Конкурсы

Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Значение внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа ГПД, проведение внеклассных мероприятий, праздников, предметных недель и олимпиад.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Для детей, посещающих ГПД, данная деятельность может проявляться в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Духовно-нравственное развитие предусматривает приобщение школьников к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской идентичности. Воспитатель создает систему воспитательных мероприятий, позволяющих младшему школьнику осваивать и на практике использовать полученные знания. При этом учитывается историко-культурная, этническая и региональная специфика и создаются условия для формирования у детей активной деятельностной позиции.

Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания:

• формирование ценностных ориентации, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников;

• расширение кругозора, развитие общей культуры;

• ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;

• формирование у детей ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;

• развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;

• формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни осуществляется через комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья воспитанников как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Цели этого направления:

• обеспечивать пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

• формировать установки на использование здорового питания;

• создавать условия для использования оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

• развивать потребности в занятиях физической культурой и спортом;

• соблюдать режим дня;

• формировать знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

• способствовать становлению навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

• формировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для воспитанников должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

• выявления и развития способностей воспитанников через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участия воспитанников, их родителей (законных представителей) в разработке основной образовательной программы начального общего образования в разделах «Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста» и «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

• использования в воспитательном процессе современных технологий деятельностного типа.

Организация работы групп продленного дня должна строго соответствовать основным нормативным документам.

Нормативная база организации внеурочной деятельности в школе

• Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями).

• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.12.2009 № 15785).

• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (вместе с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08»),

• Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

• Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении».

• Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11 -13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

• Методические рекомендации «Организация и режим работы группы продленного дня», утвержденные Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава СССР от 12.12.1979 № 2111-79.

Рекомендуем посмотреть:

Организация деятельности группы продленного дня

Календарно-тематическое планирование ГПД

Должностная инструкция воспитателя ГПД

Цели и задачи группы продлённого дня

Прогулки и их виды в режиме группы продлённого дня (ГПД)

Надежда Владимировна Зюзина # 18 января 2014 в 20:42 0
Спасибо! Я как раз обобщаю свой педагогический опыт на эту тему и набираю материал, чтобы опирая на статьи написать теоретическую часть.
Алсу Расимовна # 20 ноября 2014 в 21:15 0
Спасибо большое за статью. Веду внеурочную деятельность в школе, получила очень много полезной информации=)
Елена Николаевна Пономарева # 17 января 2015 в 20:08 0
Статья полезная, спору нет. Но автор статьи не указал своё имя и место работы, а также назначение статьи - кому она адресована и могла бы быть полезной.
Екатерина Борисовна Третьякова # 17 января 2015 в 21:24 0
Спасибо, статья попалась на глаза вовремя, для меня полезно было узнать на какие законы я могу опираться в решении вопросов по внеурочной деятельности в школе.
Мария Сергеевна Батракова # 6 апреля 2015 в 14:41 0
Внеурочка - спасение для родителей, которые работают до 17.00-18.00. Дети как раз в это время домой приходят
Жанна Владимировна Ходосовская # 12 октября 2015 в 22:32 0
Затронутая тема интересна. В статье основной упор сделан на духовно-нравственное воспитание детей в группе продленного дня. Даны основные нормативные документы регламентирующие продленку. Однако по моему мнению необходимо расширить и другие направления деятельности педагога во внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное).
Елена Владимировна Прядкина # 16 августа 2016 в 13:08 0
Полезная работа! Всегда "знакомилась" с законами в последнюю очередь, но знаю, что надо это делать. В вашей работе указано что нужно посмотреть и на что обратить внимание. Спасибо!
Сапаргуль Оразмухамедовна Тюрина # 22 января 2017 в 18:54 0
На мой взгляд, роль внеурочных занятий в формировании духовно-нравственных ценностей и в начальной школе, и в среднем звене неоспорима. Духовная, культурная жизнь школьника наряду с интеллектуальной активизируется на внеурочных занятиях через использование нетрадиционных форм обучения: соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, использование разных средств искусства, игры.Особая благодарность автору статьи за перечень нормативной базы организации внеурочной деятельности в школе.