Методика проведения игр на уроках математики в начальной школе, 1-2 класс

Методика проведения игр на уроках математики для детей 6-8 лет

Игра является одним из важных средств в усвоении знаний, развитии и воспитании учащихся. Она может быть применена в рамках разных методов обучения.

Приведем для примера систему игр и занимательных заданий по математике для учащихся 1 и 2 классов, где используются разнообразные методы обучения.

К первой группе относятся игры, в основе которых лежит объяснительно иллюстративный метод обучения. Эти игры используются на этапе объяснения нового материала. С помощью такого вида игр учитель сообщает новые знания, используя наглядные средства, беседы, показ диафильма и т. д.

Учащиеся слушают, смотрят, воспринимают, осознают и запоминают сообщенные знания.

Примером такой игры для 2 класса является игра «Украсим елочку шарами». Ее цель состоит в объяснении приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

Детям предлагается рассмотреть пример под рисунком и нарисовать на первом ярусе елочки число шаров, равное первому слагаемому. На втором и третьем ярусах нужно нарисовать такое их число, которое равно второму слагаемому. При этом количество шаров на втором ярусе должно дополнять количество шаров на первом до 10. На третьем ярусе дети должны изобразить остальные шары.

В этой игре ученики осознают приемы сложения на основе наглядности. Характерной чертой объяснительно-иллюстративного метода является выполнение действий по образцу.

Примером аналогичной игры может служить и старинная китайская игра «Танграм», согласно правилам которой дети по образцу из частей квадрата составляют рисунки гуся, журавля, домика и т. д.

Знания, полученные на основе объяснительно-иллюстративного метода обучения, закрепляются системой игровых заданий для приобретения учащимися соответствующих умений и навыков. С помощью системы игр и занимательных заданий учитель организует деятельность учащихся по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний или способов деятельности. Воспроизведение способа деятельности или осознанного правила является главным признаком репродуктивного метода обучения. Он широко используется при формировании устных и письменных вычислений и умений в решении задач.

Так, в игре «Лучший летчик» ученики 1 класса практически воспроизводят вычислительный прием прибавления и вычитания трех.

Содержание игры. До игры учитель проводит небольшую беседу: «Кто хочет стать летчиком? Каким должен быть летчик? Что он должен хорошо знать и уметь?» Далее обобщает: «Многое должен знать и уметь летчик, чтобы управлять самолетом. И прежде всего он должен правильно производить расчеты».

Чтобы летчиком стать,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Летчикам помогает

Арифметика.

(В. Коростылев, М. Львовский)

На доске записаны 3 столбика примеров, под ними — рисунки самолетов. Над каждым примером — 3 ответа, один из них правильный, другие неверные:

Класс делится на 3 команды. В каждой команде выбирается летчик. Учитель вызывает к доске трех летчиков, остальные — контролеры. Каждый из летчиков производит расчеты (решает свой столбик примеров, начиная с нижнего примера) и ведет свой самолет по намеченному курсу. Решив пример, летчик делает вокруг него петлю (обводит его мелом) и показывает линией, куда должен подняться самолет (он проводит линию к нужному ответу). Далее каждый летчик делает новый расчет (решает второй пример) и поднимает свой самолет выше, показывая мелом следующий ответ.

В конце игры подводятся итоги. Учитель показывает на пример, контролеры подтверждают или исправляют путь движения самолета. Все правильные ответы записывают справа от примеров, другие ответы стирают. Победитель — лучший летчик. Ему учитель вручает рисунок или модель самолета. Допущенные ошибки анализируются.

При проведении некоторых игр ученики воспроизводят вычислительные приемы сначала в развернутой форме, затем кратко.

Например, в игре «Забей гол в числовые ворота» (2 класс) ученики, «прогоняя мяч» через трое числовых ворот, воспроизводят вычислительный прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток в развернутой форме.

Для проведения этой игры учитель рисует на доске трое числовых ворот, слева от которых он записывает примеры вида:

Учитель сообщает правила игры. Направление удара мяча зашифровано примером. Способ решения каждого примера можно отыскать на числовых воротах. Дети должны правильно «загнать мяч» в числовые ворота, т. е. показать путь его движения, соединяя линией пример с той парой числовых ворот, на которых записан прием решения примера, а затем «провести» мяч к третьим числовым воротам, где записан ответ.

Учащиеся выходят поочередно от каждой команды футболистов (от каждого ряда) и «загоняют мяч» в числовые ворота.

В этой игре ученики воспроизводят развернутый прием сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

В ряде других игр ученики производят действия в уме. К этой группе относятся игры, направленные на формирование вычислительных навыков.

Пример такой игры — «Телефон». В ней идет соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за партой, учитель шепотом называет однозначное число так, чтобы другие дети не слышали. Далее учитель показывает на схему, записанную на доске:

Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4, 2, 3, 4 — и показывает на первый прямоугольник. Каждый ученик прибавляет к названному ему числу число 5, поворачивается к ученику, сидящему сзади, и называет полученный результат. Далее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполнят всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми — утвердить их или отвергнуть.

