Полноценное развитие речи во многом зависит от специфики предметной среды, в которой растет ребенок, условий его воспитания, личностных особенностей родителей и ребенка. Предметная среда — это все предметы, которые его окружают. Сначала ребенок усваивает их из ближайшего окружения (игрушки, посуда, мебель, средства гигиены, бытовые приборы). Он активно познает предметный мир, узнает его качества, свойства, назначения предметов, способы действия с ними. Выполняя разнообразные практические действия с предметами, ребенок усваивает соответствующую лексику, постигает грамматические связи и постепенно включает лексико-грамматические конструкции в самостоятельные высказывания. Таким образом, возрастает речевая активность и улучшаются качественные характеристики детской речи.
Постепенно ребенок знакомится с предметами, которые выходят за рамки его повседневной жизни. В процессе обучения он начинает сравнивать предметы сначала по одному-двум, затем сразу по нескольким признакам, классифицировать и группировать их. В связи с чем происходят быстрое усвоение слов с обобщающим значением, усложнение грамматического оформления высказываний за счет использования сложных синтаксических конструкций. Таким образом, речь развивается на основе ознакомления с предметным миром.
Непосредственное обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста происходит путем формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений о предметном мире, который является не только источником познания, но и всестороннего развития — умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. Развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память и речь.
Учитывая тот факт, что предметный мир представляет собой сложную иерархически организованную систему, мы выделили следующие разделы ознакомления дошкольников с ним:
— игрушки, игры;
— одежда, обувь, головные уборы;
— дом, мебель, посуда;
— транспорт;
— школьные принадлежности;
— виды связи;
— средства гигиены, постельные принадлежности;
— еда;
— бытовые приборы, инструменты.
Ознакомление дошкольников с предметным миром предполагает решение ряда воспитательно-образовательных задач:
• формирование первоначальных реалистических представлений о некоторых предметах окружающего мира:
— бытовых предметах и их названиях, овладение разнообразными способами их использования;
— выделение частей предметов, наиболее значимых отличительных признаков и качеств в ходе разнообразных способов обследования;
— сравнение, группировка и классификация по функциональному назначению и значимым признакам;
• поддержание интереса и вызов эмоционального отношения к различным объектам предметного мира;
• формирование элементарных трудовых навыков по уходу за предметами окружающего быта (складывать игрушки, аккуратно ставить обувь на место, вытереть пыль с подоконника и т.д.).
В процессе ознакомления с предметным миром дети должны научиться:
— выделять объекты предметного мира;
— вести целенаправленное наблюдение за изучаемыми его объектами;
— элементарно анализировать субъект-предметные отношения окружающего мира, давать им эмоциональную оценку;
— сравнивать предметы окружающего мира по заданному плану;
— устанавливать с помощью педагога простейшие причинно- следственные связи наблюдаемых явлений;
— словесно определять основные признаки предметов и уметь их использовать в речи;
— группировать и классифицировать предметы по существенным признакам, уметь называть группу предметов обобщающим словом;
— проявлять интерес к трудовой деятельности взрослых, бережно относиться к предметам, сделанным руками человека;
— выражать эмоционально положительное отношение к предметам окружающего мира с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Рассмотрим особенности ознакомления с предметным миром в разные возрастные периоды, которые выступают целевым ориентиром для взрослых в образовательно-воспитательной деятельности.
У ребенка в этом возрасте появляется потребность в изучении предметного мира, он начинает фокусировать свое внимание на отдельных предметах бытового окружения, активно изучать способы их использования. Он впервые для себя выделяет некоторые признаки предметов, контрастные по качеству (большой — маленький, горячий — холодный, красный — синий, чистый — грязный, кубик — кирпичик).
В этом возрасте ребенок начинает понимать количественные отношения (много — мало, один).
К концу этого периода овладевает первым уровнем обобщения слов. Вместо имени собственного (стул — это тот предмет, на котором он сидит) слово приобретает нарицательное значение (стул — любой предмет, на котором сидят люди, имеющий спинку, сиденье, ножки). Овладение обобщенным значением слова способствует развитию мышления ребенка и его речи.
У ребенка проявляется эмоциональное отношение к некоторым предметам (любимые игрушки, своя чашка и т.п.).
В активной речи преобладают отдельные слова, которые носят генерализованное значение (любая мамина личная вещь может обозначаться словом «мама», которое ребенок использует, еще не овладев названием этой вещи).
В раннем возрасте ребенок продолжает активно знакомиться с предметами ближайшего окружения. Он реализует потребность в овладении действиями с предметами, открывает для себя разнообразные способы их использования.
На основе чувственного опыта развиваются различные виды деятельности. С помощью взрослого ребенок начинает устанавливать сходство и различия двух одинаковых по названию предметов (одинаковые совочки, большой синий мяч — маленький красный мячик), у него появляется навык сравнения предметов по знакомому ему качеству (цвету, форме, величине, материалу, из которого сделаны бытовые предметы). На основе выделенных признаков с помощью взрослого ребенок с интересом выполняет задания на группировку предметов по их функциональному назначению (например, посуда для чаепития кукол).
Этот возраст характеризуется развитием понимания речи и активизацией словаря. По словесной инструкции ребенок выполняет разнообразные поручения («принеси большого плюшевого мишку»), находит предметы по названию, цвету, размеру («уложи спать куклу с розовым бантом»), различает место расположения предметов («дай красную машинку с верхней полки»), повторяет за взрослым словесное обозначение предметов и их качеств.
Ребенок продолжает знакомиться с предметами ближайшего окружения, их назначением. С помощью взрослого он выделяет цвет, форму, величину, группирует однородные предметы по двум и более сенсорным признакам, демонстрирует различные способы обследования предметов, понимает, что одни из них сделаны руками человека (игрушки, мебель), а другие — созданы природой (камень, дерево).
На основе поисково-исследовательской деятельности ребенок делает простейшие опыты (лед, принесенный с улицы, тает, деревянная щепка не тонет в воде, а камешек — тонет, бумагу порвать руками можно, а ткань порвать руками нельзя).
Ознакомление с окружающим предметным миром служит той основой, на которой расширяется и активизируется словарный запас. Ребенок должен знать названия отдельных предметов, их составных частей и деталей (у куртки — рукава, карманы, молния, воротник), существенные качества предметов (цвет и его оттенки, размер, форма), некоторые материалы и их свойства (пластмасса, стекло, дерево, резина), определять различия сходных по назначению предметов (стул — табурет — кресло; чашка — стакан; платье — рубашка), называть месторасположение предметов (под столом, в кресле, на шкафу). На основе группировки и классификации ребенок усваивает обобщающее значение слова (игрушки, посуда, одежда и т.д.).
Возрастает познавательный интерес, ребенок начинает задавать взрослому много вопросов, касаемых назначения предметов, их Устройства и конструкции.
В среднем возрасте ребенок активно учится ориентироваться в окружающем предметном мире, постепенно выходя за пределы бытового окружения. Он проявляет познавательный интерес ко всему на свете, задает вопросы проблемного характера. Опыт обогащается новыми способами обследования предметов в различных житейских ситуациях с помощью всех сенсорных систем разной модальности (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Свой чувственный опыт, разнообразные впечатления он фиксирует и отражает в речи.
Ребенок учится подбирать предметы по одному-двум качествам (цвет, размер, величина, форма). Расширяются его знания о материалах, из которых они сделаны (глина, бумага, ткань, металл, резина, пластмасса, фарфор), на основе чего он может объяснять целесообразность изготовления частей предметов из разных материалов (например, стены дома построены из кирпича, а окна сделаны из стекла). Он уже знает многие виды общественного транспорта и может классифицировать его на пассажирский и грузовой.
На основе расширения знаний о предметном мире ребенок испытывает потребность в обсуждении информации о предметах, используя достаточно разнообразную лексику (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения) и сложные грамматические конструкции.
Старший дошкольный возраст характеризуется умением называть самые разнообразные предметы, объяснять назначение как знакомых, так и незнакомых вещей на основе воображения. У детей появляется интерес к предметам, облегчающим труд человека в быту и обеспечивающим комфортную жизнь (стиральная машина, электродрель, настольная лампа и т.д.). С помощью взрослого ребенок может рассказать о том, как создан определенный предмет руками человека («Откуда взялся хлеб?»).
