Игры для развития навыков самоконтроля у детей

Игры на развитие навыков самоконтроля у дошкольников

Перехитри сторожа

Вы — грозный сторожевой пес, охраняющий сокровища (игрушка, конфета, книжка). Ребенок — шаловливый щенок, крадущийся за добычей, его задача — схватить ваше сокровище. Но, подкрадываясь к нему, он должен оставаться незамеченным. Если вы сидите неподвижно, малыш осторожно приближается к объекту, но стоит вам пошевелиться или обернуться, ребенок должен замереть на месте, чтобы остаться «невидимым».

Игра способствует совершенствованию навыков самоконтроля, развитию быстрой реакции, может быть переходной от активных игр к спокойным.

Все под контролем

Вы даете ребенку команду, а он должен ее выполнить, но только после того, как вы скажете: «Быстро!». Например: «Дотронься до желтого предмета», пауза, «Быстро!».

Игра способствует развитию навыков самоконтроля — ребенок старается сдерживать свои действия до получения определенного сигнала.

Будь внимателен

Попросите ребенка ответить на ваши вопросы. Но ответ на каждый вопрос должен звучать только после произнесения вами волшебной фразы: «Раз, два, три! Говори!». Вопросы могут быть самыми разными.

Сколько лап у кошки?

Апельсин — это овощ?

Где живет медведь?

Зоопарк

Ребенок имитирует движения разных животных. Вы отгадываете, какой перед вами зверь. Поменяйтесь ролями.

Черепахи

Предложите ребенку представить, что вы очень медлительные черепахи, и вам необходимо добраться до определенного места (например, из комнаты в кухню). Черепахи медленно, не останавливаясь, ползут к намеченной цели. Выигрывает та черепаха, которая приползет последней.

Повстречались два барана

Вспомните детское стихотворение: «На мосточке утром рано повстречались два барана...». Два игрока изображают вышеупомянутых животных, упираясь друг в друга лбами и ладонями. Проигрывает тот, кто первым сделает шаг назад или в сторону. Играя, следите, чтобы дети не входили в слишком уж сильный азарт, сопровождайте игру шутками и смехом.

Занятие способствует избавлению от эмоционального и мышечного напряжения, снятию агрессии.

Прогоняем злость

Ребенок лежит на спине, рядом с его руками небольшие подушки. Команда «Топаем!» — и малыш начинает топать ногами, согнув их в коленях. Действия сопровождаются словами, «прогоняющими» злость. Хлопок — и в работу вступают руки, ребенок колотит ими по подушкам, не прекращая «пугать» злость. Через несколько минут включите спокойную музыку, ребенок переворачивается на живот в позу звезды — раскинув руки и ноги.

Цветок

Включите тихую спокойную музыку. Расскажите ребенку о том, как растет цветок: «Маленькое семечко попадает в землю. Его поливает дождь, согревают солнечные лучи, и оно растет. Тихо-тихо поднимается над землей стебелек, потом появляются листья, образуется маленький бутончик, он увеличивается и наконец лепесток за лепестком раскрывается прекрасный цветок». Предложите малышу показать, как растет цветок. Ребенок сидит на корточках, вы произносите: «Дождь, солнце». Малыш медленно поднимается, разводит руки в стороны, встает в полный рост и тянет руки вверх изо всех сил.

Месим тесто

Предложите ребенку испечь пирожок. Подготовьте ингредиенты для замеса теста и разрешите малышу действовать. Работа с тестом заберет лишнюю энергию, отвлечет от грустных мыслей, снимет напряжение. Пусть малыш возится с тестом столько, сколько считает нужным, не мешайте ему. Если же на выходе и впрямь получится какое-либо кулинарное изделие, это будет дополнительной радостью для ребенка.

Зайцы и слоны

Предложите ребенку стать маленьким беспомощным зайчиком. Пусть малыш покажет, как зайка дрожит, боясь всего на свете, как он прячется, заслышав шаги лисы или волка. А еще зайцы умеют быстро бегать и далеко прыгать. По взмаху волшебной палочки заяц- трусишка разом превращается в большого слона — сильного и невозмутимого. Он медленно идет по своей территории, никого не боясь и ни о чем не переживая. Пусть ребенок изображает животных поочередно, помогите ему входить в роль, рассказывайте о тех или иных особенностях разных зверей.

Испекли мы каравай

«Каравай» будете печь из малыша. Сначала посыпьте его мукой — сделайте легкий массаж. Затем добавьте молоко — ласково поглаживайте ребенка по всем частям тела. Далее очередь соли и сахара — слабо пощипайте кожу. И наконец «замес» теста — разминайте тело ребенка.

Чтобы каравай испекся, малыш должен лежать спокойно, глубоко дыша. Через несколько минут «каравай» готов. Украсьте его подручными средствами — вырежьте цветочек из бумаги, наденьте на голову подобие короны и т. п. Теперь можете разыграть сказку по мотивам «Колобка».

Клубок

Если ваш ребенок рассержен и агрессивен, расскажите ему сказку про волшебный клубок, который может сделать добрым даже самого злого волшебника. Для этого нужно из одного клубка сделать два. Приготовьте большой клубок и покажите малышу, как сделать из него другой. Сядьте рядом с ним и делайте то же самое, рассказывая ему какую-нибудь историю или, читая стихи. Занятие позволит малышу успокоиться и расслабиться.

