали, что для личностного и социального самоопределения обучающихся очень важно тесное сотрудничество школы, родителей с объединением «Познай себя». Важным шагом в развитии объединения является мотивация обучающихся на выполнение исследовательских проектов и творческих заданий, развитие изобретательных навыков, умения выражать собственные мысли, формулировать интересы и осознать возможности. По окончании работы в объединении у детей формируется целостный социально - ориентированный взгляд на мир, психологическая устойчивость, социальная адаптация, а также коммуникативная гибкость в выстраивании межличностных и внутригрупповых отношений.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»
Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет
Сценарий «Посвящение в истоковцы»
Формирования мотивации к занятиям хореографией
Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»