Психологический марафон в 7-8-х классах «Как избежать психологических комплексов»
Цели марафона:
• развитие коммуникативных качеств личности;
• оказание помощи подросткам в формировании собственного характера и силы воли;
• воспитание чувства ответственности за собственное психическое состояние и состояние своих друзей и близких.
Описание психологического марафона
Психологический марафон представляет собой проведение серии мини-тренингов, игр, тестирования личности с целью ознакомления подростков с особенностями подросткового возраста, создания ситуации успеха и уверенности в себе, развития коммуникативных навыков и умений искать и находить пути выхода из сложных жизненных ситуаций.
1. Случалось ли вам сталкиваться с проблемой психологического комплекса?
Учитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправиться вместе со мной в удивительный мир психологии. Каждый из нас на определенном этапе жизни стремится познать себя и окружающих, сопоставить свое личное «Я» с окружающим миром, найти свое место в обществе, в кругу друзей и близких. И в детском, и в подростковом возрасте, и во взрослой жизни нам всегда хочется иметь близких друзей, которым можно доверить свои душевные тайны, найти опору в трудной ситуации, обратиться за помощью или разделить чувства собственных успехов.
Но именно в подростковом возрасте у многих ребят не всегда получается сразу «завоевать успех» в компании ровесников. И тогда у них могут возникнуть психологические комплексы.
Психологический комплекс — это ошибочное представление человека о своих физических или психологических недостатках, их преувеличение, сопровождающееся глубокими и, как правило, скрываемыми от посторонних людей переживаниями1. Значительная часть имеющихся у человека комплексов им на самом деле не осознается. Комплексы развиваются и сохраняются на подсознательном уровне. Их осознание обычно порождает неприятные переживания, ведет к замкнутости личности, к стремлению «своими силами» преодолеть тот или иной недостаток.
Комплекс представляет собой стойкое психологическое явление, полностью избавиться от которого самостоятельно практически невозможно. В большинстве случаев необходима помощь психолога или врача, иногда человеку могут преодолеть психологические комплексы близкие друзья или родственники.
Есть несколько психофизиологических объяснений устойчивости комплексов. Во-первых, комплексы образуются у человека обычно в раннем детстве, в тот период жизни, когда его мозг еще был недостаточно зрелым для того, чтобы анализировать и дифференцировать поступающую в него информацию. Во-вторых, в структуре личности большинство комплексов взаимосвязаны между собой и сочетаются с защитными реакциями, которые в целом в жизни человека играют не только отрицательную, но и положительную роль.
О наличии комплексов у человека можно судить по следующим признакам:
— частые и сильные переживания из-за собственного поведения, неадекватных реакций на действия других людей (недовольство своей внешностью);
— неадекватность реакций на различные жизненные ситуации и на поведение других людей;
— чрезмерная заинтересованность какой-либо проблемой и поиском путей ее разрешения (навязчивость идей);
— чувство скованности при решении задач, которые оцениваются другими людьми;
— чувство страха или беспокойства при ожидании предстоящих встреч и разговоров со значимыми людьми;
— чувство скованности в различных компаниях людей, нерешительность при выполнении каких-либо поручений или работы («все равно у меня не получится»);
— порой, наоборот, излишнее стремление привлечь к себе внимание (неадекватное поведение, внешний вид, манера разговора).
Комплексы могут быть следующих видов. Комплекс неполноценности — необоснованное убеждение человека в том, что он в чем-то неполноценен, намного хуже других людей и уступает им и поэтому заслуживает недоброжелательное и неуважительное отношение к себе.
Комплекс неполноценности возникает по поводу:
— внешних, физических недостатков человека (фигура, лицо, руки, ноги);
— внутренних, психологических недостатков, включая ум, речь, память, внимание, знания, способности, умения, навыки, черты характера.
Комплекс мнительности и самовнушения — постоянное, навязчивое мнение человека, что именно на него все смотрят, его обсуждают, им недовольны и пр.
Комплекс превосходства — не вполне обоснованная установка человека на то, что он превосходит окружающих людей (принадлежность к высшей расе, «лучшему» роду, социальной группе или обладание особыми качествами, культурой, способностями, знаниями) и что это дает ему право пользоваться среди них особыми привилегиями.
Комплекс враждебности проявляется в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в том, что обладание силой (властью) дает ему право властвовать над другими людьми, либо в убежденности, что все люди коварны и злы, и, следовательно, агрессивность — это вынужденное ответное действие одного человека на коварство другого.
Комплекс вины- выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.
Комплекс защиты проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.
Задание:
1. Случалось ли вам ощущать в себе какой-либо из перечисленных комплексов?
2. Как, по вашему мнению, можно преодолеть психологические комплексы?
2. Преодолеваем чувство одиночества
Учитель: Некоторые из вас именно в подростковом возрасте сталкиваются с чувством одиночества. Вам кажется, что весь мир не понимает вас, у вас нет настоящих друзей, родители упорно не хотят вас понять, учеба вовсе не приносит вам удовлетворения, вы никому не нравитесь. Приходило ли к вам ощущение? (Рассуждения ребят.)
Предлагаю вам принять участие в небольшом тестировании и определить так называемый уровень собственного одиночества. Результаты будут строго анонимны и доступны лишь вам.
Опросник «Шкала одиночества»
Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный ответ отметьте знаком «+». Будьте искренни — результат будет известен только вам.
Текст опросника
Утверждения: «часто», «иногда», «редко», «никогда».
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку.
2. Мне не с кем поговорить.
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким.
4. Мне не хватает общения.
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня.
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне.
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться.
8. Я сейчас больше ни с кем не близок.
9. Те, кто меня окружают, не разделяют мои интересы и идеи.
10. Я чувствую себя покинутым.
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает.
12. Я чувствую себя совершенно одиноким.
13. Мои социальные связи и отношения поверхностны.
14. Я умираю по компании.
15. В действительности никто как следует не знает меня.
16. Я чувствую себя изолированным от других.
17. Я несчастен, будучи таким отверженным.
18. Мне трудно заводить друзей.
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими.
20. Люди вокруг меня, но не со мной.
Обработка результатов и интерпретация:
Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» — на два, «редко» — на один, «никогда» — на ноль. Полученные результаты складываются.
Максимально возможный показатель одиночества — 60 баллов. Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов — средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов — низкий уровень одиночества.
Учитель: Примите к сведению результаты теста и подумайте, может быть, вы сами виноваты в собственном чувстве одиночества? А теперь следующий тест.
Рекомендуем посмотреть:
Психологические тренинги, тесты, 8-10 класс
Психологические игры для подростков
Конспект урока психологии в 4-5 классе
Психологические тренинги, тесты, 7-9 класс
Методика изучения мотивации одобрения. Вариант шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу