Вы долго ехали в машине, и малыш заскучал? Что ж, это легко исправить. Достаньте зеркальце, посмотритесь в него и озвучьте диалог:
— Свет мой, зеркальце, что видишь?
— Вижу счастье на лице.
Улыбнитесь, изобразите на лице радость. Дайте зеркальце в руки малышу и прочитайте стишок снова. Попросите ребёнка сделать счастливое лицо.
Теперь прочитайте стишок по-другому:
— Свет мой, зеркальце, что видишь?
— Вижу на лице испуг.
Сделайте испуганное лицо. Теперь пусть малыш перед зеркальцем попробует изобразить то же самое.
Изображайте различные эмоции и просите малыша подражать вам. А сами читайте стишок, меняя последнюю строчку: «Вижу сонное лицо», «Вижу грустное лицо».
❀ Разглядывая своё отражение в зеркале, малыш учится наблюдать и получает представление о самом себе, развивает эмоциональный интеллект.
В дороге устают и взрослые, и дети. Иногда родителям просто хочется тишины. Беспроблемные полчаса пути будут вам обеспечены, если сможете увлечь ребёнка простой игрой — наверняка вы её помните с детства. Объясните малышу правила: всё нужно делать молча. Ротик не должен открываться, язычок не должен говорить. Кто первый произнесёт хоть слово — тот и проиграл.
Как же начать игру? К этому случаю прекрасно подойдут стишки или считалочки:
Чок-чок-чок,
Зубы на крючок.
Чок-чок-чок,
Ротик на замок.
Кто слово скажет —
Тому щелчок.
❀ Игра тренирует мимику и мелкую моторику, учит ребёнка быть терпеливым, выносливым, сдержанным, помогает ему расслабиться и успокоиться.
Как же здорово наблюдать пейзаж за окном автомобиля! И ещё интереснее называть вслух всё, что вы и ваш малыш заметите. Это могут быть проезжающие мимо велосипедисты, растущие вдоль дороги деревья, домики, вышки, летящие птицы, рекламные щиты.
Показывайте и называйте всё примечательное, что увидите, будь то самое большое дерево, или маленький-маленький домик, или необычная машина и т. д. Альтернативный вариант игры: если ваш автомобиль снизил скорость или остановился, и картинки за окном уже не мелькают, можно осмотреться повнимательнее и придумать рассказ вон о той собачке под деревом, или о громко каркнувшей вороне, или о жителях вот этого домика.
❀ Игра развивает зрительное восприятие малыша, его воображение и творческие способности, обогащает словарный запас ребёнка.
Чтобы маленький непоседа в дороге не скучал и не мучил вас, собирайте детский рюкзачок вместе. Пусть малыш расскажет и покажет, что ему интересно, во что он согласен играть в пути. Тогда у вас точно не возникнет проблем и трудностей, пока вы добираетесь до места отдыха. Итак, маленький путешественник отлично помнит, какие игрушки едут с ним, а значит, можно затеять шуточную игру, выясняя, не забыли ли вы взять в дорогу что-нибудь важное. Задавайте ребёнку вопросы — обычные и с подвохом: «Медвежонка взяли?» Малыш ответит: «Да-а-а!» «Мыло и полотенце взяли?» — «Да-а-а!» — «Хорошее настроение взяли?» — «Да-а-а!» — «Жареного бегемота взяли?» — «Да-а-а!»
Вот это да! Малыш попался! Улыбайтесь ребёнку и хохочите от души.
❀ Игра развивает речь, гибкость мышления, быстроту реакции и, конечно, поднимает настроение.
Малышам от пяти до шести лет
Вы с малышом занимаетесь английским? Тогда эта игра станет своеобразным тестом на хорошую память и проверкой знаний. Принцип таков: где угодно — на стоянке перед кафе, на автозаправке, на пешеходном переходе всегда есть что разглядывать, — только называть предметы вы будете по-английски, а малыш пусть угадывает. В качестве подсказки можно использовать карточки с картинками.
Если малыш справился с заданием, произнесите английское слово ещё дважды, а затем попросите ребёнка его повторить. Через какое-то время вы сможете поменяться ролями: малыш будет начинать по-английски, а вы — переводите.
Что даёт знакомство с английским? Ребёнку очень важно знать, что окружающие его люди могут говорить на другом языке и что это не служит препятствием для совместных игр и взаимопонимания.
