Помните, что лучше всего ребенок усваивает, понимает и запоминает то, что видел своими глазами!
Гуляйте с ребенком не только во дворе, перед домом, гуляйте с ним по планете. Играйте с ним!
Только так ребенок оценит размеры, форму, узнает назначение той или иной вещи, понаблюдает ее в действии. Узнает, где раки зимуют и почему у слона длинный нос...
География города
❀ Расскажите ребенку, в каком районе города вы живете, какие еще районы есть в вашем городе, что такое центр и что такое окраины.
❀ Совершите поездку в какой-нибудь район города, погуляйте там, а в следующий раз отправьтесь в центр, затем в пригород.
❀ Объясните ребенку, как устроен город. Попробуйте нарисовать карту: центр, районы, реки, мосты, место работы папы, театр, вокзал и т. д.
Прогулка на железнодорожную станцию или вокзал
❀ Спланируйте короткую экскурсию на электричке.
❀ Можно просто проехать несколько остановок и вернуться обратно. А можно доехать до железнодорожного вокзала и там внимательно все разглядеть. Расскажите, где покупаются билеты, походите по подземному переходу, покажите табло с информацией о прибытии и отправке поездов. Спуститесь в камеру хранения и покажите, как можно ненадолго оставить вещи на вокзале. Посидите в зале ожидания и т. д.
❀ Расскажите о профессиях машиниста, проводника, кассира, носильщика, уборщицы и т. д. Можете сделать небольшой экскурс в историю и рассказать, что раньше паровозы работали на угле, что была такая профессия кочегара. А еще раньше совсем не было поездов, и люди передвигались на лошадях, в специальных тарантасах, бричках и каретах.
❀ Такая прогулка приятно удивит вашего ребенка и оставит множество воспоминаний, которыми он будет делиться не один день.
❀ Аналогичную экскурсию можно провести в аэропорту, метро, на речном вокзале.
По дороге с облаками
❀ Если за окном чудесная погода, совершите вместе с ребенком прогулку «по дороге с облаками». Пусть ваша прогулка будет веселой: идите и пританцовывайте. Размахивайте руками и пойте что-нибудь, вроде песенки Фунтика:
Хорошо бродить по свету,
С карамелькой за щекою...
❀ Или классической пыхтелки Винни-Пуха:
Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Тарам-парам,
Парам-тарам!
На то оно и утро...
❀ Взмахивайте руками то выше, то ниже. Меняйте ритм. Прибавьте какой-нибудь смешной шажок или прыжки. Ведите счет и подпрыгивайте, например, на каждом третьем шагу.
❀ Шагайте, ритмично отсчитывая шаги. Считайте по два, потом по десять, а может быть, по пять. А когда станет скучно, маршируйте под детские стишки:
Левой,
Правой,
Левой,
Правой.
На парад
Идет отряд.
На парад
Идет отряд,
Барабанщик очень рад.
Барабанит,
Барабанит
Полтора
часа подряд.
Левой,
Правой.
Левой,
Правой.
Барабан
Уже дырявый.
Музыкальная прогулка
❀ Возьмите с собой на прогулку дудочку, свисток, губную гармошку, трещотку и т. д.
❀ Можно идти и дудеть в такт шагам. Можно петь песни.
❀ Заметьте, как песня влияет на ваш шаг. Если вы поете марш, ваш шаг ускоряется. А что происходит, если вы переходите на колыбельную песню?
❀ Пойте любые песенки, какие вам придут на память.
Прогулка с увеличительным стеклом
❀ Гулять по улице с увеличительным стеклом очень интересно.
❀ Можно на время стать, например, юным натуралистом и рассматривать муравьев на тропинке, проследить их путь к муравейнику, понять, что они несут в свой дом, и т. д.
❀ Это очень интересно для ребенка. И неважно, если вы имеете смутное представление о зоологии и ботанике. На данном этапе будет вполне достаточно, если вы рассмотрите насекомых и поговорите с ребенком о них.
❀ После такой прогулки у вашего ребенка точно не появится желание оторвать бабочке крыло или раздавить муравья.
