Рабочая программа творческого объединения «Волшебная нить»

Автор: Шубина Алена Николаевна, учитель биологии, КГБОУ НПО «ПУ № 22», г. Игарка, Красноярский край

Описание: Предлагаю вам, выдержки из разработанной программы творческого объединения «Волшебная нить». Материал будет полезен педагогам дополнительного образования.

Рабочая программа творческого объединения «Волшебная нить»

Искусству угрожали два чудовища:

Художник, который не является мастером

И мастер, который не является художником.

Целью творческого объединения «Волшебная нить» является создание условий и предпосылок духовно-нравственной мотивации для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности личности, способной адаптироваться в современных социально-экономических условиях.

Образовательные задачи:

· Формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

· Приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

· Развитие творческих способностей личности, художественно-эстетического вкуса, коммуникативности, образного и экономического мышления; овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

· Формирование устойчивого интереса к вышивке, как к виду искусства; осуществление профессиональных проб в области «Вышитая картина»

Обучающие задачи формируют представления и получают знания:

· Значение древних корней народного искусства; связи времен в народном искусстве;

· Особенности народного искусства своего края, области;

· Тенденции развития повседневного и выставочного декоративного искусства;

· Профессиональной терминологии, закономерностей теорий, правил, приемов предметных областей «Дизайн», «Композиция», «Вышивка лентами», «Вышивка крестом», «Вышивка бисером», «Анималистическая вышивка», «Вышитая картина».

· Расширение уровня грамотности в области художественного и декоративно-прикладного творчества.

Развивающие задачи формируют следующие умения:

· Художественного восприятия и оценки предметного мира;

· В процессе собственной творчески-практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связать его с теми явлениями жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;

· Проявлять  наблюдательность, усидчивость, фантазию при разработке изделий для оформления интерьера, украшения одежды, создания вышитых картин.

Воспитательные задачи:

· Формирование эстетического вкуса, трудолюбия, организованности, собранности, ответственности,  предприимчивости, требовательности к себе, культуре общения и поведения, коммуникабельности;

· Расширение общекультурного кругозора;

· Формирование творческого мышления, исследовательской и практической деятельности.

Учащиеся приобретают навыки в:

· Художественном проектировании,  конструировании, выполнении отделочных и основных стежков;

· Научно-исследовательской работе;

· Изготовлении и оформлении вышитых работ.

Воспитательная система на занятиях реализуется следующим образом:

· Организация выставок итоговых работ учащихся;

· Оформление методического и дидактического материала (фотографии, красочные иллюстрации, буклеты с образцами работ);

· Введение в планирование информационных блоков таких, как «Истоки и развитие прикладного искусства в России», «Вышивка народов севера», «Символика в славянской вышивке».

· Сопровождение занятий стихами, легендами, историческими сведениями, красивой музыкой;

· Постоянный контакт с природой.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;

· Доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленная деятельность педагога и воспитанника;

· личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса; подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятия;

· оптимальное сочетание форм занятий - индивидуальной, парной, групповой, коллективной в рамках фронтальной.

Вышивание можно по праву назвать одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Украшенные вышивкой изделия славились еще в эпоху существования таких древних государств, как Римская Империя, Вавилония, Греция и Византия. Именно византийская вышивка послужила основой для развития этого искусства во многих европейских странах.

В русской культуре вышивка занимает особое место. Издавна данный вид творчества был у русичей одним из самых популярных. Женщины, хранительницы домашнего очага. Всегда стремились к тому, чтобы сделать свой дом уютным, а наряды - красивыми и неповторимыми. В этом им помогала вышивка. Помимо декоративной функции, вышивание крестом имеет особое значение. С давних пор крест считается символом, который оберегает человека и его жилище от злых духов и различных неприятностей. Таких образом, одежда, полотенца, скатерти, салфетки и прочие вещи, украшенные разноцветными крестиками, - это своего рода обереги, предназначенные для того, чтобы отвести от дома и его обитателей всяческие напасти.

Ранее вышивка была подчинена главным образом бытовым нуждам. Вышитыми деталями украшали предметы быта, одежду, вышивали панно. В наши дни значительно возросло эстетическое значение вышитых изделий. Именно благодаря стремлению рукодельниц к художественному самовыражению сегодня все более распространенными становятся вышитые пейзажи, натюрморты и анималистические картины.

В настоящее время вышитая картина развивается в двух направлениях. В первом работают мастерицы, творчество которых определяют традиции на протяжении нескольких веков формировавшиеся в вышивке.

Второе направление представлено работами рукодельниц, которые пришли в декоративно-прикладное искусство самостоятельно благодаря собственному самобытному таланту и посредством художественного поиска.

Вершиной мастерства авторов вышитых картин считается созданий копий полотен известных художников.

Кроме того вышивание – это прекрасное творчество и лекарство от стрессовых ситуаций, которые часто случаются в жизни у каждого. Кроме того находиться среди красивых цветных ниток и богато украшенных тканей само по себе большое удовольствие.

Именно поэтому в наше стрессовое время начинает возрождаться искусство вышивания.

На занятиях кружка новички узнают доступную и детальную информацию о стежках, инвентаре, материалах и техниках вышивки крестом, о том какие нитки следует использовать для украшения одежды или вышивки гобеленов или картин.  Для того чтобы выполнить вышитую картину, мало владеть техникой вышивки крестом.

