Конкурсы

Развитие мышления у дошкольников в игровой деятельности

Развитие мышления у детей дошкольного возраста

У дошкольников основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Дошкольник мыслит образно, он еще не использует логику рассуждений, свойственную взрослым. Их логика очень своеобразная, детская, но, несмотря на это, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи, если имеют время для запоминания самой задачи, могут понять и представить себе условие задачи.

Умение мыслить в дошкольном детстве подразумевает:

1) выделение существенных признаков предмета;

2) синтез разных признаков в целое представление о предмете;

3) сравнение разных предметов и выявление сходства и различия между ними;

4) осмысление содержания жизненных ситуаций, подражание и проигрывание их с заменой одних объектов другими;

5) замещение, когда один предмет может быть заменен другим по какому-либо признаку.

Возраст три-четыре года — переходный период от преддошкольного к дошкольному детству. Малыш учится обобщать, отгадывать загадки, исключать лишние понятия и объяснять, почему (медведь, лиса, волк и ворона), знакомится с числами. Родители и педагоги помогают ребенку и с помощью игр развивают его способности размышлять, рассуждать, делать выводы.

В дошкольный период возникает новый тип активности ребенка — умственная активность. У ребенка 4 — 5 лет мыслительная деятельность освобождается от обязательной опоры на физическое действие.

Ребенок растет, и каждый день открывает для него все новые и новые грани мира. Пятилетние дети становятся все более активными в познании всего, что их окружает.

Для пятилетнего ребенка характерны более высокий уровень обобщения, способность планировать свою деятельность. Ребенок способен заниматься умственной деятельностью в чистом виде: он обдумывает увиденное и услышанное, отгадывает загадки, составляет рассказы к картинкам, спрашивает, спорит. Благодаря развитию речи, слушание, рассказывание, словотворчество становятся специальными видами деятельности ребенка-дошкольника.

После четырех-пяти лет у ребенка начинает развиваться образное мышление, хотя преобладает пока еще наглядно-образное. Ребенок может анализировать объекты по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т. д.

Практический опыт, развивающееся мышление и воображение детей и осознание ими своих возможностей порождают новые желания, в играх, рисунках проявляется инициатива. Развивается способность к предвосхищению.

В пять-шесть лет у ребенка продолжает развиваться образное мышление, он может решать задачу не только в наглядном плане, но и в уме. Совершенствуется способность к обобщению.

У детей шести-семи лет начинает формироваться словесно-логическое мышление (полностью оно будет сформировано только в подростковом возрасте), что предполагает умение оперировать словами, понимать логику рассуждений.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей, что очень важно для дальнейшего развития интеллекта.

По мнению Пиаже, ключевая черта дошкольника — способность удерживать в фокусе внимания только один, наиболее яркий признак или свойство. Дошкольник пока еще не может различать субъективное и объективное, он видит мир только со своей позиции.

Игры для детей дошкольного возраста должны быть направлены на развитие творческого мышления, воображения, сравнения предметов.

Игры, направленные на развитие мышления у детей 3-7 лет

Как репка выросла

Возраст. От трех лет.

Цель. Знакомство с понятиями больше — меньше, развитие глазомера и мелкой моторики.

Инвентарь. Бумага, карандаши или фломастеры.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Взрослый рисует на листе бумаги слева маленькую репку, а справа — очень большую. Затем предлагает ребенку в средней части листа показать, «как репка растет», то есть нарисовать еще две-три репки, каждая из которых должна быть больше предыдущей.

Рекомендации. Можно предлагать ребенку «вырастить» другие объекты — животных, грибы и т. д.

Где вода?

Возраст. От трех лет.

Цель. Развитие внимания, умения анализировать информацию.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Взрослый называет разные места и спрашивает, есть ли там вода. Дети отвечают либо «Да-да-да!» (кивая головой)», либо «Нет-нет-нет!» (мотая головой).

Например: «В ручейке вода?» — «Да-да-да!» «А в луже вода?» — «Да-да-да!» — «А в кармане вода?» — «Нет-нет-нет!»

Сыщик

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков ориентации в пространстве.

Инвентарь. Небольшие предметы.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Подготовка. Взрослый проверяет, понимают ли дети термины, связанные с ориентацией в пространстве (право — лево, выше — ниже, перед — за и т. д.).

Содержание. Ведущий прячет какой-либо предмет и предлагает детям найти его. Ведущий помогает детям, указывая направление поиска. Примеры подсказок: «Повернитесь лицом ко мне, сделайте три шага вперед. Поверните направо. Игрушка спрятана слева от окна, но выше стола...»

Что в моем мешке?

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Инвентарь. Мешок или коробка и различные предметы.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий на глазах у детей кладет в мешок несколько предметов. Это могут быть игрушки, кубики, предметы одежды. Предметы называются, например — «красный кубик, синий кубик, желтый кубик». Затем ведущий (взрослый или ребенок) достает из мешка по одному предмету. Когда остается последний предмет, ведущий спрашивает: «Что осталось в мешке?» Дети должны назвать предмет, который лежит в мешке.

Развитие игры. Можно увеличивать число предметов, предлагать назвать количество оставшихся предметов, перечислить их.

Внимание, начали!

Возраст. От пяти лет.

Цель. Овладение навыками классификации предметов и явлений, развитие внимания.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Необходимо.

