Методика изучения мотивации одобрения. Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу

Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, кодируются в 1 балл. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.

Ключ теста (код — «правильные ответы»):

— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;

— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 11, 12, 16, 17, 18.

Для успешного проведения тестирования необходимо каждого школьника обеспечить следующими бланками:

Шкала оценки мотивации одобрения

Бланк тестируемого __________________

Суждения

Да

Нет

1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку

 

 

2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде

 

 

3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет

 

 

4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой

 

 

5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии

 

 

6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах

 

 

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих

 

 

8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был

 

 

9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться

 

 

10. Случалось, я пользовался оплошностью человека

 

 

11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же

 

 

12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему

 

 

13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу

 

 

14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему

 

 

15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять

 

 

16. Были случаи, когда я завидовал удаче других

 

 

17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой

 

 

18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам

 

 

19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей

 

 

3. Наблюдение за личностью

Учитель: А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге. Этот блок нашей сегодняшней встречи вам покажется немного «детским», но и он несет определенную нагрузку. В каждой мини-игре нам необходимо выбрать «психологов-наблюдателей» — двух человек, которые будут анализировать действия играющих и попытаются охарактеризовать, кто из играющих проявил качества поведения, похожие на один из психологических комплексов (комплекс неполноценности, мнительности и самовнушения, превосходства, враждебности, вины, защиты).

Рекомендации. Учитель предлагает несколько игр (из предложенных в данном сценарии или другие игры). Перед началом каждой игры выбираются два наблюдателя — «психолога», которые не принимают участия в игре, а по ее окончании — анализируют действия игроков. Каждая игра должна длиться не более 8—10 мин, затем анализ поведения игроков наблюдателями (до 5 мин). Перед началом другой игры выбираются новые два наблюдателя и т.д.

«Круговая атака»

На табуретке находится приз. Игроки стоят вокруг, взяв друг друга «под ручки», т.е. зацепившись локтями. По команде необходимо взять приз, при этом круг разорваться не должен. Кто смог взять, тот и победил.

«Круговорот»

В игре участвуют две команды, игроки которых выстраиваются в затылок. Стоящий первым, быстро поворачивается на 360 градусов, берет за руку второго, и они, не отпуская рук, поворачиваются вместе и т.д. Побеждает команда, первой закончившая «круговорот».

«Склеенная газета»

Игрокам вручается газетный лист и предлагается за три секунды разорвать его на как можно большее количество клочков. После выполнения задания объявляется, что победителем станет тот, кто с помощью скотча быстро склеит обратно свой листок.

«Встречное движение»

В игре участвуют восемь человек. На пол в ряд кладут девять листов бумаги или рисуют девять кругов. На каждый, кроме центрального, встает человек. Все лицом обращены к пустому листу в середине.

Цель: игрокам слева перейти направо, а справа — налево, соблюдая следующие правила: становиться можно только на пустой квадрат; можно делать шаг вперед, если перед тобой пустой квадрат; если перед тобой человек к тебе лицом, а за ним пустой квадрат, то ты его можешь обойти; обходить человека, стоящего затылком к тебе, нельзя.

«Снежинка»

Играют две команды. Каждый игрок выставляет вперед руку, сжатую в кулак (как будто держит свечку). Первому игроку на кулак кладется снежинка (лучше взять пластмассовую, чтобы не прилипала к рукам), второй накрывает ее своим кулаком, они переворачивают руки, чтобы теперь внизу оказался кулак второго играющего. Таким способом снежинка передается до последнего участника, затем определяется победившая команда, передавшая снежинку быстрее.

Рекомендуем посмотреть:

Психологические игры для подростков

Конспект урока психологии в 4-5 классе

Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс

Психологический марафон в школе для учащихся 7-8 класса

Психологические тренинги, тесты, 7-9 класс

Наталья Дмитриевна Кузьмина # 4 июня 2018 в 14:04 0
Спасибо большое за тренинги. обязательно использую в работе. Да и в учебе пригодится.
Светлана Александровна Суханова # 24 июня 2018 в 18:12 0
Очень интересный тренинг. Особенно интересно, что дети сами анализируют действия игроков. Спасибо.
Надежда Леонидовна Калашникова # 4 июля 2018 в 20:19 0
Методика изучения мотивации одобрения. Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу не знакома для меня. С удовольствием возьму себе на заметку.
Елена Алексеевна Гавриловчук # 31 июля 2018 в 22:36 0
Интересная методика. Обязательно опробирую. Могу поделиться своими наработками.
Максим Евгеньевич Докукин # 25 октября 2018 в 11:52 0
Очень пригодится для работы!
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 11:14 0
Очень полезный материал. Но важно отметить, что на роль психологов - наблюдателей неподготовленные люди не подойдут, их мнение будет субъективным, непрофессиональным. При должной подготовке - это очень информативный тренинг.
Анна Геннадьевна Греб # 15 января 2019 в 05:57 0
А для какого возраста можно применять эту методику?