Кто первый увидит
❀ Выберите какой-нибудь объект (красный автомобиль, газетный киоск или окошко с цветами) и посмотрите, кто первым его заметит. С детьми постарше можно усложнить задачу, попросив их, например, высматривать машину с откидывающимся верхом, дорожный указатель, содержащий какое-то определенное слово, или человека с кожаным чемоданчиком.
Странные люди
❀ Выберите ведущего, который будет показывать, каким образом нужно передвигаться до условленного места (угла, почтового ящика или по дороге до тех пор, пока не проедет машина).
❀ Возможные варианты движений: скакать на двух, одной ноге; идти вперед спиной, боком; скакать с прискоком; делать гигантские или муравьиные шаги; держать руки над головой, за головой, впереди туловища; скакать, как лошадь; наклоняться через каждые три шага и т. д.
Собираем всякую всячину
❀ Возьмите с собой на прогулку сумку, чтобы складывать гуда ваши находки. Смотрите по сторонам, не попадется ли вам что-нибудь интересное. Например, вы можете найти блестящий камушек, красивый лист, палку необычной формы и т. д.
❀ То, что завораживает вашего ребенка, может показаться вам мусором, но если находка безвредна, разрешите малышу взять ее с собой.
❀ Вернувшись домой, разложите ваши находки на полу или столе и внимательно рассмотрите их. Можно достать увеличительное стекло, чтобы ребенок хорошенько рассмотрел свои «сокровища». Вечером пусть он продемонстрирует их остальным членам семьи.
❀ У некоторых детей может возникнуть желание собирать коллекцию необычных камешков, листиков и чего угодно, что им нравится. Дайте ребенку коробку из-под обуви, чтобы он мог хранить в ней свою коллекцию.
Прогулка с компасом
❀ Спрячьте во дворе какое-нибудь «сокровище» и предложите ребенку найти его. Возьмите с собой компас и расскажите маленькому кладоискателю, как определять направление.
❀ Попросите его сделать десять шагов на север. Потом пять шагов на юго-восток и т. д., таким образом методично подводите ребенка к спрятанному кладу.
Сколько до чего шагов
❀ Гуляя с ребенком, присмотрите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии, например, скамейку у подъезда, и сосчитайте, сколько до нее шагов.
❀ Затем сосчитайте, сколько шагов до песочницы и т. д.
❀ Сравните, насколько отличается расстояние до обоих объектов (измеряйте его шагами).
❀ Постарайтесь вместе с ребенком прикинуть, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту. Например, вам потребовалось двадцать шагов, чтобы дойти до скамейки, а теперь отгадайте, больше или меньше потребуется шагов, чтобы дойти до качелей.
Прогулка с рулеткой
❀ Гулять с рулеткой почти так же увлекательно, как гулять с увеличительным стеклом.
❀ Покажите ребенку, как можно измерять предметы и расстояния сантиметрами и метрами.
❀ Покажите, как выглядит расстояние в сантиметр, метр, десять метров.
❀ Замерьте это расстояние, определив, сколько шагов необходимо сделать, чтобы пройти один метр.
❀ Измерьте некоторые расстояния в шагах, а потом снова сделайте это с помощью рулетки, чтобы проверить, насколько вы были точны.
❀ Измерьте длину скамейки, клумбы, горки и т. д.
Большой Ух
Игра поможет ребенку научиться различать звуки
❀ Попробуйте на улице определить, какие звуки вы слышите: шум колес машины, велосипеда, чей-то разговор, смех, звуки сирен, мобильных телефонов, музыки из соседнего дома, лай собаки. Прислушайтесь, как падает мусор в мусорку, как скачет мяч по асфальту и т. д.
❀ Постарайтесь подобрать вместе с ребенком слова, чтобы описать звуки, которые вы слышите. Как бы вы назвали звук, который издает сирена? Качели? Играющие мячом дети?
У кого какая температура
❀ Во время прогулки обратите внимание ребенка на то, что все предметы разные на ощупь: теплые, холодные, горячие.
