Технология проектного обучения в педагогике кратко

Технология проектного обучения

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, навыки работы в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.

В процессе работы над проектом организуется и осуществляется взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности; опора на субъектный опыт учащихся.

Каждый учащийся, работая над проектом, имеет оптимальные возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания, проявить свою индивидуальность, способности к творчеству и исследовательской деятельности, учитывая свои интересы и склонности, уровень обученности, умение регулировать темп своей работы, осуществляя свободный выбор темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, метода исследования представления результатов, имея доступ к получению необходимой информации с помощью учителя-наставника руководителя проекта-исследования. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности; связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той пли иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат; трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легкодостижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.

Классификация школьных проектов:

- приоритетный вид деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые и так далее;

- предметно-содержательная область интересов: экологические, правовые, телекоммуникационные, филологические, политехнические, информационные, экономические, художественные и так далее;

- по участию в разработке: личностные, групповые;

- по обращенности к аудитории: школьные, региональные, международные;

- по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные;

- по форме представления, защиты: пленарные, стендовые.

Этапы работы над проектом

1. Включение ребенка в данную систему деятельности.

Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требует от их авторства, - это поиск проблемы; создание качественно нового продукта, получение результата.

2. Создание информационно-эмоционального поля.

Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Структуру надо раскрыть, чтобы у учащегося была опора для планирования своей деятельности.

3. Выбор проблемы. Определение темы.

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Предварительно изучают информацию совместно с учителем; родителями (если используются семейные хроники) или определяют тему. Устанавливают цели, выдвигаются гипотезы.

Защищают выбранную тему перед группой единомышленников

Помогает определиться с темой или сформулировать проблему будущего проекта.

Знакомит со смыслом проектного подхода

Нужно рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации.

4. Актуальность.

Сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы, изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц.

5. Разработка гипотезы.

Гипотеза — это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Формулируя гипотезу, учащийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель.

6. Цель проекта и его гипотеза предопределяют задами.

Учащиеся часто формулируют задачи как определенные этапы решения этой проблемы. И этого на данный период обучения, как нам кажется, достаточно. В самом логическом варианте к разработке проекта учащийся должен приступить, когда уже хорошо знаком с приемами работы с дополнительной литературой, овладел техникой конспектирования, написания реферата приемами исследования. Но даже если это не совсем отработано, то при достаточном внимании со стороны учителя он может закрепить указанные навыки в ходе работы над проектом.

7. Планирование:

- определить источники информации (архивы, музеи, встречи с очевидцами событий);

- составить список литературы;

- обработать информацию (работа с документами, оформление интервью);

- определить форму представления результатов;

- определить обязанности и объем работы, если это групповой проект.

8. Сбор и анализ информации.

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Собирают информацию. Проводят ее анализ. Сопоставляют различные точки зрения. Проектируют индивидуальную или групповую работу

Наблюдает и советует. Косвенно руководит деятельностью. Учитель должен предусматривать, что не все учащиеся могут подняться на второй уровень. Оценить их индивидуальный вклад в проект

Учителю, который выполняет роль научного руководителя, на этом этапе следует обратить внимание учащегося на культуру научного поиска.

9. Оформление. (Разработка собственного варианта решения проблемы.)

Деятельность учащегося

Деятельность учителя

Пишут и оформляют работы.

Создают проект как единое целое

Дает советы. Демонстрирует образцы правильно оформленных работ.

Помогает написать вступление, библиографию. Правильно оформить заключение

Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предполагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. План реализации дальнейших действий, решений. Важно, чтобы автор внес предложения как для заинтересованных лиц, так и определил свое собственное участие.

10. Защита проекта:

- устный отчет с демонстрацией материалов на научно-практической конференции;

- подготовка рефератов.

Рекомендуем посмотреть:

Проектная деятельность на уроках английского языка

Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность

Проект: Наше будущее, 7-9 класс

Проектная деятельность в школе

Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование

Нет комментариев. Ваш будет первым!