Конкурсы

Классный час «Темперамент и характер человека», 9 класс

Беседа для учащихся 9 класса на тему «Особенности характера и «сюрпризы» темперамента»

О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется.

Ф. Ларошфуко

1. Мой темперамент.

Темперамент отражает динамические характеристики поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении. Темперамент - это прирожденная, природная особенность нервной системы, которая обладает рядом свойств.

Различные сочетания этих показателей присущи различным типам высшей нервной деятельности человека.

И. П. Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВИД (высшей нервной деятельности) и в соответствии с этим — четыре вида темперамента:

1) Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие. Этому типу ВНД соответствует сангвинический темперамент.

2) Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные, однако эти процессы не уравновешены. Этому типу ВНД соответствует холерический темперамент.

3) Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Этому типу ВНД соответствует флегматический темперамент.

4) Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены. Этот тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту.

Это интересно!

Античные авторы полагали, что психический склад человека, особенности его поведения определяются соотношением в его организме четырех жидкостей - крови, желчи, черной желчи и лимфы. То есть чего у человека больше - такой у него характер. Греческие названия этих жидкостей и дали имена темпераментам человека - сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. Их наблюдения считаются верными и по сей день, хотя названия и смысл составляющих много раз менялись. Учение о четырех типах нервной системы было развито в России И. П. Павловым, а затем В. П. Тепловым и В. Д. Небылицыным, в Англии - Г. Айзенком и Дж. Грэем. «Личность человека, - писал И. П. Павлов, - определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) - прирожденное свойство, характер (форма поведения) во многом состоит из приобретенных привычек». В. П. Теплое и В. Д. Небылицын пришли к выводу, что следует говорить не о типах, а о свойствах нервной системы, среди которых они выделили активность и эмоциональность. Г. Айзенк ввел шкалу экстраверсии и интроверсии.

Я и мой характер

Характер состоит в способности действовать согласно принципам.

И. Кант

Черты характера:

• волевые: решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность;

• эмоциональные: порывистость, впечатлительность, инертность, безразличие и другие;

• интеллектуальные: глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и другие.

В структуре характера важна взаимосвязь всех компонентов, а также важно, насколько они гармоничны между собой или находятся в конфликте, противоречат друг другу.

Сила характера определяется по уровню развития волевых черт. Следует особо отметить, что сила и слабость характера отнюдь не равнозначны силе и слабости нервной системы. Человек может иметь сильный характер, но слабый тип нервной системы и наоборот. Сила характера помогает преодолевать «минусы» того или иного темперамента. Например, меланхолик с сильным характером обладает способностью к саморегулированию, преодолению комплексов неполноценности, психологических барьеров, которые часто у него возникают в силу высокой чувствительности.

Уравновешенность характера определяется по выраженности эмоциональных реакций.

Это интересно!

Все мы знаем, что есть люди с «легким» характером, а есть - с «тяжелым».

Легкость характера - понятие, распространенное в обыденной жизни людей и обычно связанное с умением человека вступать во взаимодействие с другими людьми. Вот примерное описание «тяжелого» и «легкого» характеров, полученное на основе психологических тестов и оценок людей.

«Тяжелый» характер - упрямство до негативизма, косность, инертность поведения, раздражительность, несдержанность, злопамятность, завистливость, доминантность, большое самомнение.

«Легкий» характер - общительность, пластичность, приветливость, отзывчивость, доброта, отсутствие зависти, уважительное отношение к людям.

Задания для учащихся

1. Заполни таблицу и определи тип темперамента по характеристикам нервных процессов возбуждения и торможения:

Типы высшей нервной деятельности

Характеристика нервных процессов

Вид темперамента

сила

уравновешенность

подвижность

Сильный

сильный

уравновешенный

подвижный

?

Безудержный

сильный

неуравновешенный

подвижный

?

Инертный

сильный

уравновешенный

малоподвижный

?

Слабый

слабый

неуравновешенный

малоподвижный

?

2. Инструкция: прочитай темпераментные особенности личности. Каждая из особенностей обозначена номером. Напротив каждой из них, если она имеется у тебя и проявление которой ты не однажды у себя замечал, поставь знак «+». Если ты считаешь, что эта особенность у тебя отсутствует, то никакого знака не ставь.