У детей при целенаправленном обучении формируются разнообразные способы обследования предметов. На основе сравнения ребенок учится находить пары предметов, группировать и классифицировать их по заданному признаку (посуда фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Развивается умение самостоятельно определять качество и материал, из которого изготовлен предмет.
Он дифференцирует предметы по твердости — мягкости, прочности — хрупкости, блеску, звонкости.
В речи появляются простейшие самостоятельные описания предметов. Он придумывает загадки о знакомых предметах, руководствуясь образцами из речи взрослых и устного народного творчества. Ребенок не только понимает, но и самостоятельно использует сравнительные обороты (легкий, как пушинка). Усложняется не только лексическая, но и грамматическая структура речевого высказывания.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать более дифференцированной работой сенсорных органов (вслушиваться, всматриваться, принюхиваться), на основе чего появляется умение определять несущественные скрытые признаки предметов. Используя обобщенные способы обследования, они уже могут сравнивать предметы по разным качествам, величине, строению, цвету, что развивает умение классифицировать предметы не только по существенным, но и по латентным признакам.
В этом возрасте обогащаются представления детей о различных видах транспорта (наземном, подземном, водном, воздушном), формируются знания о дорожных знаках и их назначении.
Ребенок интересуется предметами, облегчающими труд взрослых в быту (пылесос, швабра, микроволновая печь и т.д.) и на производстве (станок), создающими комфорт и уют в доме (бра, пуфик) и на улице (фонарь, красивая скамейка).
Ребенок проявляет инициативу и любознательность при общении, пытаясь получить новые знания. Он делает предположения и простейшие умозаключения, выводы, четко и понятно для окружающих излагает свои мысли.
Традиционно в детских садах используются следующие формы работы по ознакомлению с предметным миром.
Основная форма воспитательно-образовательного процесса, в том числе и ознакомления дошкольников с предметным миром. Занятия — это, прежде всего, общение педагога с детьми, во время которого дошкольники познают мир предметов во всем его многообразии. На занятиях дети узнают новые сведения об объектах предметного
мира, уточняют, закрепляют, обобщают и систематизируют имеющиеся знания. Взаимодействие детей и педагога на занятиях позволяет планировать и проводить совместную предметно-практическую, поисково-исследовательскую, игровую деятельность.
Занятия тесно связаны с другими формами работы.
Чаще всего это знакомство с различными помещениями детского сада, кухонной утварью, орудиями труда дворника, помощника воспитателя. Перед началом экскурсии педагог должен заранее наметить маршрут, определить последовательность наблюдений за предметами окружающего мира, выделить существенные и латентные признаки предметов, обратить внимание детей на них, определить лексические средства, которые должны быть активизированы в ходе ее.
На участке детского сада воспитатель организует ежедневные наблюдения за трудом взрослых, называет инструменты, необходимые для их работы, например, дворника—лопата для уборки снега, метла для уборки территории от листьев и т.д. Систематические наблюдения способствуют развитию наблюдательности у детей.
В игре закрепляются и уточняются знания детей о предметном мире. Ребенок учится выполнять определенные действия с предметами, которые в дальнейшем переносятся в повседневную жизнь. Основная особенность детской игры — то, что на первый план выступают эмоциональные процессы, поэтому в игровой деятельности знания детей закрепляются непроизвольно.
При проведении праздничных мероприятий дети знакомятся не только с различными их видами: утренники в зале детского сада, внутригрупповые праздники (дни рождения, поздравления мам и др.), городские мероприятия, но и с их атрибутами (праздничная одежда, убранство помещения, подарки). Дети заучивают тематические стихи, песни, что способствует развитию умения самостоятельного пользования речью, закреплению определенной лексики.
Одна из задач педагогов — просветительская, консультационная, обучающая работа с семьей. При проведении различных мероприятий с родителями педагог знакомит их с возрастными особенностями усвоения детьми сведений об окружающем предметном мире, с целевыми ориентирами усвоения знаний о бытовых предметах в конкретной возрастной группе, с необходимостью развития навыков наблюдения за использованием бытовых предметов в семье, различными формами работы по ознакомлению детей с предметным миром.
