Таким образом, выделим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:
· изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
· первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
· знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
· знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
· изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
· изучение личностных особенностей членов семьи;
· составление карты семьи;
· координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
· составление программы работы с неблагополучной семьей;
· текущие и контрольные посещения семьи;
· выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.
Заключение
В ходе работы над проблемой «Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями» нами были поставлены и решены следующие задачи исследования: мы дали определение феномену неблагополучная семья, рассмотрели виды неблагополучных семей, их асоциальный характер.
Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
В ходе работы были изучены особенности социализации детей из неблагополучных семей. Мы вывялили, что дети строят свои дальнейшие жизненные планы, основываясь на модели собственной семьи, что становится следствием увеличения неблагополучных семей.
Обобщив научную литературу по проблеме влияния неблагополучной семьи на процесс социализации ребенка, а так же изучив исследования А.В.Мудрика, Ю.В.Васильковой, Л.Б.Шнейдер по вопросам социально - педагогической помощи различным типам неблагополучных семей, и проанализировав алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей, мы выделили этапы работы социального педагога с данной семьей:
· изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
· первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
· знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
· знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
· изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
· изучение личностных особенностей членов семьи;
· составление карты семьи;
· координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
· составление программы работы с неблагополучной семьей;
· текущие и контрольные посещения семьи;
· выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Кроме того, в ходе изучения форм и методов работы социального педагога с неблагополучными семьями, нами было выяснено, что при всем многообразии методов и форм, педагог самостоятельно подбирает те, которые наиболее всего подходят для решения проблем в определенной семье.
Список использованной литературы.
1. Аксенова Л.В., Архипов Б.А. Специальная педагогика. М.: Академия, 2008.
2. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра». М.: Академия, 1988.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. М.: Академия, 2002.
4. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики. М.: Академия, 1999.
5. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
6. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987.
7. Лисовский В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. Социологическое исследование. СПб.: Наука, 2003.
8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000.
9. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей "группы риска". М.: Академия, 2002.
10. Разумихина Г. Мир семьи. М.: Просвещение, 1986.
11. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика – Пресс, 1992.
12. Столетова В.Н. Диалоги о воспитании. М.: Педагогика, 1982.
13. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи. М.: Владос - Пресс, 2003.
14. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Академический проект, 2008.