Игра «Данетка»
Суть этой игры заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: «да»; «нет»; «и да и нет»; «об этом нет информации»; «это несущественно».
Вопросы формулируются непосредственно в процессе игры. Цель «данеток» — научить детей задавать «сильные» вопросы, отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы). Например: «Я загадал растение. За десять вопросов определите растение, которое я загадал».
Зрительные «данетки»
На столе раскладывают много предметов или картинок. Задают вопрос: «Какой предмет я загадал?» Возможные отсекающие вопросы типа:
— Предмет лежит в правой половине стола? — Да.
— Предмет лежит в верхней четверти стола? — Нет.
Сократив поле поиска по «территориальному» признаку,
Ситуативные «данетки»
Ситуативные «данетки» отвечают на вопросы: «Как это могло произойти? Как выбраться из тупика? Как объяснить странное поведение человека?» Ситуативные «данетки» развивают умение находить причинно-следственные связи, например:
— Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок.)
— Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка.)
— Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал, и его съели. (Колобок.)
— Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты.)
Игра «Черный ящик»
Детям показывают «черный ящик» (сумку, портфель) и предлагают за 10 вопросов отгадать, что там: «Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое?» и т. д.
Игра «Картинки-загадки»
Из группы детей выбирают одного водящего, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Берут большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображениями различных предметов (можно использовать картинки от детского лото). Водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первый назвал правильный ответ.
Игра «Парные картинки» (развитие мыслительных операций анализа и синтеза).
Используются картинки из двух наборов детского лото. Группа детей делится пополам. Каждый ребенок получает по четыре картинки. Дети из первой группы по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их. Тот ребенок, у которого, по его мнению, есть эта картинка, показывает ее. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например). Если ответ неправильный, первый ребенок повторяет свое описание, сделав его более подробным и детализированным. После того как все дети из первой группы описали по одной картинке, роли меняются. Теперь дети из второй группы также по очереди описывают свои картинки, а дети из первой группы отгадывают их.
Игра «Угадай игрушку»
Выбирается один водящий, который выходит на 2—3 минуты из комнаты. В его отсутствие из детей выбирают того, кто будет загадывать загадку. Этот ребенок жестами и мимикой показывает, какую игрушку он задумал. Например, задумана игрушка-зайчик. Ребенок прыгает, «грызет морковку» и т. д. Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать. Остальные дети хором говорят: «Правильно!» или: «Неправильно!» Если ответ правильный, выбираются другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать загадку. Если ответ неправильный, показать загадку предлагается другому ребенку — и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
Игра «Противоположность»
Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: доска (чашка выпуклая, а доска прямая), солнце (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), вода (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д. Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
Игра «Кто кем (чем) будет?»
Игра хороша тем, что можно играть и компанией, и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы малыш, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные:
— Кем будет яйцо? (Птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
— Кем будет цыпленок? (Петухом, курицей.)
— Кем будет мальчик? (Мужчиной.)
— Кем будет теленок? (Коровой или быком.)
— Чем будет бумага? (Книгой, журналом, газетой и т. п.).
— Чем будет вода? (Льдом или снегом.)
Игра-«наоборот» «Кто кем был?»
— Кем была лошадь? (Жеребенком.)
— Чем был цветок? (Семечком.)
(И т. п.)
Игра «Жили-были» (развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире).
Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди:
— Жил-был цыпленок, что с ним потом стало? (Он стал петушком.)
— Жила-была тучка, что с ней потом стало? (Из нее дождик пролился.)
— Жил-был ручеек, что с ним стало? (Замерз зимой, засох в жару.)
— Жило-было семечко, что с ним потом стало? (Из него вырос цветок.)
— Жил-был кусок глины, что с ним потом стало? (Из него сделали вазу.)
Игра «Простые рисунки»
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смысл, отвечать на вопрос «Что это такое?» Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.
Единственное ограничение: не поворачивать рисунки. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей. Представьте: вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один! Такие моменты доставляют особенно большое удовольствие.