❀ Рассмотрите предметы из разных материалов. Потрогайте разные вещи и сравните свои ощущения. Попросите ребенка их описать.
❀ Например, жарким днем предложите ребенку потрогать землю в тени, на солнцепеке, потом что-нибудь металлическое черного цвета (например, входную дверь), затем деревянное сиденье скамейки и сравните их температуру.
❀ Сделайте то же самое в холодный день. Ваш ребенок интуитивно поймет, что металл — это хороший проводник тепла, что темные объекты притягивают солнечные лучи и что земля сохраняет тепло.
Разные качества предметов на улице
❀ Описывайте разные качества предметов, которые вы будете трогать вместе с ребенком на прогулке.
❀ Отметьте, что кирпичи на ощупь твердые и шероховатые. Кора дерева тоже шероховатая, но совершенно по- другому Найдите предметы, которые были бы мягкие или клейкие, колючие или мокрые.
❀ По возвращении домой можно зарисовать все предметы в таблицу, распределив их по графам: гладкие, шероховатые, большие, маленькие, холодные, теплые, тяжелые,
Счет на улице
❀ Выберите на улице что-нибудь для подсчета. Можно сосчитать, сколько прошло людей в очках, сколько зеленых машин припарковано на вашей улице или сколько магазинов в вашем микрорайоне.
Например:
♦ Я вижу зеленую машину: одну, две, три и т. д.
♦ Я вижу голубей: один, два, три, четыре, пять, шесть и т. д.
На небо за звёздами
❀ Предложите детям отправиться «собирать звезды на небе».
❀ Старайтесь потянуться как можно выше и со всех сторон собрать воображаемые звезды в корзиночку.
❀ Затем звезды можно посадить в траву. Взяв звезду левой рукой, нужно посадить ее за правой ногой, а потом наоборот.
❀ Затем можно сесть на траву, широко раскинув ноги, и попробовать сорвать левой рукой травинку у правой ступни, а потом наоборот.
❀ Если это покажется вам забавным, прибавьте еще какие-нибудь движения.
Столовая для птиц
❀ Помогите ребенку научиться узнавать птиц, которые обитают у вас в районе. Купите о них какую-нибудь книгу. Можно повесить в кухне картинки с изображением птиц, которых вы видели на улице.
❀ К зиме приготовьте вместе с ребенком незатейливую кормушку из тетрапака или пластиковой бутылки и повесьте ее на дерево.
❀ Внимательно наблюдайте за птицами во время кормления. Определите, кто в стайке воробьев лидер, кто задира, а кого обижают. Придумайте им имена.
❀ А потом вместе с ребенком начните сочинять историю про ваших питомцев.
«Мой веселый звонкий мяч...»
Игра развивает зрительную и дыхательную координацию
❀ Возьмите теннисный мячик и ракетку для бадминтона.
❀ Пусть ребенок отбивает мяч от кирпичной стенки или бросит мячик об стену и поймает его после того, как, ударившись о землю, мячик подпрыгнет один раз, два раза, три раза — объясните ребенку, когда ему можно ловить мячик.
❀ Вы можете придумывать и другие задания в зависимости от умения и интересов вашего ребенка.
«Надоело мне лежать, захотелось полетать...»
❀ Вместо того чтобы просто пойти на прогулку, предложите ребенку «полетать». Пусть малыш всю дорогу воображает себя самолетом, бабочкой или комаром.
❀ Поговорите с ребенком о том, как по-разному все летают. У самолета, например, есть мотор, который громко ревет. Бабочка совершенно беззвучна, грациозна и двигается медленно, как будто висит в воздухе. А комар, издавая пронзительный писк, носится кругами, пока не найдет свою жертву. Шмель жужжит, как маленький моторчик, а саранча стрекочет.
❀ А как летают воздушные змеи и птицы, дирижабли и пчелы, облака и журавли?
Запускаем воздушного змея
❀ Это чудесное развлечение. Найдите большое открытое пространство, где над головой не будет проводов, и ребенок может побегать.
❀ Дождитесь, пока подует ветерок, возьмите два воздушных змея, побольше бечевки и отправляйтесь развлекаться.
