Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в познавательный процесс.
Идея, лежащая в основе данной технологии, достаточна молода (о ней заговорили лишь в середине 90-х годов). Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру, каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Основой технологии развития критического мышления являются вопросы.
Используется следующая классификация вопросов:
- простые (требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти);
- уточняющие (формируют способности выражать свои мысли);
- вопросы-интерпретации (учат детей навыкам осознания причин тех или иных поступков);
- оценочные (вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления);
- творческие (направлены на развитие творческого мышления);
- практические (требуют каких-то действий, изменений приближают знания к практическим умениям).
Основные методические приемы:
- кластеры. Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг - фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные;
- использование знаковой системы при работе с текстом.
Учащимся предлагается проработать текст, используя определенные условные знаки. Ученики читают текст, одновременно, делая пометки на полях: «+» - это для меня новое, «-» - это противоречит моим знаниям, «?» - об этом хочу узнать больше. Применение этого приема способствует развитию систематичности мышления, развитию умения выделять новое. Условные значки помогают детям читать более внимательно, превращают чтение в увлекательное путешествие, становятся помощниками в запоминании материала;
- таблица ЗХУ (ЗНАЮ - ХОЧУ УЗНАТЬ - УЗНАЛ). Ее цель - развить мыслительные способности учащихся, помочь выработать им собственную позицию по изучаемой теме. С помощью этой таблицы учащиеся собирают воедино имеющиеся у них знания по данной теме, обосновывают и систематизируют поступающие данные;
- сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей - читая текст, ребенок делает пометки, создавая «скелет» текста:
Кто? |
Что? |
Когда? |
Где? |
Почему? |
|
|
|
|
|
Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением;
- толстые и тонкие вопросы. Дети должны уметь различать «тонкие» вопросы (на которые можно дать однозначный ответ) и «толстые» (на которые следует давать развернутый ответ).
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
- ? |
? |
Кто... |
Дайте объяснение, почему... |
Что... |
Почему вы думаете... |
Когда... |
В чем разница... |
- «дерево предсказаний». Этот прием подходит для развития умения аргументировавать, обосновывать свои прогнозы. «Ствол дерева» - это тема, «листочки» - прогнозы, «веточки» - аргументы.
Помимо метода использования рисунков, схем, в технологии развития критического мышления используется метод групповой работы. И один из применяемых приемов - это мозговая атака. Ее цель состоит в том, чтобы развивать креативность мышления учащихся, их коммуникативные качества.
Мозговая атака используется для создания банка идей, из которых можно выбрать лучшую.
Применяется в данной технологии и метод рефлексии. Ведь умело организованное осмысление материала помогает детям лучше усвоить новый материал, приобрести более глубокие и прочные знания.
В применении рефлексии возможны такие приемы:
- «мысли по аналогии», то есть для оценки понимания изучаемого материала можно задавать «вопросы по аналогии»: «На что похоже?», «С чем можно сравнить?» и так далее. Дети, Проводя сравнения, «наводят мосты» между тем, что они знали и тем что узнали;
- «размышление от обратного». Этот способ помогает школьникам лучше понять причины тех или иных явлений самим увидеть доказательства различных законов.
Этапы урока в рамках технологии развития критического мышления, как правило, следующие:
I этап. Вызов (актуализация субъектного опыта).
II этап. Осмысление.
III этап. «Чтение с пометками».
IV этап. Рефлексия.
Критерии оценки результата на уроке в рамке технологии развития критического мышления.
Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели:
• оценка (где ошибка?);
• диагноз (в чем причина?);
• самоконтроль (каковы недостатки?);
• критика (согласны ли вы; опровергните; приведите контраргументы);
• прогноз (постройте прогноз).
Критическое мышление:
• способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;
• облегчает понимание различных «взглядов на мир»;
• позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности; создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Нет комментариев. Ваш будет первым!