В режиме дня детского сада всегда отводится время на свободную деятельность детей — самостоятельные игры и свободное общение друг с другом в группе и на прогулке. В выполняемых предметно-практических самостоятельных действиях (рисовании, лепке, игре) находят отражение полученные ранее впечатления о предметах окружающего мира, тем самым закрепляются и активизируются все знания о предметном мире, полученные на занятиях и в семье.
В процессе проведения наблюдений за предметами окружающего мира одновременно формируется чувственная сфера, обогащается словарь и появляются конкретные представления. Так, при восприятии различных предметов, их сравнении и анализе дети учатся выделять наиболее значимые признаки и функции предметов окружающего мира, усваивают на практике основные способы действий с ними, учатся адекватно подбирать необходимый способ обследования конкретного предмета, развивают собственные познавательные интересы. Постепенно основные характеристики предметов находят свое отражение в устойчивых оборотах и образных выражениях родной речи. Таким образом, при правильной организации наблюдения за предметами окружающего мира каждый ребенок не только познает этот мир, но у него рождается и личное отношение к отдельным вещам.
К наглядным методам относят, прежде всего, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное наблюдение — чувственное познание и восприятие какого-либо предмета во всем его многообразии. Применяется в ряде занятий, проводимых в детском саду, на прогулках, экскурсиях, в свободной деятельности.
В образовательном процессе при организации наблюдения важно максимально использовать любые жизненные ситуации, чтобы познать конкретный предмет в реальных ситуациях и установить связи с другими предметами. При наблюдении за предметным миром важно научить детей проводить систематические наблюдения не только за единичными предметами, но и за группой, устанавливая межпредметные связи, а также уделять внимание различным способам обследования предметов, проводить сравнения двух и более предметов, вербально определять их качества и свойства, алгоритм действий с ними, давать им эмоциональную оценку, выражать свое эмоциональное отношение к предметному миру.
При проведении непосредственного наблюдения важно использовать натуральные предметы. При рассматривании необходимо последовательно обращать внимание детей на форму, размер, цвет, материал, из которого сделан предмет. Дать детям пощупать его, определить свойства по следующим признакам: твердость — мягкость, гладкость — шероховатость, температурные характеристики (холодный — теплый — горячий). Выделить части, определить их функциональное назначение. Сначала детям надо задать вопросы констатирующего характера. Например: «Какие части выделяют у автобуса (троллейбуса)? С помощью чего движется автобус (троллейбус)?» После выделения существенных признаков задать вопросы проблемного характера, которые стимулируют к размышлению и формулированию самостоятельных выводов на основе проведенного наблюдения: «Чем отличается автобус от троллейбуса?», «Почему автобус может проехать по любой улице, а троллейбус ездит только по определенному маршруту?»
Для активизации познавательной деятельности необходимо организовать практические действия с изучаемыми предметами. Так, при ознакомлении с различными видами транспорта можно построить гараж для автобуса, машины, троллейбусное депо. При изучении темы «Игрушки» предложить детям выполнить действия с различными предметами: покачать куклу, покатать машинку, покачаться на лошадке и т.д.
Таким образом, можно определить значение использования натуральных предметов для наблюдения:
— дети познают реальный предмет в соотношении с другими предметами, что способствует формированию реалистических представлений о нем;
— могут действовать с конкретным предметом, что положительно влияет на более прочное запоминание изучаемого материала;
— у детей появляется живой интерес и пробуждается любознательность, развиваются мышление, память, внимание, формируется эмоциональное отношение к окружающему миру.
Подготовка к проведению наблюдения:
— планируя наблюдение, воспитатель должен определить его тему, предварительно подготовив наиболее благоприятные условия для его организации;
— определить основную цель наблюдения, составить четкий план;
— перед наблюдением провести предварительную беседу, в процессе которой поставить конкретную задачу. Детям должно быть понятно, что они будут наблюдать и с какой целью;
— воспитатель заранее должен наметить вопросы, которые будет задавать в процессе беседы, сопровождающей наблюдение;
— готовясь к наблюдению, воспитатель должен предварительно определить объем работы по обогащению и активизации словаря и разработать индивидуальные лексические задания с учетом индивидуально-личностных особенностей и коммуникативных навыков каждого ребенка.