Ветреный день
❀ Купите или нарежьте узкие разноцветные бумажные ленточки по 15-25 сантиметров длиной и прицепите их к петлям на поясе детского костюма или к лямкам комбинезона.
❀ Сделайте дополнительный аксессуар — «ветряную палочку». Привяжите к обыкновенной палке побольше ленточек.
❀ Все это красиво будет развеваться на ветру, а ваш ребенок получит незабываемое удовольствие.
Гора из листьев
❀ Вместе с ребенком сгребите огромную кучу листьев. Хорошо, если рядом есть скамейка или пень, с которого можно прыгать. Пусть малыш поразвлекается, прыгнув на кучу листьев столько раз, сколько ему захочется.
Гуляем, как...
Игра тренирует память, воображение, развивает творческие способности
❀ Гулять, как кто-то, можно долго и весело. Например, можно гулять, как Винни-Пух: напевая песенки, пыхтя и все время засовывая свой любопытный нос в разные интересные места.
❀ Или как Незнайка, у которого в руках волшебная палочка.
❀ Или как Железный Дровосек с заржавевшими конечностями.
❀ Может быть, вам захочется помаршировать, как солдаты, или пройти на кончиках пальцев, как балерина, или прошагать гигантскими шагами, или пятясь назад? Такие прогулки могут стать веселыми и забавными, и в то же время они способствуют тренировке памяти, развитию воображения.
Прогулка с завязанными глазами
❀ Гуляя с ребенком, спросите, не хочется ли ему попробовать ощутить мир, не видя его, полагаясь только на осязание и обоняние. Если ребенку это интересно, завяжите ему глаза, возьмите за руку и подведите к дереву, цветам, кустарнику или к чему-нибудь другому, что он может потрогать и понюхать.
❀ Спросите ребенка, понимает ли он, мимо чего вы идете; как он думает, что издает такой звук и т. д.
Пленэрная живопись
Развивает способность к сосредоточенному вниманию
❀ Возьмите с собой на прогулку альбом, краски или фломастеры. Придумайте, какую уличную (парковую) сценку вы будете зарисовывать.
❀ Для начала договоритесь, что проведете за рисованием всего пять минут. Если через пять минут ребенку все еще будет интересно, предложите ему поработать еще пять минут.
❀ Попросите ребенка внимательно присмотреться и разглядеть разные детали, которые не видны с первого взгляда, а затем запечатлеть их на рисунке.
❀ Такие «зарисовки на улице» помогают развить способность к сосредоточенному вниманию, что ему очень пригодится в школе и дальнейшей жизни.
Поход
❀ Возьмите рюкзак, провизию, термос с чаем, плед и все остальное, что покажется вам необходимым, и отправляйтесь в поход, хотя бы и просто во двор.
❀ Придумайте маршрут, устройте привал и пикник. Дети получают колоссальное удовольствие от такого рода прогулок.
Великаны - карлики
❀ Участники игры встают по кругу. Ведущий командует: карлики или великаны. На слово «карлики» все приседают, «великаны» — все встают. Те, кто ошибся, встают внутрь круга и в конце игры выполняют какое-либо задание.
Жмурки
❀ Участники игры выбирают пару — мальчика и девочку, «Машу» и «Яшу». Обоим завязывают глаза. Иногда еще и покружат, чтобы они потеряли ориентировку в пространстве. Остальные играющие берутся за руки и образуют вокруг водящих замкнутую цепь. Яшу отводят подальше от Маши и предлагают найти ее. Вытянув руки вперед, Яша начинает искать и звать:
— Где ты, Маша?
— Я тут, — громко отвечает Маша, но сама не очень-то торопится встретиться с Яшей и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения их порой комичны и неожиданны. Случается, Яша принимает за Машу кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Наконец, Яша находит Машу, и их заменяют новой парой водящих. Окружающие не должны подсказывать, кто где находится. Маше и Яше не дают выйти из круга.
Чтобы поймать Машу, достаточно коснуться ее рукой.
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Развивающие игры для детей 4-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!