Психологический марафон для 7-9-х классов
Внеклассное мероприятие для 7-9 классов «Как избежать психологических комплексов»
Цели:
• развитие коммуникативных качеств личности;
• оказание помощи подросткам в формировании характера и силы воли;
• воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние и состояние своих друзей и близких.
Описание психологического марафона
Психологический марафон представляет собой проведение серии мини-тренингов, игр, тестирования личности с целью ознакомления подростков с особенностями подросткового возраста, создания ситуации успеха и уверенности в себе, развития коммуникативных навыков и умения искать и находить пути выхода из сложных жизненных ситуаций.
1. Случалось ли вам сталкиваться с проблемой психологического комплекса?
Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться вместе со мной в удивительный мир психологии. Каждый из нас на определенном этапе жизни стремится познать себя и окружающих, сопоставить свое личное «Я» с окружающим миром, найти свое место в обществе, в кругу друзей и близких. И в детском, и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни нам всегда хочется иметь близких друзей, которым можно доверить свои душевные тайны, найти опору в трудной ситуации, обратиться за помощью или разделить чувство своего успеха.
Но именно в подростковом возрасте у многих ребят не всегда получается сразу «завоевать успех» в компании ровесников. И тогда у них могут возникнуть психологические комплексы.
Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями. Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает неприятные переживания, ведет к замкнутости личности, стремлению своими силами преодолеть тот или иной недостаток.
Комплекс представляет собой стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого самостоятельно практически невозможно. В большинстве случаев необходима помощь психолога или врача, иногда человеку могут помочь близкие друзья или родственники.
Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.
О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:
— частые и сильные переживания из-за собственного поведения, неадекватных реакций на действия других людей (недовольство своей внешностью);
— неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и поведение других людей;
— чрезмерная заинтересованность какой-либо проблемой и поиском путей ее разрешения (навязчивость идей);
— чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
— чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми;
— чувство скованности в различных компаниях, нерешительность в выполнении каких-либо поручений или работы («все равно у меня не получится»);
— порой, наоборот, излишнее стремление привлечь к себе внимание (неадекватные поведение, внешний вид, манера разговора).
Комплексы могут быть следующих видов.
Комплекс неполноценности — необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей, уступает им и поэтому заслуживает недоброжелательного и неуважительного отношения к себе.
Комплекс неполноценности возникает по поводу:
— внешних, физических недостатков человека (фигура, лицо, руки, ноги);
— внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.
Комплекс мнительности и самовнушения — постоянное, навязчивое мнение человека, что именно на него все смотрят, его обсуждают, им недовольны и т. д.
Комплекс превосходства — не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, «лучшему» роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться особыми привилегиями.
Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным-в том, что обладание силой (властью) дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности, что все люди коварны и злы, и, следовательно, агрессивность — это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.
Комплекс вины выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.
Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.
Задание:
1. Случалось ли вам ощущать в себе какой-либо из перечисленных комплексов?
2. Как, по вашему мнению, можно преодолеть психологические комплексы?
2. Преодолеваем чувство одиночества
Учитель: Некоторые из вас именно в подростковом возрасте сталкиваются с чувством одиночества. Вам кажется, что весь мир не понимает вас, у вас нет настоящих друзей, родители упорно не хотят вас понять, учеба вовсе не приносит вам удовлетворения, вы никому не нравитесь. Приходилось ли вам ощущать такое чувство?
(Рассуждения ребят)
Предлагаю вам принять участие в тестировании и определить так называемый уровень собственного одиночества. Результаты будут анонимны и доступны только вам.
Опросник «Шкала одиночества»
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их
проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный ответ отметьте знаком «+». Будьте искренни — результат будет известен только вам.
Текст опросника
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2. Мне не с кем поговорить.
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4. Мне не хватает общения.
5. Я чувствую, будто никто не понимает меня.
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
9. Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи.
10. Я чувствую себя покинутым.
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.
13. Мои социальные связи и отношения поверхностны.
14. Я скучаю по компании.
15. В действительности никто как следует не знает меня.
16. Я чувствую себя изолированным от других.
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.
18. Мне трудно заводить друзей.
19. Я чувствую себя исключенным из компании и изолированным другими.
20. Люди вокруг меня, но не со мной.
Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на 3, «иногда» — на 2, «редко» — на 1, «никогда» — на 0. Полученные результаты складываются.
Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов, высокая степень одиночества — 40—60 баллов, средний уровень — 20—40 баллов, низкий — 0—20 баллов.
Учитель: Примите к сведению результаты теста и подумайте, может быть, вы сами виноваты в собственном чувстве одиночества?
Методика изучения мотивации одобрения
(Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу)
Определить уровень мотивации одобрения мы попытаемся с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 19 суждений, на которые возможны два варианта ответов — «да» или «нет». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются 1 баллом. Общая сумма (min = 0, max = 20) говорит о выраженности мотивации одобрения.
Ключ теста (код — «правильные ответы»):
— ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14, 15, 19;
— ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 11, 12, 16, 17, 18.
Для успешного проведения тестирования необходимо
каждого школьника обеспечить следующими бланками:
Шкала оценки мотивации одобрения
Бланк тестируемого______________
Суждения
|
Да
|
Нет
|
1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.
|
|
|
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
|
|
|
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
|
|
|
4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.
|
|
|
5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.
|
|
|
6. Был(и) случай(и), когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.
|
|
|
7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.
|
|
|
8. Я всегда внимательно слушаю собеседника.
|
|
|
9. Был случай, когда я придумал «вескую» причину, чтобы оправдаться.
|
|
|
10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.
|
|
|
11. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
|
|
|
Окончание
12. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.
|
|
|
13. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.
|
|
|
14. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.
|
|
|
15. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.
|
|
|
16. Были случаи, когда я завидовал удаче других.
|
|
|
17. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с просьбой.
|
|
|
18. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.
|
|
|
19. Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.
|
|
|
3. Наблюдение за личностью
Учитель: А теперь я предлагаю вам принять участие в игровом тренинге. Этот блок нашей сегодняшней встречи вам покажется немного «детским», но и он несет определенную нагрузку. В каждой мини-игре нам необходимо выбрать «психологов-наблюдателей» — двух человек, которые будут анализировать действия играющих и попытаются охарактеризовать: кто из играющих проявил качества поведения, похожие на один из психологических комплексов (комплекс неполноценности, мнительности и самовнушения, превосходства, враждебности, вины, защиты).
Рекомендации. Учитель предлагает несколько игр (из предложенных в данном сценарии или др.). Перед началом каждой игры выбираются 2 наблюдателя — «психолога», которые не принимают участие в игре, а по ее окончании — анализируют действия игроков. Каждая игра должна длиться не более 8—10 минут, затем — анализ поведения игроков наблюдателями (до 5 минут). Перед началом другой игры выбираются новые наблюдатели и т. д.
«Круговая атака»
На табуретке находится приз. Игроки стоят вокруг, взяв друг друга «под ручки», т. е. сцепившись локтями. По команде необходимо взять приз, при этом круг не должен разорваться. Кто смог взять, тот и победил.
«Круговорот»
В игре участвуют 2 команды, игроки которых выстраиваются в затылок. Стоящий первым быстро поворачивается на 360°, берет за руку второго и они, не отпуская рук, поворачиваются вместе и т. д. Побеждает команда, первой закончившая «круговорот».
«Склеенная газета»
Игрокам вручается газетный лист и предлагается за 3 с разорвать его на как можно большее количество клочков. После выполнения задания объявляется, что победителем станет тот, кто с помощью скотча быстро склеит обратно свой листок.
«Встречное движение»
В игре участвуют 8 человек. На пол в ряд кладут 9 листов бумаги или рисуют 9 кругов. На каждый, кроме центрального, встает человек. Все лицом обращены к пустому листу в середине.
Цель: игрокам слева перейти направо, а справа — налево, соблюдая следующие правила: становиться можно только на пустой квадрат; можно делать шаг вперед, если перед тобой пустой квадрат; если перед тобой человек к тебе лицом, а за ним пустой квадрат, то ты его можешь обойти; обходить человека, стоящего затылком к тебе, нельзя.
«Снежинка»
Играют 2 команды. Каждый игрок выставляет вперед руку, сжатую в кулак (как будто держит свечку). Первому игроку на кулак кладется снежинка (лучше взять пластмассовую, чтобы не прилипала к рукам), второй накрывает ее своим кулаком, они переворачивают руки, чтобы теперь внизу оказался кулак второго играющего. Таким способом снежинка передается до последнего участника, затем определяется победившая команда, передавшая снежинку быстрее.
Рекомендуем посмотреть:
Психологический марафон в школе для учащихся 7-8 класса
Психологические игры для подростков
Конспект урока психологии в 4-5 классе
Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс
Тренинговые занятия для подростков