Во время непосредственного наблюдения решаются основные задачи словарной работы — обогащение словаря, его активизация, закрепление знакомых слов, их использование в самостоятельной речи. В процессе проведения наблюдения детям необходимо задавать вопросы, акцентируя внимание на новых для них словах, стимулируя употребление выученных и знакомых слов в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, педагог должен следить за использованием разнообразных речевых средств, обозначающих различные качества предмета, а также за правильностью грамматического оформления речи детей.
После проведения наблюдения целесообразно провести обобщение того, что дети узнали. В зависимости от возраста детей такое обобщение может быть организовано в форме ответов на вопросы педагога, придумывания вопросов о наблюдаемом предмете, которые могут быть заданы другому ребенку, завершения ребенком нескольких фраз необходимыми по смыслу словами при составлении коротких рассказов об увиденном.
Опосредованное наблюдение — восприятие какого-либо предмета через его художественное изображение — игрушку или картинку. Рекомендуется в случаях, когда реальные предметы невозможно представить детям для наблюдения. В таких случаях в качестве наглядной опоры используются иллюстративный и художественный материал, макеты, пиктограммы и др. Иллюстрации предметов используют в работе воспитателя и после того, как дети познакомились с ними в естественных условиях (на экскурсии, в семье). Использование предметных, сюжетных картинок способствует уточнению и активизации словаря и детально разработано в дошкольной педагогике.
Основа словарной работы при рассматривании картины другая, чем при непосредственном наблюдении. В раннем возрасте детей учат сравнивать предмет и его изображение на картинке при одновременном предъявлении и картинки и реального предмета. В дошкольном возрасте дети, как правило, видят только изображение предмета, их надо научить узнавать его на картинке, т.е. сравнивать изображение с изученным ранее предметом. Чтобы рассмотреть, назвать картинку, ребенку необходимо вспомнить и ранее увиденный предмет, и ранее воспринятое слово, а затем сопоставить зрительный и словесный образы. Таким образом, опосредованное наблюдение — более сложный для ребенка дошкольного возраста вид восприятия.
Задача педагога — учить детей воспринимать эмоциональный смысл и содержательный контекст картины как художественного произведения. Надо постепенно вести ребенка от беспорядочного рассматривания к последовательному наблюдению, выделению существенного на картине. Таким образом, цель рассматривания, а также цель задаваемых вопросов — выявить ее основное содержание, определить отношение ребенка к изображенному предмету, активизируя при этом определенную группу слов и необходимые грамматические средства.
Все вопросы по картине не должны ограничиваться только изучением ее основного содержания, нужно делать специальный акцент на воспитание эмоционального сопереживания изображаемым событиям, умения выразить личное отношение к объекту или явлению окружающей действительности. Например, при рассматривании сюжетной картины, изображающей мальчика, который мастерит табуретку, детям задаются не только вопросы типа: «Кто это? Что он делает? Из какого материала он делает табуретку? Какие инструменты использует мальчик?» Обязательно надо подвести детей к социальной значимости деятельности этого мальчика, что сформирует позитивное отношение к труду (Кому помогает мальчик? Почему для мамы важна его помощь?). Подобного рода беседы, несомненно, способствуют переходу от формального «натаскивания» на определенные речевые стереотипные средства к анализу событий окружающей жизни и их творческому переосмыслению.
На начальных этапах обучения дети наблюдают за отдельными объектами предметного мира, их определенными качествами в зависимости от ситуации (чашка разбилась; девочка плачет, она укололась иголкой).
В дальнейшем представления о предметном мире должны отражать не только характерные качественные признаки отдельных предметов, но и межпредметные связи, выходящие за пределы изучаемых лексических тем. Постепенно дети постигают обобщенные представления о предметах, характерные для определенной группы (например, выделение дифференциальных признаков таких транспортных средств, как автомобиль, автобус, троллейбус). В итоге дети получают элементарные знания о взаимосвязи предметов в окружающем мире, их функциональной значимости для человека.