❀ Игра способствует развитию речи, интеллекта, логического мышления, закрепляет правильное произношение самых простых английских слов.
Не забывайте в дороге про пальчиковые игры — развивайте гибкость и подвижность детских ладошек. А вот и прекрасная пальчиковая сказка. Малыш затаил дыхание и готов слушать.
На лесной полянке над цветами порхают бабочки. Вот одна яркая красавица села на ромашку и сложила крылышки.
Прижмите ладони друг к другу. Большие пальцы разведите в стороны и покажите, как ваша бабочка умеет шевелить усиками. Соедините большие пальцы и плавно разведите ладони в стороны — бабочка машет крылышками.
И малыш пусть попробует показать, как порхает бабочка!
❀ Пальчиковая игра способствует развитию речевых навыков, мелкой моторики, воображения и творческих способностей, поднимает настроение.
Как проще научить ребёнка выделять первую букву в слове? Принимайтесь искать за окном и по очереди называть как можно больше предметов, начинающихся на выбранную вами букву. Пусть это будет, например, буква К.
Малыш с удовольствием прильнёт к стеклу и будет внимательно следить из окна за колёсами, кабинами, колясками, кустами, канавами, кошками, коровами, козами, камышами, корягами, камушками.
Ребёнок постарше может заметить клёны, каштаны, клумбы, крыши, калитки, кирпичи, качели, киоски, кафе, кинотеатры, колонны, крылья... Выигрывает тот, кто назовёт последний предмет.
Помогайте ребёнку подобрать нужное слово, давайте ему небольшие подсказки. Эта игра — важный шаг на пути к чтению.
❀ Игра знакомит с буквами алфавита, развивает речь, мышление, внимание, память, расширяет кругозор, учит выделять первую букву в слове.
Малышу будет очень приятно, если вы поручите ему какое-нибудь важное дело.
Например, он может открыть сезон фотоохоты. Вручите ребёнку фотоаппарат и предложите попробовать себя в роли фотокорреспондента.
Пусть фиксирует всё, что покажется ему интересным. При желании серию фотографий можно сделать и с помощью гаджета. Когда ваше путешествие подойдёт к концу, вы сможете обработать отснятый материал и сделать из него презентацию.
И конечно, пригласите родных и близких на выставку фоторабот. Все вместе обсудите события дня, ставшего частью семейной истории.
А юный фотограф сможет прокомментировать свои кадры.
❀ «Взрослые» дела, которые вы поручаете малышу, расширяют его кругозор, развивают речь, познавательные способности, умение общаться.
Общение с вами всегда интересно ребёнку, находитесь ли вы с ним дома, на прогулке или в путешествии. Расскажите малышу, что вас окружает, подробно опишите салон автомобиля, обращая внимание на размер, цвет, форму каждой детали. А теперь загадайте какой-нибудь хорошо знакомый предмет в машине, который находится на виду у малыша. Первым делом можно загадать руль, ведь порулить и нажать на клаксон — заветная детская мечта. Обязательно дайте малышу подсказку, например уточните, что загаданный предмет похож на баранку. Пусть ребёнок постарается угадать. Если первая попытка не увенчалась успехом, дайте малышу ещё одну подсказку. После того как предмет будет отгадан, поменяйтесь ролями: пусть теперь ребёнок что-нибудь загадает, а вы будете отгадывать.
❀ Игра способствует развитию мышления, внимательности и сообразительности, совершенствует речь, навыки общения.
Всем деткам очень понравятся игры с участием сказочных персонажей. Особенно малыши будут рады, если мама и папа тоже включатся в процесс.
На этот раз сказка у нас будет не простая, а алфавитная — все-все-все персонажи обожают и уважают букву, с которой начинается их название. То есть в вашей увлекательной истории будут появляться звери, игрушки или любые другие предметы в алфавитном порядке. Ну что, поехали?
«Ах!» — ахнула акула Алиса.
«Бе-е-е» —боднулся белый барашек.
«Вью-вью!» — вертелся волчок.
«Га-га!» — гоготал гусёнок.
«Ду-ду!» — дул в дудку дракончик.
Возможно, вы даже не подозревали, какой талант рассказчика скрывал в себе ваш ребёнок!
❀ Игра развивает выразительность речи, память и ассоциативное мышление.
Предложите малышу внимательно смотреть на номера проезжающих легковых автомобилей и искать по порядку цифры от одного до девяти.
Как только ребёнок увидит цифру 1, он должен крикнуть: «Один!», затем — «Два!», и так до девяти.
Пусть цифры сначала называет папа, потом мама и наконец малыш.
Усложните правила игры: сперва перечисляйте цифры в порядке возрастания, потом в порядке убывания: «Девять!», «Восемь!», «Семь!»... Можно искать разные цифры также на рекламных щитах, на проезжающих мимо автобусах, на домах.
❀ Игра помогает освоить порядковый счёт, запомнить изображение цифр, учит соотносить число с количеством предметов.
В каждом ребёнке от природы заложена потребность познавать окружающий мир, и если ваш малыш интересуется буквами, с удовольствием рассматривает книги, увлечённо перелистывая странички, предложите ему прочитать первые слова прямо из окна автомобиля. Подогревайте интерес, на личном примере покажите, что на скорости прочесть промелькнувшее за окном слово — это интересная, захватывающая игра. Сначала читайте сами — крупные буквы на рекламных билбордах, названия кафе, магазинов.
Хвалите, от души радуйтесь, если маленький ученик тоже успел сам прочитать слово или всего пару слогов: «МО-ЛО... — ах, как интересно!» — комментируете вы. А малыш подхватывает: «...КО!»
Просто молодец!
❀ Игра совершенствует мышление, зрительную память, внимание, речь, развивает и закрепляет навык слогового чтения.
Для игр в дороге существует прекрасный вид конструирования — выкладывание изображений с помощью счётных палочек (подойдут и обыкновенные спички, с которых удалена сера). Предложите выполнить задания по образцу.
Предметы для конструирования должны быть знакомыми и простыми: человечек, дорожка, кубик, флажок, пирамидка. Ребёнку будет легче раскладывать палочки или спички поверх заранее нарисованного вами рисунка (это могут быть часы, домик, ёлочка).
На начальном этапе, чтобы заинтересовать малыша, можно предложить ему закончить рисунок. Например, прочтите потешку: «Как у котика усы удивительной красы» и покажите ребёнку картинку, на которой нарисован кот. Затем попросите его «сделать» коту усы из счётных палочек.
❀ Игра развивает зрительное восприятие, мелкую моторику, память, наблюдательность, аналитическое мышление.
Вы едете в поезде, и ребёнок заскучал? Предложите малышу счётными палочками или спичками, очищенными от серы, дополнить ваши рисунки или выложить по образцу геометрические фигуры, цифры, буквы, короткие слова.
Для начала пусть «украсит» нарисованного Колобка «иголками» — получится ёжик.
Нарисуйте или выложите из счётных палочек рельсы. Попросите ребёнка уложить поперёк рельсов шпалы, чтобы по дороге могли ездить поезда.
Рельсы легко превращаются в лесенку, на которой не хватает ступенек. Их необходимо сделать, чтобы можно было спускаться и подниматься.
Вскоре малыш научится выкладывать не только отдельные предметы, но и целые композиции, причём не только по вашему образцу, но и по собственному замыслу.
❀ Игра развивает интеллект ребёнка, способность к анализу, сообразительность и воображение. Достижения в игре приносят малышу огромную радость. Он смог, у него получилось!
И вы, и малыш по очереди очень быстро называйте известных вам героев книг или мультфильмов. Выигрывает тот, кто вспомнит «последнего героя». Не забывайте, что развивающие игры рассчитаны на то, чтобы дети и родители время от времени придумывали новые условия и правила — договоритесь перечислять персонажей только женского рода (к которым можно приставить словечко «она») или только мужского рода (если можно приставить словечко «он»). Например:
Царевна-лягушка, Красная Шапочка...
Змей Горыныч, Колобок, Кот в сапогах...
А если вам повезёт и попутчиком для вашего ребёнка станет его сверстник, то игра в дороге будет для такой компании лучшим времяпровождением. Вы и не заметите, как пройдёт поездка.
❀ Игра развивает речь малыша, быстроту реакции, память, кругозор.
Включайте в свой арсенал дорожные игры на развитие внимания и наблюдательности и обязательно начинайте с самых простых конкурсов и заданий, постепенно их усложняя. Старайтесь заинтересовать ребёнка, вовлечь его в игру.
Предложите малышу повнимательнее осмотреться и запомнить как можно больше деталей в окружающей обстановке.
Скажите: «Сейчас ты закроешь глазки, а потом по команде их откроешь и скажешь, что изменилось».
Изменения можно вносить в интерьер (переставить дорожные сумки и чемоданы в другое место), в собственную внешность (например, заплести косичку или сделать хвостик, надеть солнцезащитные очки).
Проверьте, насколько внимателен ваш ребёнок. А потом предложите ему проверить, насколько внимательны вы сами.
❀ Игра способствует развитию зрительной памяти, внимательности и умения анализировать, расширяет кругозор.
Вежливому человеку живётся легче и веселее. Его все уважают и ценят.
Проверьте, умеете ли вы говорить комплименты и умеет ли это делать ваш ребёнок.
В эту игру можно играть вдвоём или большой компанией. В компании веселее!
Каждый по очереди садится на «почётное» место за столиком у окна.
И все стараются сказать ему что-то приятное. За самый лучший комплимент — приз.
Помните, ребёнок внимательно наблюдает за вами, и для него пока существует единственный критерий нормы — ваш пример. Ссылаясь на него, он будет моделировать своё поведение не только дома.
❀ Игра развивает речь малыша, обогащает его словарный запас, учит хорошим манерам, умению общаться.
Маленькие пальчиковые уроки приносят ребёнку удовольствие, дают возможность получить новые знания об окружающем мире. Расскажите малышу, что насекомые живые — их нельзя обижать, но ими можно любоваться. Придумайте и покажите пальчиковую сценку о божьей коровке.
Маленький жучок здоровается с божьей коровкой: «Ж-ж-ж!» Сожмите все десять пальцев в один большой кулак, а теперь указательные, средние и безымянные пальцы разведите в стороны — это лапки жука, сначала сами пересчитайте их, а затем попросите это сделать малыша. Сколько у него получилось?
Не торопите ребёнка с ответом, пусть подумает хорошенько. Не стоит делать за своего малыша то, что он может сделать сам.
❀ Пальчиковые игры развлекают малыша, способствуют развитию речи, эмоционального интеллекта, координации движений.
Ну-ка, малыш, вспоминай — что мы положили в чемодан? Ребёнок с радостью включился в игру, он уверен, что мама придумала что-то интересненькое.
Давай, малыш, называть-перечислять, что же мы привезём в своём чемодане! Говорите: «Мы едем в быстром поезде — мама, папа и малыш. А в своём чемодане мы везём... (например, зубную пасту и мыло)». Теперь пусть малыш повторит всю фразу, а к ней добавит ещё одно слово. Например: «Мы едем в быстром поезде — мама, папа и малыш. А в своём чемодане мы везём зубную пасту, мыло и полотенце». Дальше вы повторяете то же самое и добавляете ещё одну вещь. Постепенно ваше предложение станет длинным-длинным.
Чтобы было ещё интересней, откройте ваш чемодан и по очереди доставайте сложенные в него вещи и называйте их. А можно всё-всё нарисовать на альбомных листах и устроить дорожную выставку.
❀ Игра развивает речь, внимание, память, логику, расширяет кругозор.
Почаще предлагайте ребёнку гимнастику для детских ладошек. Ведь пальчики малыша должны быть очень ловкими! Начните с пальчиковой сказки:
С ветки на ветку по лесу скачет белка...
Сожмите правую руку в кулак, указательный палец и мизинец поднимите вверх и немного согните — вот какая симпатичная получилась мордочка у белочки. Левую руку просто сожмите в кулак — это еловая шишка. Соедините руки вместе — белка грызёт шишку.
Попросите малыша тоже показать вам белочку. И помните, что интерес к игре легко погасить не только принуждением или чрезмерной настойчивостью, но и надоедливым повторением.
Заканчивайте игру, как только малыш выкажет первый признак потери интереса.
❀ Забавные сценки при помощи пальчиков развивают речь, мелкую моторику, согласованность движений рук.
Для спокойствия и позитивного настроя малыша необходимо и в дороге не забывать повторять привычные для ребёнка ежедневные ритуалы. Спросите его, что мамы поют малышам, когда укладывают их спать. Конечно, колыбельную. Попросите малыша самого спеть свою любимую колыбельную песенку для куклы. Вы тоже подпевайте:
Люли, люли, люли, люли,
Дети все давно уснули,
Одна куколка не спит
И в окошечко глядит.
Баю-баю-бай,
Кукла, засыпай,
Ходит Сон по лавочке
В красненькой рубашечке.
А Сониха — по другой,
Сарафанец голубой.
Они вместе идут,
Дрёму куколке несут.
❀ Игра позволяет ребёнку почувствовать себя взрослым, дисциплинирует, устанавливает близкий контакт между ребёнком и мамой.
Вы летите за границу? Расскажите ребёнку о других странах и о том, на каких языках там разговаривают. Попробуйте сказать малышу на разных языках хотя бы одно слово. Пусть это будет слово «привет»:
хэллоу — на английском;
бонжур — на французском;
чао — на итальянском;
ола — на испанском;
моси — на японском;
язу — на греческом;
шалом — на иврите.
Вы удивитесь, насколько быстро малыш запомнит эти незнакомые звуки. Ваши маленькие дорожные уроки помогут ему в будущем при изучении любого из этих языков. Вы можете рассказывать малышу сказки и истории, герои которых иногда используют иностранную речь. Постепенно у малыша накопится небольшой запас иностранных слов.
❀ Такие занятия расширяют кругозор малыша, тренируют артикуляционный аппарат.
Часто во время полёта у деток случаются беспричинные приступы страха. Может быть, и ваш малыш иногда чего-то побаивается?
С этим можно справиться с помощью игры. Расскажите малышу стихотворение с каким-нибудь страшным, но в то же время смешным персонажем. Стишок может быть такой:
Бармалейчик Бармалейкин
Боты поливал из лейки,
Из газеты дом сложил,
В доме по небу кружил...
И всё сначала! Вы можете смастерить из ткани и ниток нечто, похожее на Барма- лейчика Бармалейкина.
Малыш тут же развеселится, увидев страшного — и одновременно совсем не страшного — персонажа, почувствует себя уверенно и перестанет бояться.
❀ Игра помогает освободиться от детских страхов и поднимает малышу настроение.
Такие весёлые тренировки помогут юному спортсмену научиться управлять собственным телом, а ещё — научат быть внимательным.
Развеселите малыша: «Помнишь, где у тебя голова?» — «Да!» — «Тогда положи руки на голову. Так, замечательно! Теперь на плечи. Отлично! И на колени. Молодец!»
Выполняйте все движения вместе с ребёнком. Голова — плечи — колени!
А сейчас пусть малыш будет внимателен: говорите одно, а показывайте совсем другое. Беритесь руками за голову и говорите при этом: «Колени!» и т. д.
Пусть малыш попробует не сбиться! Меняйтесь ролями, теперь ребёнок сам будет ведущим.
Это очень увлекательная игра, а значит, малышу захочется играть в неё снова и снова. Не отказывайте ему в этом удовольствии — соревнуйтесь с ним почаще!
❀ Игра развивает быстроту реакции, ориентировку в пространстве и поднимает настроение.
Ваш малыш постоянно фантазирует, создавая свой мир, переносит сказочные сюжеты в свою жизнь. Примите участие в этих приключениях, превратите их в познавательную игру: начинайте сказочное предложение, а ребёнок пусть его продолжит. Так малыш между делом увидит примеры правильного поведения в обществе, будет моделировать поведение персонажей, которые в его воображаемом мире общаются, дружат, играют, помогают друг другу. Как могут начинаться сказочные фразы?
В самый неожиданный момент дракончик уснул, потому что...
Летающая тарелка с манной кашей вышла в открытый космос, и тут...
Королевский пирог не проходил в двери, и повару пришлось...
Динозаврик вылупился из яйца и решил поискать вокруг...
Предложения могут быть как самые обычные, так и шуточные — всё зависит от вашей фантазии.
❀ Игра развивает воображение, фантазию и речевое творчество малыша.
Сочиняя в дороге новые развлечения, всегда продумывайте, на что обратить внимание ребёнка, как заинтересовать его, какие игрушки могут «принять участие» в ваших играх.
Расскажите о собачке-ищейке, которая умеет брать след. Говорите за собачку низким хриплым голосом: «Привет, малыш! Хочешь попробовать себя в роли детектива? Тебе предстоит пройти увлекательные испытания!»
Правила для вашего юного сыщика очень просты. Возьмите любое слово и «расшифруйте» его, то есть придумайте предложение, первое слово в котором начинается с первой буквы выбранного слова, второе — со второй и т. д. Например, слово «суслик» расшифровывается так:
Солнечным Утром Сосновый Лес
Исключительно Красив.
Конечно, чем старше ребёнок, тем сложнее будет задание.
❀ Игра развивает речь, логику, внимание, творческое воображение.
Возьмите в дорогу пакет с лоскутками разной формы. У каждого лоскутка должна быть пара. Покажите малышу три пары лоскутков, наиболее контрастных по текстуре (например, шёлк, мех и джинсовая ткань), затем перемешайте их и попросите ребёнка найти пару каждому лоскутку.
Чтобы облегчить задачу, предложите малышу пощупать каждый лоскуток. Когда ребёнок поймёт смысл упражнения, можете добавить другие ткани. Позже малыш научится играть даже с завязанными глазами.
Если игра ребёнку понравилась, предложите ему подбирать сочетающиеся лоскутки, составляя разные по фактуре и цвету комбинации.
Кто знает, может, благодаря такому упражнению в вашем ребёнке откроется талант дизайнера или модельера?
❀ Игра развивает сенсорное восприятие, мелкую моторику.
На просторах Всемирной сети можно найти очень много самых разных звуков: и уханье совы, и крик верблюда, и морской прибой, и колокольный перезвон, и скрежет тормозов, и хруст снега, и хрумканье морковкой, и звук бьющегося стекла, и стук дождя.
Запишите на диск коллекцию всевозможных звуков и включайте их во время путешествия. Просите маленького эксперта определить — что может означать тот или иной звук.
Особенно интересной игра становится в тот момент, когда малыш пускает в ход своё воображение. Возможно, вы услышите от него не «скрипнула открывающаяся дверь», а, например, «большой-пребольшой циклоп распахнул каменные ворота, чтобы впустить в крепость Кота в сапогах».
❀ Игра развивает слуховое восприятие, воображение, внимание, память, речь, чувство юмора, расширяет кругозор, поднимает настроение.
А вот сразу несколько хороших устных игр. Вы начинаете, малыш — продолжает. А можно — наоборот.
Ручеёк журчит, плещется...
Травка зеленеет, растёт...
Дождь идёт, капает...
Облака летят, плывут...
Придумайте животных, а малыш пусть назовёт, какое общее действие они совершают:
И змейка, и улитка... (ползают).
И мышонок, и цыплёнок... (пищат).
И бычок, и барашек... (бодаются).
Вопросов и ответов для этих игр можно придумать сколько угодно.
❀ Игры со словами развивают речь, расширяют кругозор.
Выводить воображаемые буквы в воздухе — это основное задание игры, которое постепенно усложняется, а потом дополняется различными вопросами. Например: сможет ли ребёнок вывести в воздухе ваше имя, а своё, а свою фамилию?
В качестве награды за старания вовсе не обязательно использовать сласти или что-нибудь материальное. Например, мама может крепко-крепко, звонко-звонко поцеловать малыша, погладить его по головке, назвать как-нибудь ласково.
Вы не представляете, сколько радости такие награды приносят малышу!
❀ Игра развивает речь, воображение, мелкую моторику, память, совершенствует графические навыки.
Конкурс пантомимы подойдёт для обратного пути — когда отдых подошёл к концу, зато у малыша масса новых впечатлений.
Итак, спрашивайте: «Где вы были? Что вы видели?» Теперь очередь ребёнка отвечать: «Что мы видели — не скажем, а что делали — покажем!» Пусть начинает изображать какое-нибудь действие: собирает цветы и плетёт венок, ловит бабочку, плавает, загорает, ест эскимо, играет на музыкальных инструментах, засыпает, переодевается и т. д.
Попробуйте отгадать, что показывает маленький артист.
❀ Игра развивает фантазию, умение общаться, координацию движений, пластичность, артистические способности.
Малышу очень нравится разглядывать животных на картинках, он с удовольствием слушает, когда ему читают потешки-прибаутки про зверей и птиц, знакомят с домашними и дикими животными, показывают и рассказывают пальчиковые истории.
Повстречались два барашка на мосту.
«Бе-е-е!» — сказал белый баран.
Сожмите правую ручку в кулак. Указательный палец и мизинец выставите вперёд и изогните.
«Бе-е-е!» — ответил чёрный баран.
Теперь сожмите левую ручку в кулак. Указательный палец и мизинец выставите вперёд и изогните.
