Развитие причинно-следственных связей у дошкольников. Задания

Развитие причинно-следственных связей у дошкольников. Упражнения, игры

Давайте вспомним широко известную лингвистическую загадку: «Глокая кудздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Прочитали? Ответьте на вопросы:

— «Кудздра» какая?

— Что она сделала с «бокром»?

— Что она делает с «бокренком»?

— Как «будланула»?

— Кем приходится «бокру» «бокренок»?

Казалось бы, ни одного слова этого предложения осмыслить невозможно, а как эти слова между собой связаны, понятно. Дело в том, что в русском языке осмысливаются не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся (число и падеж — у существительных; число, род, падеж — у прилагательных; число, род, вид, время — у глаголов). Играют роль также союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания. Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, — это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа — дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. Начинать этот этап работы можно, когда ребенок научится осмысленно читать отдельные слова. Именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

Упражнение «Составь словосочетание»

Напишите на карточках слова в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках):

новая                                    платье

новый                                    игрушки

новое                                     год

новые                                    квартира

Помните о «лишнем» варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Или уберите одно слово (например, «новое»), или добавьте слово (например, «машина»).

Упражнение «Какое слово потерялось?»

Это упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, а сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку «вернуть маленькие слова на место». Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его, например:

чай                                     сахаром

кошка                                 диване

костюм                               шкафу

собака                                забором

пришла                              магазина

книга                                  животных

Упражнение «Подбери окончание»

Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного; окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, предложите ребенку разложить окончания на места. Предусматривайте «лишние» варианты ответов! Например:

При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Так же как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения («Лена, ела; Лена ела, малину; Лена ела малину»). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.

Для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще:

Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово. Для тренировки осмысленного чтения предложения полезно работать с разрезными предложениями и сюжетными картинками.

Предложение + картинка. Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

Разрезные предложения. Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту лишние слова, а также слова, не подходящие по смыслу или форме. Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения — это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного — понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий. Обратите внимание на тексты, которые предлагает выбранная вами азбука или букварь: иногда тексты появляются в книге раньше, чем ребенок может их осмысленно читать, иногда сложность текстов превышает возможности ребенка в данный момент времени. Не торопитесь читать все, что написано на изучаемой сейчас странице азбуки, к текстам можно вернуться и позже, когда ребенку будет легко, а значит, и интересно читать текст. Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.

На этом этапе обучения чтению также можно провести с ребенком занимательные игры.

Игра «Название для рассказа»

Ребенок читает текст, взрослый предлагает несколько вариантов названий этого текста (при этом только один из предложенных вариантов может подходить по смыслу), ребенок выбирает название.

Игра «Составь рассказ»

Для этой игры необходимо разрезать заранее подготовленный текст на предложения или части (абзацы). Ребенку предлагают прочитать отдельно каждую часть, затем расположить их в правильной последовательности. Такой вид работы помогает формировать понимание последовательности и причинно-следственных связей событий. Лучше использовать для этого упражнения тексты букварей и азбук.

Игра «Придумай окончание рассказа»

Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое, оригинальное окончание рассказа.

Игра «Расставь точки»

Для проведения упражнения напишите текст, знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Предложите ребенку определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая. Например:

У ВИТИ НОВЫЙ ВЕЛОСИПЕД ОН КАТАЕТСЯ НА НЕМ БЫСТРО ЕДЕТ ВИТЯ НАПЕРЕГОНКИ С САШЕЙ ВИТЯ ПРИЕХАЛ ПЕРВЫМ.

Любознательный ребенок при чтении текстов обратит внимание на «какие-то точки, крючочки и палочки». Объясните ребенку, зачем нужны знаки препинания, научите их «читать»:

• чтобы прочитать точку, нужно понизить голос и сделать небольшую паузу;

• перед запятой нужно немного повысить голос и сделать небольшую паузу;

• перед тире — выраженное повышение голоса и большая предупредительная пауза;

• перед двоеточием — снижение голоса и предупредительная интонация;

• вопросительная или восклицательная интонация — при прочтении предложений с вопросительными или восклицательными знаками.

Лучшим «объяснением» в данном случае станет ваше выразительное чтение. Если вашему ребенку понятна и интересна работа над выразительным чтением, не пожалейте на это сил и времени: научившись правильно «читать» знаки препинания, ребенок в дальнейшем не будет делать пунктуационных ошибок при письме (пропускать или ошибочно ставить знаки препинания).

При обучении чтению словосочетаний, предложений, текстов нужно помнить следующее.

1. Ребенок учится осмысливать не только сами слова, но и грамматические формы, в которых они находятся, союзы и предлоги, входящие с состав предложений, знаки препинания, последовательность и причинно-следственные связи описываемых событий.

2. К чтению словосочетаний, предложений переходите только тогда, когда сформировано осознанное чтение слов.

3. Чтения предложений и текстов азбук и букварей может быть недостаточно, чтобы сформировать навык осмысленного чтения, необходимо выполнять дополнительные упражнения.

4. Увеличивайте количество слов в текстах, предлагаемых ребенку, постепенно: читать ребенку интересно тогда, когда это у него получается легко, без чрезмерных усилий.

5. Знаки препинания тоже нужно «читать».

6. Не торопитесь предлагать читать ребенку детские книги: они печатаются для того, чтобы взрослые читали их детям, часто уровень сложности текстов детских книг превышает возможности детей в самостоятельном чтении.

Л. С. Выготский писал о том, что слово всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления. У дошкольников недостаточно развито не только наглядно-образное мышление, но и установление причинно-следственных связей.

Причина — это явление или совокупность явлений, которые непосредственно обусловливают или порождают другое явление (следствие). Действительные причины событий, как правило, скрыты от непосредственного восприятия, не выступают на первый план. Чтобы их установить, нужно отвлечься от второстепенного, случайного. Дети часто не употребляют придаточных предложений, причинные связи в их речи обычно отсутствуют. Связь «потому что» или «вследствие того» заменяется у ребенка союзом «и» («Я пошел гулять, и потом пошел дождь, потом я промок»).

Сложная, системная картина мира, расположение явлений по их связи и причинной зависимости заменяются примитивным соединением отдельных признаков друг с другом. Ребенок почти не знает категорий причинности и связывает в одну цепочку и причины, и следствия, и отдельные, не имеющие к ним отношения события. Именно поэтому причина часто путается у него со следствием, и перед заключением, начинающимся со слов «потому что», ребенок оказывается беспомощным.

Ребенку проще устанавливать причинно-следственные связи и отображать их в речи, если это ситуации, доступные его пониманию, связанные с личным опытом.

Далее предлагаются короткие стихотворные тексты с заданиями, которые помогут детям понять причину события и выразить ее в своей речи с помощью сложноподчиненных предложений.

Текст

Вопросы

Мальчик дома развлекался,

Спичкой чиркал, любовался.

Вот одна упала на пол, не заметил ее он.

Так сгорел от этой спички деревянный старый дом.

Почему сгорел дом?

Почему нельзя играть со спичками детям?

Как надо обращаться с огнеопасными предметами?

Переход подземный рядом,

светофор вдали стоит,

Только Пете их не надо —

под машины он бежит.

Почему Петю сбил таксист?

Почему «волга» не смогла затормозить?

Едет «волга» очень быстро,

трудно ей затормозить.

И, пожалуйста, таксистом Петя был,

конечно, сбит.

Что должен был сделать Петя, чтобы не попасть под машину?

На улице такой мороз.

Что щиплет уши он и нос.

Пошла на улицу Наташа

Без шапки, шарфа, нараспашку.

И вот теперь моя Наташа

Лежит в тепле, хрипит и кашляет.

Почему Наташа заболела? Как надо одеваться в мороз?

Маша ест одни конфеты, шоколадки,

пастилу.

Лучше них для Маши нету —

не уступит никому.

А недавно у Марии зуб ужасно заболел.

Плачет девочка в бессилье: ела сладкое зачем?

Почему у Маши заболели зубы?

Что нужно делать, чтобы зубы не болели?

Какие продукты полезны для зубов? Какие продукты вредны для зубов?

Дети во дворе качались.

Высоко летят качели.

Руки Витины разжались,

Вверх качели полетели.

С них в песок свалился он.

Слышен только Витин стон

Почему Витя упал?

Какие правила надо соблюдать, когда качаешься на качелях?

Мальчик маму не послушал.

Долго бегал он по лужам.

Как же он неосторожен!

Догадаться нам несложно.

Что промок он и простужен,

И не хочет больше в лужу.

Почему мальчик заболел?

Почему нельзя без специальной обуви ходить по холодным лужам?

Чем можно пораниться в луже?

Саша драться любит очень,

обижает всех подряд.

В детском садике ребята с ним играть

не хотят.

Не хотят на день рожденья

Сашу в гости приглашать,

Не хотят с ним поделиться,

Слова доброго сказать.

Почему дети не хотят играть с Сашей?

Почему не приглашают его на день рождения?

Почему не хотят с Сашей ничем делиться?

Как надо себя вести, чтобы все с тобой дружили?

Мальчик Коля жадным был.

Только лишь себя любил.

Не делил ни с кем конфеты

и игрушки не давал.

