Автор: Жукова Екатерина Владимировна, магистрантка Шуйского филиала ФГБОУ ВПО "Ивановский государственный университет", г. Шуя
Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу, которая может быть использована педагогами-психологами, методистами в учреждениях СПО и НПО разного профиля с целью оказания помощи преподавателям в овладении знаниями в области педагогической психологии.
Программа курса: «Психолого-педагогические аспекты урока»
Пояснительная записка
В современной педагогической практике уже невозможно грамотно, эффективно и на уровне современных культурных требований строить свою деятельность без интенсивного внедрения научных психологических знаний. Профессия педагога, вероятно, наиболее чувствительна к психологии, поскольку деятельность педагога непосредственно направлена на человека, на его развитие. Педагог в своей деятельности встречает «живую» психологию, сопротивление индивида педагогическим воздействиям, значение индивидуальных особенностей человека и т. п. Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения.
Программа курса имеет выраженную прикладную направленность. При отборе материала учитывался тот факт, что основной состав педагогических работников СПО не имеет базового педагогического образования, испытывает дефицит знаний в области педагогики и психологии, т.к. преподаватели специальных дисциплин имеют техническое образование.
Цель программы – формирование психологической культуры педагогических работников системы среднего профессионального образования.
Задачи программы:
- ознакомление с основами педагогической психологии;
- повышение психолого-педагогической компетентности педагогических работников системы среднего профессионального образования;
- применение на практике теоретических знаний из области педагогической психологии;
- осмысление собственной профессиональной деятельности.
Категория слушателей: преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, классные руководители.
Форма обучения: без отрыва от профессиональной деятельности.
Программа рассчитана на 28 часов по 2 академических часа один раз в неделю, 14 учебных недель.
Программа предусматривает теоретические и практические формы занятий. Формой контроля выступает письменное педагогическое эссе.
Тематический план по курсу: «Психолого-педагогические аспекты урока»
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Всего объем часов
|
в том
|
числе
|
часов
|
теория
|
практи-ка
|
контроль
|
1
|
Введение. Педагогическая психология: основные характеристики.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
2
|
Обучающийся как субъект учебной деятельности. Возрастные особенности подростков и ранней юности.
|
2
|
1
|
1
|
-
|
3
|
Познавательные процессы. Развитие познавательных процессов учащихся в процессе занятий.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
4
|
Управление деятельностью учащихся.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
5
|
Учебная мотивация. Формирование учебной мотивации.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
6
|
Психология педагогического общения.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
7
|
Педагогические способности.
|
4
|
2
|
2
|
-
|
8
|
Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
9
|
Оценивание знаний учащихся.
|
2
|
2
|
-
|
-
|
10
|
Итоговое занятие (педагогическое эссе)
|
2
|
-
|
-
|
2
|
|
Всего
|
28
|
17
|
9
|
2
|
Тема 1 Введение. Педагогическая психология: основные характеристики.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности, тестирование.
Классификация методов: по уровню научного познания, по характеру действий исследователя-педагога с объектом, по цели и продолжительности исследования.
Тема 2 Обучающийся как субъект учебной деятельности. Возрастные особенности подростков и ранней юности.
Психологические особенности подросткового возраста и ранней юности и их учет при организации образовательного процесса. Подростковый кризис, Я - концепция. Практические рекомендации взаимоотношений с детьми подросткового возраста для учителей.
Практическая работа: тестирование «На сколько вы знаете юношескую психологию» А.И. Андрианов.
Тема 3 Познавательные процессы. Развитие познавательных процессов учащихся в процессе занятий.
Особенности познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь). Учет особенностей познавательных процессов учащихся при организации теоретических и практических занятий.
Тема 4 Управление деятельностью учащихся.
Основные функции управления: целеполагание, организация взаимодействия на занятиях, мотивирование учащихся, контроль). Техники управления учебной деятельностью учащихся (техники присоединения, обучения, подкрепления). Выявление особенностей группы как объекта управления. Способы предотвращения конфликтов в группе учащихся.
Практическая работа: методика оценки социально-психологического климата студенческой группы В.М.Завьяловой.
Тема 5 Учебная мотивация. Формирование учебной мотивации.
Классификации мотивов учения. Приемы для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся. Педагогические средства развития учебной мотивации. Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся.
Практическая работа: изучение мотивов учебной деятельности студентов по методике А.А. Реана и В.А. Якунина, анкета для преподавателей «изучение уровня владения преподавателем основными методами мотивации и стимулирования деятельности».
Тема 6 Психология педагогического общения.
Специфика и особенности педагогического общения. Модели педагогического общения. Барьеры педагогического общения. Стиль педагогического общения. Дисциплина на занятиях и коррекция ее нарушений.
Практическая работа: методика оценки работы учителя Дж. Хазарда, оценка уровня общительности учителя В.Ф. Ряховского, оценка способов реагирования в конфликте К. Н. Томаса.
Тема 7 Педагогические способности.
Сущность педагогических способностей. Профессионально важные качества учителя. Рефлексивно-перцептивные умения учителя. Виды стилей педагогической деятельности (по А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, по Э.Г. Костяшкину). Эмоциональное выгорание педагогических работников. Способы снятия психоэмоционяльного напряжения у педагогов.
Практическая работа: тест «Диагностика эмоционального выгорания» В.В. Бойко, тест «Готовность учителя к творческой деятельности» В.Г. Быкова, тест «Владение исследовательскими навыками» Е.М. Муравьева, А.Е. Богоявленской.
Тема 8 Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Общая характеристика психологического анализа урока. Объекты психологического анализа урока. Уровни (этапы) психологического анализа урока (предваряющий, текущий, ретроспективный). Общая схема рассмотрения урока. Задачи учителя при психологическом анализе урока.
Тема 9 Оценивание знаний учащихся.
Традиционные методы оценки знаний, умений и навыков: повседневное наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос, письменная проверка, контрольные работы, проверка домашних работ учащихся.
Современные методы оценки знаний, умений и навыков: программированный контроль, рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала, тестирование.
Оценка приложенных учащимися усилий. Влияние прогнозов и ожиданий педагога на успеваемость учащихся.
Литература
1. Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
2. Кан-Калигс В. А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987
3. Практикум по возрастной психологии: Учебн. Пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
4. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. МГУ, 1985.
5. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: книга для учителя – М.: Просвещение, 1991.
6. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока – СПб.: Издательство «Речь», 2002.
Рекомендуем посмотреть:
Психологический тренинг для педагогов
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Неделя психологии в ДОУ
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»