Помоги котенку

Подберите или сшейте игрушку из мягкого меха. Если ребенок расшалился не на шутку, покажите ему котенка и объясните, что маленький зверек напуган огромным псом, ему очень страшно, хочется убежать или спрятаться. Пусть малыш погладит игрушку и поговорит с ней, убеждая не бояться и остаться с вами. Помогайте ребенку вспомнить ласковые и добрые слова, гладьте котенка вместе с ним.

Игры с песком 

Оказывают успокаивающее действие, снимают нервное напряжение, развивают мелкую моторику.

Насыпьте в небольшой таз немного песка, на дне спрячьте несколько мелких игрушек. Попросите ребенка найти на ощупь, погрузив руки в песок, определенный предмет. По правилам игры вытаскивать и рассматривать игрушки запрещается.

Подготовьте два сосуда — с узким и широким горлом. В один из них насыпьте песок. Предложите ребенку пересыпать песок из одной формы в другую, стараясь не просыпать его.

Водная гладь

Участники игры образуют круг. В центре круга стоит широкий сосуд с водой. Ведущий обращает внимание игроков на то, как спокойна вода, какая ровная у нее поверхность. Дети стараются быть такими же тихими, как вода. Но вот ведущий погружает руку в сосуд, вода колышется, идет рябью. В этот промежуток времени дети могут расслабиться, поиграть, но ведущий пристально следит за водной поверхностью, как только она успокаивается, дети вновь замирают.

Не верь ушам своим

Ведущий объясняет детям правила игры: он будет говорить различные предложения, если сказанное в предложении верно, дети хлопают в ладоши, если же информация не соответствует действительности, игроки топают ногами. Например: «Зимой идет снег» (хлопок в ладоши). «На уроке математики ученики изучали уравнения» (хлопок). «Когда дует ветер, ни один листик на дереве не шелохнется» (топот). Пусть дети поочередно попробуют себя в роли ведущего.

Зеркало

В основе игры лежит любое совместное занятие с ребенком, подразумевающее подражание каким-либо действиям. Это может быть выкладывание узоров из заранее подготовленного материала, сбор пирамидки, рисование, лепка и т. п. Поясните ребенку, что он должен повторять каждое ваше движение, и результат ваших работ должен быть одинаковым.

Наш с тобой секрет

Объясните ребенку правила игры: вы проговариваете разные слова, малыш должен повторять их за вами, но одна из категорий слов, например «игрушки», является секретной, т. е. повторять их названия можно только про себя, хлопнув при этом в ладоши.

Спрячь фигуру

Нарисуйте 3 ряда геометрических фигур разного цвета и формы. Предложите ребенку повторить узор, но перед этим поясните, что за всеми красными треугольниками охотится злой волшебник, поэтому фигурки хотят спрятаться, вместо данных изображений, рисуя узор, следует поставить зеленые точки.

Руки, ноги, голова

Ребенок сидит в кресле, вы поочередно называете части тела, малыш при этом должен показать вам то, что вы назовете и зафиксировать на этом взгляд. Например, вы говорите: «Правая рука». Ребенок поднимает руку и смотрит на нее и т. д. Меняйте темп — называйте части тела быстрее, медленнее, делайте повторы.

Радио

Предложите ребенку стать радиоведущим — пусть он рассказывает вам все, что хочет. Объясните малышу, что во время рассказа вы будете прибавлять или убавлять звук, при этом ребенок должен соответственно реагировать на ваши действия, т. е. говорить тише или громче. Можно создавать помехи — в это время малыш перестает говорить и издает какие-либо посторонние звуки.

На одну букву

Вы громко называете какую-либо букву, ребенок должен запомнить ее. Далее вы задаете малышу самые разнообразные вопросы, по правилам игры ответы на них должны начинаться только на обозначенную букву, поясните, что они могут не соответствовать настоящему положению вещей. Например, вы объявили букву «Л». «Что ты сейчас делаешь?» — «Лежу». «Что ты ел на завтрак?» — «Лапшу». — «Кого ты видел из окна?» — «Лошадь» и т. п.

Сели — встали

Вы перечисляете слова, ребенок сидит, услышав название одушевленного существа, он должен встать и сесть только после того, как вы вновь назовете одушевленный объект. Например: дорога, камень, ветер, бумага, бабочка, лодка, вилка, небо, лиса...

Щекотка

Ребенок сидит на стуле, ноги ровно стоят на полу. Вы ходите вокруг него, время от времени приседаете и щекочите его ступни. Задача малыша — сохранить полное спокойствие, т. е. не смеяться и не дрыгать ногами.

Прошепчи мне

Вы рисуете на бумаге бесформенные предметы, среди них — цифру или букву. Увидев это, ребенок должен назвать ее шепотом.

Все наоборот

Встав напротив ребенка, вы показываете ему разнообразные движения. Задача малыша — делать все наоборот. Например, вы подняли правую руку, значит ребенок должен поднять левую, вы наклонились вперед, ребенок — назад и т. п.

Делаю одно, говорю другое

Вы показываете малышу движения из утренней зарядки, проговаривая их названия: «Наклон вперед, приседания, махи ногами...», ребенок повторяет их за вами. Но по правилам игры, показывающий иногда ошибается и, наклоняясь, говорит: «Приседание». Малыш должен быть внимателен и делать только то, что слышит.

Говорю, когда хочу

Игра способствует развитию навыков регуляции громкости речи.

Придумайте вместе с ребенком свою систему знаков, опираясь на которую побуждайте малыша менять уровень громкости его речи. Например, прикрывая ладошкой рот, вы показываете ребенку, что надо говорить шепотом, указательный палец на губах — молчание, хлопок в ладоши — громкая активная речь.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!