Сам все ел, играл в игрушки и себе все забирал.

Почему дети прозвали Колю жадиной?

Почему дети перестали делиться с Колей?

Продолжение табл.

Текст

Вопросы

С ним ребята перестали и делиться,

и дружить.

Жадиной его прозвали: очень трудно

с Колей жить.

Каким нужно быть, чтобы дети хотели дружить с вами?

В горах туристы заблудились,

От страха громко закричали.

Вдруг сверху камни покатились.

Чего туристы те не знали?

Почему в горах начался камнепад?

Почему нельзя громко кричать в горах?

Что нужно было сделать туристам?

Один пузатый здоровяк

Съел десять булок натощак.

Запил все булки молоком,

Съел курицу одним куском.

Затем барашка он поджарил

И тоже в рот его отправил.

Раздулся здоровяк как шар.

Обжору тут хватил удар!

Почему здоровяка хватил удар?

Почему нельзя сразу есть много пищи?

Почему вредно есть столько булок?

Почему пищу нужно тщательно пережевывать?

Своего щенка Андрюша

покормить не захотел.

К вечеру щенок Андрюшин загрустил

и заболел.

Мальчик очень огорчился,

он щеночка пожалел:

Накормил его сметаной,

и щенок повеселел.

Почему щенок заболел?

Почему мальчик огорчился?

Как надо ухаживать за животными?

Забыли дети про цветы и их не поливали,

Поэтому к концу недели цветочки все завяли.

Почему завяли цветы?

Что дети должны были делать, чтобы цветы не завяли?

Вчера был очень сильный ветер.

Он поломал большие ветки.

Они дорожки перекрыли,

Их утром люди обходили.

Почему утром люди не могли пройти по дороге?

Что нужно сделать для того, чтобы можно было свободно ходить по дорожкам?

Облака — как паруса, мчит их ветер, гонит.

Если много облаков, будет точно дождик.

Ну а если облака как перо Жар-птицы —

Будет солнышко с утра, защебечут птицы.

А столкнутся лоб об лоб, в тучу превратятся,

И тогда грохочет гром — это тучи злятся.

Почему облака передвигаются?

Что будет, если на небе очень много облаков?

Какая погода будет, если на небе мало облаков или они как перышки?

Что происходит, когда облака собираются в тучи?

Всю ночь на землю падал снег.

Его хватило бы на всех.

А утром все белым-бело,

Дома, дороги замело.

Снег на деревьях и домах,

Он на крылечке и кустах.

Почему утром все стало белым-бело?

Что засыпал снег?

Почему хорошо, когда зима снежная?

Ночь и день пушистый снег засыпал дороги.

Ни проехать, ни пройти люди здесь не могут.

Вышли дворники, машины,

чтоб заносы убирать.

Чтоб машины на дорогах

перестали застревать

Почему машины не могли проехать?

Почему люди не могли пройти?

Как решили эту проблему?

Какие машины убирают снег?

Кто расчищает тротуары?

Дружно таяли снега, затопили все луга,

Сильно разлилась река и закрыла берега.

Почему разлилась река?

Почему затопились луга?

Почему снега стали дружно таять?

Наступила весна, и подул южный ветер.

Солнце светит все ярче, припекает сильней.

Тают быстро сугробы, и ручьи, словно реки,

Все становятся шире и бегут все быстрей

Почему стали таять сугробы?

Почему подул южный ветер?

Почему ручьи становятся все шире и бегут все быстрее?

Пришла весна, и птицы прилетели,

Птенцов пора им снова заводить.

Совьют они себе гнездо, чтоб, как обычно,

Туда свои яички отложить.

Почему прилетели птицы с юга?

Почему стали строить гнезда?

Где и почему строят гнезда птицы?

Чем выстилают птицы гнезда, чтобы яичкам было мягко и тепло?

Осень. Холодно. Нет больше мошек.

Насекомые оцепенели.

Птицам нечего есть, и они спозаранку

В стае клином на юг поскорей полетели.

Почему птицы улетели на юг?

Почему исчезли насекомые?

Что происходит с насекомыми осенью?

Почему птицы на юг улетают большими стаями?

Осень пришла, стали ночи длиннее.

Света, тепла не хватает деревьям.

Листья желтеют, ах — опадают!

Дети по листьям шуршащим шагают.

Почему опадают листья с деревьев?

Почему листья желтеют, краснеют осенью?

Что будет, если листья на зиму останутся на деревьях?

Рекомендуем посмотреть:

Психофизиологическая готовность ребенка к школе

Как подготовить ребёнка к обучению в школе

Произвольное поведение и его развитие в дошкольном возрасте

Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе

Факторы успешной адаптации ребенка к школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!