Постепенно увеличивается и степень самостоятельности в ведении наблюдений за предметами окружающего мира, в самостоятельном участии в обсуждении плана деятельности, его выполнении, умении выразить свое отношение к результатам деятельности.
Важно помнить, что организация наблюдения (непосредственного или опосредованного) — значимый, но не единственный способ ознакомления детей с предметным миром.
Не менее широко используются на занятиях в детском саду практические и словесные методы.
К практическим методам, прежде всего, можно отнести выполнение поручений и предметно-практических действий («Возьми куклу, дай ее Тане», «Покачай куклу», «Уложи куклу спать»), а также выполнение трудовых заданий («Постирай кукольное платье», «Помоги воспитателю раздать карандаши»).
Универсальный метод закрепления полученных знаний — дидактическая игра, направленная на обобщение представлений о свойствах и качествах предметов окружающего мира, сравнение их признаков и качеств, их группировку. Использование на занятиях и в свободной деятельности дидактических игр повышает у детей мотивацию к усвоению программного материала по ознакомлению с предметным миром. Дидактическая игра ценна тем, что в ней познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации дидактических игр необходимо включать элементы занимательности (сюрпризности, поиска, отгадывания).
При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста значительное место отводится занятиям с дидактическими игрушками.
В старшем дошкольном возрасте наряду с дидактическими играми используются упражнения с дидактическим материалом, а также словесные дидактические игры, формирующие слуховое внимание, фонематическое восприятие, развивающие выразительность речи. Следует отметить, что приобретенные в процессе дидактической игры навыки игрового взаимодействия переносятся в самостоятельную деятельность детей.
В работе со знакомыми литературными произведениями широко применяются игры-драматизации, инсценировки.
Это работа с картинным материалом, чтение художественных произведений, рассказы воспитателя, тематические беседы.
Рассказ воспитателя о различных предметах окружающего мира обогащает и расширяет знания детей. Рассказ дополняет наблюдения и знакомит с предметами, недоступными для наблюдения. Часто рассказ дополняет показ картинок, собственные наблюдения детей. При рассказывании педагог акцентирует внимание детей на значимых отличительных признаках предметов, их деталях, свойствах, функциональном назначении.
Беседа состоит из вопросов педагога и ответов детей. Тематические беседы должны стимулировать к выделению существенных признаков предмета, его свойств, качеств, сравнению, обобщению, установлению причинно-следственных и межпредметных связей. Беседа может быть вводной, итоговой или связанной с приобретением новых знаний.
Цель вводной беседы — активизация имеющихся у детей знаний, создание мотивации предстоящей деятельности. Обычно такие беседы проводят перед экскурсией или практической деятельностью. Вводные беседы проводятся и перед чтением литературных произведений, чтобы обратить внимание детей на наиболее важные моменты, касающиеся значимых признаков и качеств предметов.
Беседы, связанные с приобретением новых знаний о предметном мире, входят как элемент во все занятия, экскурсии, игры, т.е. во все виды деятельности детей.
Итоговые беседы направлены на уточнение и обобщение знаний о предметном мире, полученных в процессе наблюдения, организованной или свободной деятельности. Вопросы, задаваемые педагогом в процессе итоговой беседы, должны оживить в памяти представления об увиденном или прочитанном. В итоговой беседе у детей формируется умение выражать свое отношение к наблюдаемым предметам, анализировать субъект-объектные отношения в окружающем мире, давать им эмоциональную оценку, развивается навык выбора способа действия с предметами.
Элементы художественного общения, к которым можно отнести детские импровизации, игры со словом и звуком (рифмовки, звукоподражания, веселые диалоги, словесные ассоциации и т.д.), представляют собой импровизации. Этот вид ознакомления с предметным миром предполагает задания, в которых дети проявляют свое отношение к нему, фантазирование, демонстрируют свои вербальные возможности в использовании выразительных средств. К средствам художественного общения можно отнести коммуникативно-лингвистические, креативные игры, направленные на развитие речевого творчества детей, решение и разыгрывание проблемных ситуаций.
Чтение художественных произведений необходимо умело сочетать с непосредственным и опосредованным наблюдением. Художественные произведения делают восприятие детей более ярким, вызывают больший интерес к наблюдению за предметами окружающего мира. Из художественных произведений (сказок, стихотворений, рассказов) дети получают важные сведения о нем.
Собственно, литературные произведения по данной тематике не должны исчерпываться только изучением объектов предметного мира. Чтобы обогатить представления детей о предметном мире, нужно целенаправленно формировать у них знания о предметах из жизни людей других национальностей. Для этого в занятия включаются литературные произведения писателей разных народов мира.
После прочтения литературного произведения педагогическая работа с детьми организуется в соответствии с программным содержанием обучения и воспитания в детском саду в разных возрастных группах и конкретными задачами данного занятия.
Эффективными средствами обобщения всех полученных детьми знаний о предметном мире могут стать тематические праздники, игры-драматизации, организованные взрослыми с использованием усвоенного на занятиях литературного материала (речевок, считалок, коротких стихотворений, рассказов), конкурс детских рисунков, поделок, посвященный прочитанному литературному произведению или персонажу одноименного стихотворения.
В результате у дошкольников формируются нравственные представления о труде взрослых, взаимоотношениях в процессе изготовления предметов, бережном отношении к результатам труда.
Главное звено в ознакомлении детей с предметным миром — формирование на базе полученных знаний обобщенного представления о том, что все предметы взаимосвязаны, большинство изготовлено руками человека, имеют определенное целевое назначение, используются в конкретных ситуациях. Необходимо упорядочивать и систематизировать знания о предметном мире, учить наблюдать и осмысливать признаки, свойства и качества, функциональное назначение предметов, формировать познавательную активность, поощрять стремление к познанию действительности.
Выдвижение на первый план новых задач личностно ориентированного воспитания потребовало изменения акцентов в организации разных видов деятельности дошкольника. Для педагога главной педагогической целью становится активное включение ребенка в познавательно-исследовательскую и коммуникативную деятельность, воспитание его самостоятельности и инициативности при выполнении любых заданий.
В детских садах процесс познания и накопления знаний об окружающем предметном мире регулируется целенаправленной педагогической работой. Изучение предметов и связей между ними — одно из важных направлений всего образовательного процесса, эффективное средство всестороннего воспитания детей, способствующее развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивающее более качественную подготовку к дальнейшей жизни.
Одновременно с развитием представлений о предметном мире на занятиях проводится и работа по развитию всех видов связной речи как диалогической, так и монологической. Особое внимание необходимо уделять формированию умения не только участвовать в диалоге, но и умело вести его с собеседником, используя различные речевые средства. Нужно учить детей не только быть ведомым в процессе диалогического общения, но и самому выступать инициатором общения, правильно подбирать его формы в зависимости от ситуации.
При обучении монологической речи, психологически более сложной по сравнению с диалогической, дети целенаправленно овладевают различными типами монолога (описанием, повествованием, рассуждением и смешанными типами рассказов). Формируя навыки составления различных типов рассказов, важно развивать у детей умение использовать в речи разнообразные лексические и синтаксические средства, направленные на определение предметов окружающей жизни, их признаков, свойств, качеств, поэтому детей учат понимать и использовать эпитеты, метафоры, сравнения. Любое развернутое высказывание предполагает наличие элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлениях о связях между предложениями и структурными частями высказывания. Синтаксические средства, используемые детьми при составлении рассказов, постепенно усложняются. Так, например, сначала при описании отдельных предметов дети применяют простые нераспространенные предложения, затем простые распространенные и, наконец, в старшем дошкольном возрасте сложные синтаксические конструкции. В этот период на основе уже приобретенных знаний и опыта дети могут самостоятельно делать выводы о наблюдаемых предметах, особенностях их использования в различных жизненных ситуациях, составить о них связный рассказ, опираясь на опорные слова или план.
Большое внимание уделяется выделению отличительных качеств каждого предмета окружающего мира, их лексическому описанию с помощью стандартных (клишированных) оборотов и выразительных средств (фразеологизмы, синонимы, слова с переносным значением).