1-й ряд      2-й ряд     3-й ряд

   2                 3                 4

Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками все решения. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики. Аналогично проводится игра «Телеграф».

С помощью игр «Телефон», «Телеграф» и подобных им учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.

В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, позволяющие овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.

Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую задачу.

Всему этому способствует использование проблемного обучения, реализуемого тремя методами обучения: проблемным, частично-поисковым и исследовательским.

Применение проблемного обучения в начальной школе реализуется в частично-поисковом методе обучения, когда ученики выполняют отдельные этапы самостоятельного решения проблем, задач. Например, ставят вопрос к задаче, делают вывод из предложенных упражнений, высказывают предположение, самостоятельно строят план решения задачи, решают ее и проверяют решение и т. д.

При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.

Этап объяснения новых знаний осуществляется на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.

Так, в игре «Угадайка» (1 класс) дети сами формулируют правило по рисунку, схеме и опорным словам. Например:

По рисункам составьте схемы:

 

Составьте по рисункам и схемам примеры на сложение:

 

Вставьте в правило нужные слова: сумма, изменяется, не изменяется.

От перестановки слагаемых...

Рассматривая рисунок, дети ставят справа столько точек, сколько матрешек и коней изображено слева. Затем по рисункам и схемам они составляют пару примеров на сложение и формулируют правило, записывая нужные слова в правило.

Учащиеся 2 класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре «По какой тропинке ты пойдешь?» учитель предлагает угадать по цепочкам примеров, какая из двух тропинок ведет к туристической базе (одна из них «затоплена водой»).

Учащиеся, «исследуя» цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же «залита водой», так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.

Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.

1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?

 

2. Какие цифры закрыты карточками?

3. Математический лабиринт «Догони-ка!».

 

По этому лабиринту мысленно «бегают» Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?

4. Задание на смекалку (целесообразно проводить во второй половине дня).

Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.

 

5. Игровая задача на сообразительность «Кто какую игрушку спрятал?».

Каждая из трех подруг, участвующих в игре (Катя, Галя и Оля), опустила в свой «чудесный» мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.

Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.

Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.

Характер игровой деятельности учащихся зависит от места игры на уроке или в системе уроков (надо сказать, что она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке любого типа).

Если игра используется при объяснении нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

При закреплении материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов и т. д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приемов.

В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую.

Рекомендуется использовать средства обратной связи с учениками: сигнальные карточки (кружки зеленого цвета с одной стороны и красного — с другой) или разрезные цифры. Когда вызванные к доске дети решают в игре примеры или задачи, учащиеся, сидящие за столами, показывают либо разрезные цифры (ответ), либо сигнальные карточки (зеленого цвета — если с ответом согласны, красного цвета — если ответ неправильный). Сигнальные карточки служат средством активизации детей в игре.

Игре свойственны определенный темп, ритм; в процессе ее недопустимы пространные объяснения; правила должны излагаться кратко, доступно, лаконично. Снижает интерес обилие замечаний дисциплинарного характера, пассивное ожидание ребенком своего участия в игре.

Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. Вялость, безразличие улавливаются даже шестилетними детьми, и интерес детей к игре быстро угасает.

В игре дети должны себя чувствовать свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности.

Игра, содержащая несколько правил, расчленяется на составные части и выполняется поэтапно («Определи путь Веселого Карандаша»).

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Если активность и интерес детей какой-либо команды ослабевает (например, из-за того, что команда набрала меньшее количество звездочек), учитель должен спросить какого-либо ученика из этой команды, чтобы он ответил правильно и получил за ответ звездочку. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Учитель может сказать такому ребенку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся лучше анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления. К разбору ошибок надо привлекать слабых учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки.

В работе со слабыми учащимися целесообразно проводить индивидуальные игры с раздаточным материалом.

Учитель проводит игру со слабыми учащимися по-разному. В одном случае он может вызвать их к доске, когда другие заняты самостоятельной работой, напомнить им правила игры, выполнив с ними на доске 1—2 игровых действия, и предложить закончить игру по карточкам на своем рабочем месте. В другом случае он организует игру слабого ученика в паре с сильным. В тех случаях, когда слабые ученики хорошо усваивают правила той или иной игры, им предлагают задания с раздаточными карточками.

В индивидуальных и групповых играх сложна проверка результатов игры. К ней учитель должен тщательно готовиться.

Так, при проведении игры «Вычислительные машины» учитель заранее «прогоняет через машину» все возможные варианты чисел, которые предположительно могут «заложить в нее» учащиеся. Решив все примеры по схеме действий, учитель составляет таблицу, записывая исходные числа и соответствующие ответы. При проверке ответов в игре учащиеся показывают на карточках исходное число, в конце игры — конечный результат.

Рекомендуем посмотреть:

Математические кроссворды и головоломки с ответами для 1-4 класса

Сценарий математической сказки для начальной школы

Дидактические игры по математике, 1 класс

Сценарий математической игры для 4 класса

Праздник по математике в начальной школе «Путешествие в страну Математики», 1-3 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!