Технология развития критического мышления на уроке литературы

Технология развития критического мышления

Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.

Идея, лежащая в основе данной технологии, достаточна молода (о ней заговорили лишь в середине 90-х годов). Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Основой технологии развития критического мышления являются вопросы.

Используется следующая классификация вопросов:

- простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);

- уточняющие (формируют способности выражать свои мысли);

- вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков);

- оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);

- творческие (направлены на развитие творческого мышления);

- практические (требуют каких-то действий, изменений приближают знания к практическим умениям).

Основные методические приемы:

- кластеры. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг - фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные;

- использование знаковой системы при работе с текстом.

Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: «+» - это для меня новое, «-» - это противоречит моим знаниям, «?» - об этом хочу узнать больше. Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала;

- таблица ЗХУ (ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ). Ее цель - развить мыслительные способности учащихся, помочь выработать им собственную позицию по изучаемой теме. С помощью этой таблицы учащиеся собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные;

- сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста:

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

 

 

 

 

Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением;

- толстые и тонкие вопросы. Дети должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые можно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые следует давать развернутый ответ).

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

- ?

?

Кто...

Дайте объяснение, почему...

Что...

Почему вы думаете...

Когда...

В чем разница...

- «дерево предсказаний». Этот прием подходит для развития умения аргументировавать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.

Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приемов - это мозговая атака. Ее цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.

Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.

Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания.

В применении рефлексии возможны такие приемы:

- «мысли по аналогии», то есть для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и так далее. Дети, Проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем что узнали;

- «размышление от обратного». Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений самим увидеть доказательства различных законов.

Этапы урока в рамках технологии развития критического мышления, как правило, следующие:

I этап. Вызов (актуализация субъектного опыта).

II этап. Осмысление.

III этап. «Чтение с пометками».

IV этап. Рефлексия.

Критерии оценки результата на уроке в рамке технологии развития критического мышления.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:

• оценка (где ошибка?);

• диагноз (в чем причина?);

• самоконтроль (каковы недостатки?);

• критика (согласны ли вы; опровергните; приведите контраргументы);

• прогноз (постройте прогноз).

Критическое мышление:

• способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

• облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

• позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Урок – основная форма организации взаимодействия школьников

Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок

Как провести анализ урока

Система посещения уроков

Характеристика современного урока

Нет комментариев. Ваш будет первым!