Работа будет маловыразительной и незавершенной, если мастерица не учтет правила композиционного построения и колорита. При помощи знания законов перспективы и особенностей передачи трехмерного пространства ученицы научатся придавать правдоподобность и объемность своим работам.

Те, кто хочет создать свои собственные схемы и модели учатся экспериментировать с рядом форм, материалом и цветом. Девушки узнают, как увеличить или уменьшить схему, как оформить готовую вышивку, как ухаживать и хранить готовые изделия.

Среди различных видов стежков «крест» наиболее известным считается односторонний стежок крестом. Его употребляют при вышивании чаще всего. От двухстороннего стежка крестом он отличается тем, что крестики появляются только на лицевой стороне вышивки. Каждый крестик состоит из двух стежков: нижнего, основного стежка и покрывающего его верхнего стежка. При выполнении стежков нужно знать, что основные стежки выполняются слева снизу направо вверх, а покрывающие  – справа снизу налево вверх.

Умение современными мастерицами создавать с помощью нитей композиции, которые отличаются красотой, выразительностью и высокой техникой исполнения, рождает зрительский интерес к вышитой картине.

Программа творческого объединения «Волшебная нить» рассчитана на 3 года занятий и предназначена для девушек в возрасте  14-18 лет.

Таблица 1. Тематическое планирование

Тема

Теория

Практика

Всего

Введение (организационное собрание)

2

-

2

Тема 1. Основы дизайна и композиции

3

8

11

Тема 2. Инструменты и материалы

5

12

17

Тема 3. Искусство орнамента

2

20

22

Тема 4. Виды крестов

9

36

45

Тема 5. Вышитая картина

12

54

66

Тема 6. Вышивание животных

7

43

50

Тема 7. Вышитый пейзаж

7

43

50

Тема 8. Вышивка как украшение одежды

5

36

41

Тема 9. Вышивка в интерьере детской комнаты и кухни

5

43

48

Тема 10. Вышитый подарок

2

36

38

Итого

59

359

418

Таблица 2. Тематический план и краткое содержание занятий

Содержание занятий

Количество часов

Примечание

Введение. Организационное собрание

2

 

Тема 1.Основы дизайна и композиции

Общие понятия о дизайне

 Стили предметного мира

 Понятие о композиции

 Категории композиций

 Цветовой круг

11

Создание виртуальной комнаты в разных стилях

Тема 2. Инструменты и материалы

Материалы. Ткань. Нитки.

Инструменты и приспособления

Счетные схемы

Размещение рисунка

Закрепление и замена нитки

Обработка края вышивки

Подготовка и хранение мулине

Стирка вышитых изделий

Оформление вышивки

17

Изготовление салфеток, обработка края различными видами мережек

Тема 3. Искусство орнамента

Из истории орнамента

Виды орнамента

Орнамент в вышивке

Символика в русской народной вышивке

Орнаменты народов севера

Элементы вышивки бисером

22

Изготовление закладок, игольниц, бордюров, полотенец

Тема 4. Виды крестов

Простой крест

Болгарский крест

Итальянский крест

Неполные кресты

Алжирский крест

Удлиненный крест

Двойной крест

Двустороний итальянский крест

Крест с чередованием

Смирнский крест

45

Изготовление с применением различными видами крестов подушек, игольниц, салфеток, панно

Тема 5. Вышитая картина

Свет и цвет в вышитой картине

Перспектива, композиция

Выбор материалов и инструментов

Комбинирование техник и материалов

66

Создание вышитых миниатюр

Тема 6. Вышивание животных

Принципы цветовой гармонии

Правила передачи светотеневых переходов

Создание трехмерного изображения

Черногородский крест

Славянский крест

Греческий крест

Французский крест

Крест с пересеченными ушами

50

Создание анималистических картин  (по выбору учащихся)

Тема 7. Вышитый пейзаж

Композиция

Перспектива

Принципы цветовой гармонии

Правила передачи светотеневых переходов

50

Создание вышитого пейзажа (творческий проект)

Тема 8. Вышивка как украшение одежды

Ткань. Переплетение. Структура.

Пуговицы

Вышивка на джинсах.

Применение металлизированных нитей и страз

41

Вышивка узоров на шапочках и шарфах, вышитые пуговицы, отделка кофточек, вышивка на джинсах

Тема 9. Вышивка в интерьере детской комнаты и кухни

Применение вышивки в предметах интерьера

48

Вышитые кубики, ростомер, фоторамки, прихватки и фартуки

Тема 10. Вышитый подарок

Основные правила этикета. Подарочная упаковка.

Выбор подарка и его цветовой гаммы

Язык цветов

Шов «звездочка»

Момент вручения

 

Выполнение творческих зачетных работ

(по выбору учащихся)

Рекомендуем посмотреть:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 17:20 0
Огромное спасибо за полезный материал. Частично могу использовать в работе. Очень пригодится дома с моим ребенком. Всех благ!
Анастасия Владимировна Галушко # 30 ноября 2015 в 12:12 +1
Очень понравилась программа!Спасибо вам за материал!Творческих успехов вам в работе!
Олеся Валентиновна Дементьева # 7 февраля 2016 в 16:46 0
Спасибо за разработанную программу!
Надежда Анатольевна Лутошкина # 23 февраля 2018 в 10:48 0
Очень понравилась программа! Сама очень люблю вышивать, хотела бы научит и своих детей. Когда подрастут мои малыши, воспользуюсь вашей программой. Большое спасибо.