С помощью художественного слова у детей накапливаются знания о качествах, свойствах, признаках, функциональном назначении предметов, взаимоотношениях людей в процессе их использования и изготовления, воспитывается интерес к предметному миру Используя богатство слова, надо уметь и сочетать его с непосредственным восприятием детей. Педагог должен заранее продумать, когда лучше прочитать то или иное произведение (например, до или после наблюдения). Необходимо подбирать такие художественные произведения, которые делают восприятие детей ярче, чтобы помочь открыть новый мир, вызывать восторг, научить видеть богатство и разнообразие предметного мира, воспитать чувство любознательности, наблюдательности.
Опираясь на собственный опыт, ребенок воспринимает предметный мир не только созерцательно, но и действенно, стремясь активно действовать с предметами; пытается выразить свое личное отношение к нему и по-своему его охарактеризовать. Поэтическое восприятие предметного мира вызывает у детей чувство бережного отношения к предметам.
Поэтическое описание предметного мира помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения. Чем больше он накапливает знаний о нем, тем богаче, ярче становится его воображение. Поэтическое слово помогает ребенку обобщить впечатления, полученные от наблюдений. В результате многократных повторений образов он начинает представлять и понимать те признаки предметов, которые раньше им не воспринимались.
Используя слово как средство изображения, детские поэты стремятся с особой точностью определений добиваться, чтобы каждое слово имело совершенно конкретное значение, — только тогда оно вызывает определенные зримые представления. Зримость, конкретная образность достигаются мягкостью описания различных внешних признаков образа, обобщением наиболее характерных из них, которые может заметить ребенок, наличием таких художественных средств, как эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, повторения.
В поэзии предметы раскрываются в цветовой, композиционной характеристике образов. Поэты очень тонко и выразительно описывают объекты предметного мира в произведениях с помощью различных лексических средств выразительности:
— эпитетов-прилагательных, прямо или косвенно указывающих на внешние признаки и качества предметов («косолапый длинноушка» об игрушечном зайце, «шелковистый» мех, «васильковые» глаза);
— образных выражений, подчеркивающих индивидуальные особенности предмета («стреляет, как пушка», «ручки-сестрицы»);
— эпитетов-существительных, которые усиливают эмоциональное восприятие образа предмета, подчеркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки (сравнение человека с объектами живой или неживой природы — «человек» об игрушке, «плетенки» о варежках);
— глаголов («лег погреться» о шнурке, «питается бензином» о машине);
— метафор («стальная птица», «кухонный вулкан», «девочка- сказка»);
— превосходной степени прилагательных, используемых при характеристике предметов («самый лучший, самый первый»);
— уменьшительно-ласкательные существительные и прилагательные (малюсенький, хорошенький);
— существительных и прилагательных со значением преувеличения (домище, большущий).
Помимо лексических средств выразительности в поэзии используются и фонетические средства. Звуковая выразительность речи заключается в ее благозвучии, гармонии, в использовании ритма, рифмы. Для понимания и воспроизведения стихотворных текстов детьми большое значение имеет такое сочетание звуков, которое удобно для произношения (артикуляции) и приятно для слуха (музыкальность). Одним из путей достижения звуковой гармонии, особенно в произведениях для детей, считается определенное чередование гласных и согласных звуков. Их должно быть примерно одинаковое количество. Детские поэты сознательно стремятся избегать скопления согласных и гласных звуков, повторения одинаковых сочетаний звуков, т.е. всех неблагозвучных фонетических средств.
При выборе произведений о предметном мире для чтения с детьми дошкольного возраста, в первую очередь, необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Перечень таких произведений и методика работы с ними широко известны педагогам ДОО. Мы постарались наряду с классическими включить и литературные произведения наших современников, поскольку постоянно меняющиеся лексические средства, используемые для описания предметного мира, находят свое отражение и в литературе. Предлагаемые нами отрывки из художественных произведений могут быть использованы при проведении занятий, тематических детских праздников и утренников.
Психологические особенности развития ребёнка от 1 года до 5 лет
Виды обучения и их характеристика
Содержание процесса обучение в психологии
Нет комментариев. Ваш будет первым!