Психологический паспорт холерика

п/п

Темпераментные особенности

Да

1

Неусидчивы, суетливы

                                    

2

Невыдержанны, вспыльчивы

 

3

Нетерпеливы, реактивны

 

4

Резки и прямолинейны в отношениях с людьми

 

5

Решительны и инициативны

 

6

Энергичны

 

7

Находчивы в споре

 

8

Работаете рывками

 

9

Склонны к риску

 

10

Незлопамятны и необидчивы

 

11

Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией речью

 

12

Неуравновешенны и склонны к горячности

 

13

Агрессивны

 

14

Нетерпимы к недостаткам

 

15

Способны быстро действовать и решать жизненные

 

 

задачи

 

16

Неустанно стремитесь к новому

 

17

Обладаете выразительной мимикой

 

18

Обладаете резкими, порывистыми движениями

 

19

Настойчивы в достижении поставленной цели

 

20

Склонны к резким сменам настроений

 

Психологический паспорт сангвиника

п/п

Темпераментные особенности

Да                    

1

Веселы и жизнерадостны

 

2

Деловиты

 

3

Часто не доводите дело до конца

 

4

Склонны переоценивать себя и свои возможности

 

5

Способны быстро схватывать новое

 

6

Неустойчивы в интересах и склонностях

 

7

Легко переживаете неудачи и неприятности

 

8

Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам

 

9

С увлеченностью беретесь за любое дело

 

10

Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать

 

11

Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую

 

12

Тяготитесь однообразием, кропотливой работой

 

13

Общительны и отзывчивы

 

14

Работаете быстро, нуждаетесь в перерывах реже других

 

15

Выносливы и работоспособны

 

16

Обладаете всегда бодрым настроением

 

17

Сохранаяете самообладание в неожиданной, сложной обстановке

 

18

Быстро засыпаете и просыпаетесь

 

19

Часто не собраны

 

20

Проявляете поспешность в решении

 

Психологический паспорт флегматика

п/п

Темпераментные особенности

Да

1

Спокойны и хладнокровны

                                 

2

Последовательны и обстоятельны в делах

 

3

Осторожны и рассудительны

 

4

Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете

 

5

Не любите попусту болтать

 

6

Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций

 

7

Сдержанны и терпеливы

 

8

Как правило, доводите начатое дело до конца

 

9

Не тратите попусту сил

 

10

Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе

 

11

Легко сдерживаете свои желания

 

12

Маловосприимчивы к одобрению и порицанию

 

13

Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес

 

14

Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ладить с другими

 

15

Медленно включаетесь в работу и переключаетесь от одного дела на другое

 

16

Ровны в отношении со всеми

 

17

Любите аккуратность и порядок во всем

 

18

С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке

 

19

Инертны и малоподвижны, вялы

 

20

Обладаете выдержкой

 

Психологический паспорт меланхолика

п/п

Темпераментные особенности

Да

1

Стеснительны и застенчивы

                         

2

Теряетесь в новой обстановке

 

3

Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми

 

4

Легко переносите одиночество

 

5

Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах

 

6

Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах

 

7

Склонны уходить в себя

 

8

Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах

 

9

Обладаете тихой речью, иногда снижающейся до шепота

 

10

Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника

 

11

Впечатлительны до слезливости

 

12

Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию

 

13

Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим

 

14

Склонны к подозрительности

 

15

Болезненно чувствительны и ранимы

 

16

Чрезмерно обидчивы

 

17

Скрытны и необщительны

 

18

Малоактивны в работе

 

19

Безропотно покорны

 

20

Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих

 

А теперь посчитай, в какой таблице твоих характеристик оказалось больше всего. Очевидно, именно этот темперамент проглядывает в твоих делах и поступках. Не стоит с ним бороться, постарайся сделать его своим союзником.

3. На основе оценки своих свойств личности, попробуй составить психологический автопортрет. В него нужно включить описание:

• темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик);

• характера (отношение к миру, к окружающим людям, к делу, к самому себе);

• способностей (перечисли те, которые ты уже нашел у себя);

• направленности личности (деловая, личностная, коммуникативная);

• интеллектуальности (степень развития интеллекта);

• эмоциональности (уровень тревожности, устойчивость к неблагоприятным условиям);

• волевых качеств (умение преодолевать трудности, настойчивость в достижении цели);

• общительности (высокая или низкая);

• самооценки (заниженная, адекватная, завышенная);

• уровня самоконтроля;

• умения общаться.

Обсуди получившийся автопортрет с другом, возможно, он расскажет о тебе много нового того, что сам ты в себе не заметил.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Классный час «Право выбора», 9 класс

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!