Подготовка. Ведущий показывает детям примеры классификации. Например: липа, дуб, береза — деревья, колокольчик, ромашка, лютик — цветы.

Содержание. Ведущий называет разные деревья и цветы. Если названо дерево, дети хлопают, а если цветок — топают (можно предложить другие действия — поднимать правую или левую руку и т. д.). Начиная называть предметы, ведущий объявляет: «Внимание, начали!»

Рекомендации. Можно играть с самыми разными группами объектов, например: времена года, транспорт, герои книг и т. д.

Развитие игры. Можно делить называемые объекты на три группы и более.

Быстро строится отряд!

Возраст. От пяти лет.

Цель. Ориентирование в пространстве, развитие внимания и навыков командного взаимодействия, порядкового счета.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Ведущий проверяет, как дети понимают понятия за, перед, между, справа, слева и т. п. Показывает детям, где им нужно будет строиться.

Содержание. Дети стоят в произвольном порядке. Ведущий начинает построение отряда. Он произносит слова:

Быстро строится отряд, в нем ... (называет число участников) ребят.

Первым станет Миша! (Миша встает в указанное место.)

Быстро строится отряд, в нем ... (называет число участников) ребят.

А за Мишей — Аня! (Аня встает за Мишей.)

Быстро строится отряд, в нем ... (называет число участников) ребят.

Перед Аней — Петя! (Петя встает между Мишей и Аней.)

И так далее, пока все дети не построятся в шеренгу.

Развитие игры. От простого варианта построения в одну шеренгу можно перейти к построению в шеренгу по два или по три человека.

Похлопаем — потопаем!

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие внимания, умения анализировать информацию и выполнять команды.

Инвентарь. Не требуется.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Ведущий произносит фразы. Если он говорит правду, дети хлопают, если неправду — топают. Хорошо, когда фразы рифмуются. Например:

Есть у елочки иголки,

Мирно щиплют травку волки.

Книжки любим мы читать,

Умными хотим мы стать.

Очень любим сказки слушать,

И поганки любим кушать...

Рекомендации. Ведущий тоже может хлопать и топать, причем иногда специально ошибаться. Можно попросить детей объяснить, с чем они не согласны.

Развитие игры. В одной фразе могут заключаться сразу два высказывания:

Кошки мяукают, а овечки хрюкают.

Пылесосом пылесосят, а косой траву косят.

Птицы по воздуху летают, а рыбы на суше обитают.

Ведущий может так подбирать предложения, чтобы делать акцент на той или другой теме. Пример предложений для закрепления темы «Транспорт»:

В пожарной машине едут милиционеры!

Под землей бегут трамваи.

На Севере ездят на верблюдах.

Парные фигуры

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие навыков классификации, внимания, мелкой моторики, знакомство с геометрическими фигурами.

Инвентарь. Геометрические фигуры из картона, листы цветного картона, ножницы.

Число участников. Любое.

Участие взрослого. Обязательно.

Подготовка. Взрослый вырезает из картона десять геометрических фигур. Шесть фигур должны образовать три пары, совпадающие по всем параметрам — форма, цвет, размер. Остальные четыре фигуры должны существенно отличаться. Взрослый кладет фигуры на стол и перемешивает их.

Содержание. Ведущий предлагает ребенку отобрать фигурки, имеющие пару. Затем просит его нарисовать и вырезать пары к остальным фигурам, обращая при этом внимание ребенка на то, что цвет каждой пары фигур должен быть одинаковым.

Рекомендации. Ребенку можно подсказать способы копирования фигур на картоне (самый простой — наложить и обвести).

Загадки

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие воображения, наблюдательности, речи.

Число участников. От двух человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Участники игры выбирают тему, на которую они будут сочинять загадки (игрушки, животные, герои сказок и т. д.). Затем дети по очереди загадывают свои загадки — описывают выбранный объект (как выглядит, что делает, что может говорить и т. д.). Остальные участники должны отгадать, о ком или о чем идет речь.

Развитие игры. Используя мультисенсорный подход к обучению детей, можно поставить перед ними задачу: использовать в загадке как можно больше каналов восприятия информации:

— Что видят глаза?

— Что слышат уши ?

— Что чувствует тело?

Например: рыжий, маленький, мяукает, пушистый, теплый, мягкий (котенок).

Что я задумал?

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие логического мышления, умения классифицировать предметы, самостоятельно находить информацию, задавать вопросы

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Инвентарь. Иллюстрация с большим количеством деталей.

Содержание.

Первый вариант

Один из участников игры выбирает на рисунке персонаж или предмет. Остальные участники задают ему любые вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Например: «Это растет? Это съедобное?» С помощью ответов нужно определить выбранный объект.

Рекомендации. Детям нужно объяснить, что следует спрашивать о тех или иных признаках предмета, а не гадать.

Второй вариант

Один из участников загадывает персонаж или предмет на рисунке. В качестве подсказки он рассказывает, как расположен загаданный объект по отношению к другим объектам на картинке.

Например: «То, что я загадал, находится выше домика и левее тучи».

Рекомендуем посмотреть:

Игры и упражнения для развития мышления детей старшего дошкольного возраста

Развитие причинно-следственных связей у дошкольников. Задания

Ознакомление детей с предметным миром в разных возрастных группах

Игры на развитие логического мышления у детей 3-4 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!