Конкурсы

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Автор: Козлова Наталья Юрьевна, воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №4 «Веснушки» г. Коломна Московской обл

Работа является моей теоретической разработкой по работе с неблагополучными семьями. Исследование можно использовать для чтения курса лекций по данной тематике, а так же для написания курсовых, контрольных и дипломных работ по педагогике и психологии. Это хорошее пособие для студентов, преподавателей учебных заведений, учителей и воспитателей.

В России в настоящее время происходят серьезные социально - экономические изменения, влияющие на формирование семей и семейных отношений.  Масштабное распространение получает такой феномен, как неблагополучная семья. Причины возникновения таких семей разные, но все они, по словам Л.Б.Шнейдер, «становятся следствием порождения неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами» [14.С.94].

Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг.

Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной.  Основная ответственность за формирование благополучной семьи возлагается на плечи социальных работников, и в первую очередь, социальных педагогов.

Данное исследование посвящено проблеме социализации неблагополучных семей и методам и формам работы социального педагога с неблагополучными семьями. Этим объясняется актуальность предпринятого исследования.

Методологической основой работы является комплексный подход, системно соединяющий методы и  формы работы социального педагога, а также способы социально-психологической помощи и поддержки неблагополучных семей. Подобный подход дает возможность раскрыть все стороны работы социального педагога, направленные на создание благополучных семей.

Для осуществления комплексного подхода были особенно полезны работы Л.Б.Шнейдер, Ю.В.Васильковой и А.В.Мудрик.

Эти методологические установки согласуются с целями и задачами курсовой работы.

Целью работы является изучение феномена неблагополучная семья в социальной психологии и педагогике в целом, а также описание методов и форм работы социального педагога с данной семьей.

В работе эта цель раскрывается через систему конкретизирующих  ее задач:

- дать определение феномену неблагополучная семья;

- показать основные виды неблагополучных семей;

- дать определение таким понятиям, как социальная педагогика и социальный педагог;

- определить основные методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями;

- раскрыть способы социально-педагогической поддержки и помощи неблагополучным семьям.

Таким образом, объектом  исследования является неблагополучная семья; предмет исследования – методы и формы работы социального педагога с неблагополучной семьей.

Теоретической основой для данного исследования послужили работы В.Н.Столетовой, В.А.Сластениной, А.Д.Гонеева, С.В.Ковалева, Ю.В.Васильковой, Л.Б.Шнейдер, Л.И.Аксеновой, А.В.Мудрик, а также краткий психологический словарь.

Глава 1. Причины возникновения неблагополучных семей

Известный детский психиатр М. И. Буянов считает, что все в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. При этом семейное неблагополучие он рассматривает как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его трактовке, неблагополучная для ребенка семья – это не синоним асоциальной семьи. Существует множество семей, о которых с формальной точки зрения ничего плохого сказать нельзя, но для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной, если в ней есть факторы, неблагоприятно воздействующие на личность ребенка, усугубляющие его отрицательное эмоционально – психическое состояние.

М. И. Буянов подчеркивает, «Для одного ребенка - семья может быть подходящей, а для другого эта же семья станет причиной тягостных душевных переживаний и даже психического заболевания. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так, что только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная» [2.С.49].

Таким образом, душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия. «Дефекты воспитания, - считает М. И. Буянов, - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи» [2.С.47].

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой–либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.

По словам Л.Б.Шнейдер, что «неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами» [14.С.94].

В этой работе под неблагополучной семьей мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Л.Б.Шнейдер считает, что «Если приложить все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее воспитание, то в итоге обеспечивается более безопасный и человечный мир вокруг» [14.С.94].

С учетом доминирующих факторов, оказывающих негативное влияние на развитие личности ребенка, неблагополучные семьи мы условно разделили на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности - неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности. Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены нами к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия) и разновидности таких семей довольно многообразны.

Таким образом, существует несколько видов неблагополучных семей, но, несмотря на свое многообразие, все они являются семьей, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесценены  основные семейные функции, вследствие чего нарушен психологический климат в семье.  Причин, способствующих появлению неблагополучных семей, также множество. Основным фактором, влияющим на семейное благополучие, является социальная среда. В социально-психологической литературе было опубликовано немало дискуссий по поводу роли той социальной среды, в которой живут семьи. Л. Б. Шнейдер считает, что «знание факторов, которые не способствуют благополучию семей в том или ином районе и их участию в общественной деятельности, в целом, очень ограниченны» [14.С.644]. Вместе с тем, Л.Б.Шнейдер выделяет основные факторы, влияющие на появление неблагополучных семей: «разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; психические нарушения и криминальное поведение родителей; низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия» [14.С.644]. Еще одной причиной может быть отвержение и деморализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных. М. Ратнер указывает еще на низкий социальный статус района. Он считает, что «в основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключена в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются "трудные семьи", поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье» [14.С.644].

Причиной появления неблагополучных семей становятся и кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал. Кроме того, причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье. Также причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ирина Рудакова # 31 июля 2013 в 19:13 +1
Очень подробное описание работы с семьями группы "риска". С этим материалом полезно познакомиться не только социальному педагогу, но и классному руководителю. Для себя из статьи я позаимствую алгоритм работы с неблагополучной семьёй.
Спасибо, Ирина.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:57 +1
Спасибо за предоставленный материал. Я как начинающий социальный педагог собираю материал для работы и дорожу им. Интересную тему раскрываете.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 21:50 0
Очень интересно по поводу модели ложного (псевдо-) сотрудничества. Я тоже с этим явлением встречаюсь. Пока родители в стенах школы, они разделяют точку зрения специалиста. Но вот пришли домой, и... Позднее слышу от детей, что никакая коррекция, никакое изучение их семье не нужно. Советую обратиться в центр помощи семье и детям - мы сами психологи! На мой взгляд, проблема сотрудничества педагогов школы и родителей сегодня самая актуальная. И беда, когда нет контакта. На ПМПК без согласия родителей не отравить. А дети мучаются третий год в 1 или втором классе. А если ЗПР?
Спасибо за то, что Вы натолкнули меня на мысли о нашем бытие!
Социальный педагог
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 24 августа 2014 в 16:04 0
Большое спасибо за столь содержательный материал. Мне как молодому специалисту он очень пригодиться.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:02 0
Спасибо за статью. к сожалению, проблема неблагополучных семей не до конца раскрыта и не стоит в первых рядах современного образования. Хотя, на мой взгляд, является крайне актуальной.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:48 +1
Спасибо за предоставленную Вами информацию. Хочу сказать, что в нашем ОУ все специалисты работают в одной связке и социальный педагог, и психолог, и классный руководитель , и завучи по УВР и ВР, и все заинтересованные педагоги. Семью берём в оборот с первых дней и не выпускаем из своих рук до момента выпуска из ОУ. Проблемы есть, но всё-таки до большинства родителей достучались.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:06 0
Спасибо за интересную информацию.Если относиться к этой проблеме ответственно и стараться помогать детям из неблагополучных семей-необходимо глубинное понимание всей проблематики этого вопроса.Данный материал вносит ощутимую ясность в эту тему.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:09 0
Я хочу попросить ответить мне лично, удалось ли ВАм, автору этой красивой и правильной статьи, вытащить ребенка, подростка, студента из алкогольной зависимости, наркомании или клептомании? Соловья баснями не кормят. Нужна конкретика. Если Вам удалось поставить на путь истинный хотя бы пятерых ребят, то я сниму перед Вами шляпу. А если нет-нет.