Мы предлагаем вам для игры 40 простых рисунков. Приводите столько вариантов решений, сколько сможете. Если закончились мысли по поводу одного рисунка, перейдите ко второму, а через некоторое время вернитесь к первому рисунку.
Игра «Третий — лишний»
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях:
— дождь, снег, река;
— врач, турист, шофер;
— тень, солнце, планета;
— мороз, вьюга, январь;
— камень, глина, стекло;
— дверь, ковер, окно;
— море, река, бассейн.
Игра «Какое что бывает?»
Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий, как «высота», «ширина», «длина»; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Например:
— Что бывает высоким (низким)?
— Что бывает длинным (коротким)?
— Что бывает широким (узким)?
— Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные признаки: пушистый, мягкий, твердый, острый, холодный, белый, черный и т. д.
Игровое упражнение «Кто без чего не обойдется?»
Это игровое упражнение помогает ребенку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два — самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например: сад. Какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника... собаки... забора... земли?.. Почему?
Примеры заданий:
— сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище);
— река (берег, рыба, рыболов, тина, вода);
— город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
— игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила);
— чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово);
— война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты);
— школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради).
Игровое упражнение «Что снаружи, что внутри?»
Взрослый называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что — внутри: дом — шкаф; книга — шкаф; сумка — кошелек; кошелек — деньги; кастрюля — каша; аквариум — рыбы; будка — собака; нора — лиса.
Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок загадывает пары слов.
Игровое упражнение «Отгадай предмет по его частям»
1-й вариант — с использованием карточек с картинками. Участникам игры раздаются карточки с изображениями различных предметов — мебели, овощей, животных, транспорта и т. д. Ребенок, не показывая свою карточку другим игрокам и не говоря, что именно нарисовано, называет части предмета. Тот, кто первым догадается, о чем идет речь, забирает карточку себе и получает одно очко.
2-й вариант — без карточек. Смысл игры тот же. Этот вариант хорош тем, что играть можно вдвоем с ребенком где угодно. Например, по дороге в детский сад, сидя в очереди к врачу и т. п. Примеры:
— четыре ноги, спинка, сиденье;
— цифры, стрелки;
— буквы, картинки, листы;
— ствол, ветки, листья;
— корень, стебель, листья, лепестки;
— экран, кнопки, электрический шнур, пульт;
— носик, ручка, крышка, электрический шнур;
— лапы, хвост, ошейник;
— ноги, хвост, хобот.
На первый взгляд все кажется слишком просто. Но на самом деле не все дети могут описывать предметы. Попробуйте!
Игровое упражнение «Отгадай предмет по описанию»
Условия те же, что и в предыдущем варианте. Но задача здесь сложнее. Нужно не только найти правильные определения предметов, но и правильно согласовать по родам прилагательные и существительные, а также знать понятия — мебель, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные и т. п.:
дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед;
дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок;
транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом;
овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ;
сладкая, маленькая, в красивой бумажке.
Игровое упражнение «Я луна, а ты звезда»
Упражнение на развитие логического мышления, быстроты реакции.
1-й вариант — для игры вдвоем. Один говорит, например: «Я — гроза!» Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: «А я — дождь!» Первый продолжает тему: «Я — большая туча!» Ему можно быстро ответить: «Я — осень!»
(И т. д.)
2-й вариант — для игры группой. В игре должно быть не меньше шести человек. Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например: «Я — пожарная команда!» Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: «Я — шланг». Другой спешит на второй стул и говорит: «А я — пожарный». Ребенок — «пожарная команда» должен выбрать одного из двух, например: «Я беру шланг». Он обнимает «шланг», и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребенок должен придумать что-нибудь новое, например: «Я — швейная машина!», — и игра продолжается.
Факторы успешной адаптации ребенка к школе
Практические рекомендации для подготовки ребёнка к школе
Психофизиологическая готовность ребенка к школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!