Конкурсы

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями

Псевдовзаимные и псевдовраждебные семьи. Для описания нездоровых семейных отношений, которые носят скрытый, завуалированный характер, некоторые исследователи используют понятие гомеостаза, подразумевая под этим семейные узы, которые являются сдерживающими, обедненными, стереотипными и почти неразрушимыми.

Наиболее известными являются две формы таких отношений — псевдовзаимность и псевдовраждебность. В обоих случаях речь идет о семьях, члены которых связаны между собой бесконечно повторяющимися стереотипами эмоциональных взаимореагирований и находятся в фиксированных позициях в отношении друг к другу, препятствующих личностному и психологическому отделению членов семьи.

Псевдовзаимные семьи поощряют выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрывают и подавляют. В псевдовраждебных семьях, наоборот, принято выражать лишь враждебные чувства, а нежные — отвергать. Первый тип семей отечественными авторами назван псевдосолидарными, или псевдосотрудничающими.

Подобная форма супружеского взаимодействия может быть перенесена и в сферу детско-родительских отношений, что не может не отразиться на формировании личности ребенка. Он не столько учится чувствовать, сколько «играть в чувства», причем ориентируясь исключительно на положительную сторону их проявления, оставаясь при этом эмоционально холодным и отчужденным. Став взрослым, ребенок из такой семьи, несмотря на наличие внутренней потребности в заботе и любви, будет предпочитать невмешательство в личные дела человека, пусть даже самого близкого, а эмоциональное отстранение вплоть до полного отчуждения возведет в свой главный жизненный принцип.

Исследователи, занимающиеся изучением психологии подобных семей, выделяют в качестве наиболее распространенных три конкретные формы наблюдающегося в них неблагополучия: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество проявляется в виде стремления двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Это главенство в принятии решений: финансовых, хозяйственных, педагогических (касающихся воспитания детей), организационных и т.п. Известно, что проблема лидерства в семье особенно остро стоит в первые годы брака: муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи

Соперничество является свидетельством того, что настоящего главы в семье нет.

Ребенок в такой семье растет с отсутствием традиционного разделения ролей в семье, где является нормой выяснение кто в «семье главный» при каждом удобном случае. У ребенка формируется мнение, что конфликты это норма.

Мнимое сотрудничество. Такая форма семейного неблагополучия, как мнимое сотрудничество тоже довольно распространена, хотя на внешнем, социальном, уровне «прикрыта» кажущимися гармоничными отношениями супругов и других членов семьи. Конфликтов между мужем и женой или супругами и их родителями на поверхности не видно. Но это временное затишье продолжается лишь до того момента, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Мнимое сотрудничество может отчетливо проявиться и в ситуации, когда, наоборот, кто-то из членов семьи - (чаще жена) после длительного периода занятий только домашними делами решает включиться в профессиональную деятельность. Карьера требует много сил и времени, поэтому, естественно, домашние дела, которые выполняла только жена, приходится перераспределять между другими членами семьи и чему они не готовы

В такой семье у ребенка не формируется установка на сотрудничество с членами своей семьи, находить компромисс. Наоборот, он считает, что каждый должен поддерживать другого, пока это не идет вразрез его личным интересам

Изоляция. Наряду с соперничеством и мнимым сотрудничеством довольно распространенной формой семейной неблагополучия является изоляция. Относительно простой вариант подобной трудности в семье — психологическая изолированность кого-то одного в семье от других, чаще всего это овдовевший родитель одного из супругов. Несмотря на то, что он живет в доме своих детей,  непосредственного участия в жизни семьи он не принимает. Никто не интересуется его мнением по тем или иным вопросам. Его не привлекают к обсуждению важных семейных проблем и даже о самочувствии не спрашивают, так, как всем известно, что «он всегда хворает». К нему просто привыкли, как к предмету интерьера и считают своим долгом только позаботиться о том, чтобы он был своевременно накормлен.

Возможен вариант взаимной изоляции двух или более членов семьи. Например, эмоциональное отчуждение супругов может привести к тому, что каждый из них предпочитает большую часть времени проводить за пределами семьи, имея свой круг знакомых, дел и развлечений. Оставаясь супругами чисто формально, оба скорее отбывают, чем проводят время дома. Семья держится либо на необходимости воспитывать детей, либо из престижных, финансовых и других подобных соображений.

Взаимоизолированными могут стать молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей. Подчас они и домашнее хозяйство ведут отдельно, как две семьи в коммунальной квартире. Разговоры вращаются, главным образом, вокруг бытовых проблем: чья очередь убирать в местах общего пользования, кому и сколько платить за коммунальные услуги и т.п.

В такой семье ребенок наблюдает ситуацию эмоционального, психологического, а под час и физической изолированности членов семьи. У такого ребенка нет чувства привязанности к семье, он не знает что такое переживание за другого члена семьи, если тот старый или больной.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей в выгодной для себя функции. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть со взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль — положительная или отрицательная — она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом состоянии.

Таким образом,  семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Ирина Рудакова # 31 июля 2013 в 19:13 +1
Очень подробное описание работы с семьями группы "риска". С этим материалом полезно познакомиться не только социальному педагогу, но и классному руководителю. Для себя из статьи я позаимствую алгоритм работы с неблагополучной семьёй.
Спасибо, Ирина.
Лариса Дорогина # 22 августа 2013 в 17:57 +1
Спасибо за предоставленный материал. Я как начинающий социальный педагог собираю материал для работы и дорожу им. Интересную тему раскрываете.
Ольга Геннадьевна Гонышкова # 31 мая 2014 в 21:50 0
Очень интересно по поводу модели ложного (псевдо-) сотрудничества. Я тоже с этим явлением встречаюсь. Пока родители в стенах школы, они разделяют точку зрения специалиста. Но вот пришли домой, и... Позднее слышу от детей, что никакая коррекция, никакое изучение их семье не нужно. Советую обратиться в центр помощи семье и детям - мы сами психологи! На мой взгляд, проблема сотрудничества педагогов школы и родителей сегодня самая актуальная. И беда, когда нет контакта. На ПМПК без согласия родителей не отравить. А дети мучаются третий год в 1 или втором классе. А если ЗПР?
Спасибо за то, что Вы натолкнули меня на мысли о нашем бытие!
Социальный педагог
Анастасия Сергеевна Пыжьянова # 24 августа 2014 в 16:04 0
Большое спасибо за столь содержательный материал. Мне как молодому специалисту он очень пригодиться.
Ксения Викторовна Бойкова # 2 октября 2014 в 12:02 0
Спасибо за статью. к сожалению, проблема неблагополучных семей не до конца раскрыта и не стоит в первых рядах современного образования. Хотя, на мой взгляд, является крайне актуальной.
Нумова Надежда Михайловна # 20 июля 2015 в 13:48 +1
Спасибо за предоставленную Вами информацию. Хочу сказать, что в нашем ОУ все специалисты работают в одной связке и социальный педагог, и психолог, и классный руководитель , и завучи по УВР и ВР, и все заинтересованные педагоги. Семью берём в оборот с первых дней и не выпускаем из своих рук до момента выпуска из ОУ. Проблемы есть, но всё-таки до большинства родителей достучались.
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 21:06 0
Спасибо за интересную информацию.Если относиться к этой проблеме ответственно и стараться помогать детям из неблагополучных семей-необходимо глубинное понимание всей проблематики этого вопроса.Данный материал вносит ощутимую ясность в эту тему.
Снежанна Валерьевна Чарушина # 8 июня 2017 в 17:09 0
Я хочу попросить ответить мне лично, удалось ли ВАм, автору этой красивой и правильной статьи, вытащить ребенка, подростка, студента из алкогольной зависимости, наркомании или клептомании? Соловья баснями не кормят. Нужна конкретика. Если Вам удалось поставить на путь истинный хотя бы пятерых ребят, то я сниму перед Вами шляпу. А если нет-нет.