Не захотели барашки уступать друг другу дорогу.
«Бодайтесь» кулачком о кулачок.
❀ Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, речевые навыки.
В пути с малышом происходит так много интересных событий, и у него всегда есть потребность поделиться новыми впечатлениями — а ведь для этого нужно знать много-много слов. Придумывайте для ребёнка новые развивающие задания, и сами увидите, как красиво и грамотно он выражает свои мысли. Пусть ребёнок называет по пять предметов, которые сделаны:
из дерева (карандаш, книга, матрёшка, стул, спички);
из стекла (ваза, лампочка, банка, дверь, витрина);
из металла (ложка, ключ, замок, монета, гвоздь).
❀ Игра расширяет кругозор, развивает речь, фантазию, воображение, стимулирует познавательный интерес.
Ребёнок быстрее запоминает и усваивает новую информацию между делом — в игре, на прогулке, в пути. На наглядном примере того, что окружает малыша в транспорте, предлагайте ему задания на выполнение предметных действий: выделение цвета, формы, величины предметов, сравнение и группировку по различным признакам. Перечисляйте предметы, а ребёнок пусть подбирает обобщающее слово.
Сарафан, шорты, рубашка, жилет...
Миска, кастрюля, ваза, супница...
Линейка, ластик, фломастер, циркуль...
Ива, берёза, сосна, каштан...
Корова, коза, собака, лошадь...
Для того чтобы игра не наскучила, каждый раз предлагайте для обсуждения новые темы.
❀ Игра совершенствует речь малыша, развивает его интеллект, расширяет кругозор.
Не секрет, что психологические особенности дошколят таковы, что интерес, легко возникая, так же легко и угасает — особенно если успеха в игре не удаётся достигнуть сразу. Поэтому на первых порах давайте ребёнку маленькие подсказки: берите в руки предмет-отгадку и озвучивайте первый слог:
БА — банан, батон, барабан...
МО — монета, молоко...
КО — коса, колесо, ковёр...
ЛИ — лицо, лиса, лимон...
И не требуйте от малыша большего, чем он в состоянии сделать. Всему своё время, и он ещё не раз удивит вас — не нужно его торопить.
❀ Игра способствует развитию речи, внимательности, сообразительности.
Рассказывайте ребёнку о словах-близнецах и называйте разные предметы, которые обозначаются одним и тем же словом. Придумывайте «хитрые» вопросы о таких словах. Если ребёнку потребуется подсказка, начните постепенно описывать свойства этих предметов. Вопросы могут быть такими:
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую соль не кладут в суп?
Из каких ноготков нельзя собрать букет?
В каких лесах нельзя заблудиться?
Из какого крана не льётся вода?
Какой лук не кладут в суп?
По какому мостику нельзя перейти через речку?
Какой журавль никогда не летает?
Какой губкой нельзя мыться?
Какой кистью не выкрасишь стену?
Какой лопаткой не вскопаешь грядку?
На какое-то время малышу будет чем заняться в дороге.
❀ Благодаря таким викторинам у ребёнка разовьётся фантазия, сформируется словарный запас и обогатится речь.
Ваш малыш очень любит всё разглядывать, сравнивать картинки или предметы, которые окружают его в дороге, и задавать вам море вопросов, правда? Значит, эта игра ему понравится.
Перечисляйте названия предметов, например: кукла, мишка, тарелка, кубик. Потом спрашивайте: «Что лишнее и почему?» Малыш догадался? Правильно, тарелка — это посуда, а все остальные предметы — игрушки.
У этой игры множество вариантов. Время от времени предлагайте ребёнку подобные тренировки внимания. Периодически меняйтесь ролями — пусть маленький всезнайка устраивает экзамены и для вас. Детская логика непостижима!
❀ Игра развивает познавательные навыки, логическое мышление, внимание, память и воображение.
Самый простой способ удовлетворить детское любопытство и между делом познакомить малыша с окружающим миром — игра в ассоциации. Подбирайте слова, подходящие друг другу по смыслу, ищите ответы вместе с ребёнком, объясняя непонятное, приучая смотреть на вещи с неожиданной стороны. А это непросто! Чтобы сообразить, какие два предмета могут составить пару, нужно быть наблюдательным, уметь сравнивать, логически рассуждать, обладать широким кругозором, памятью. Начните с простых вариантов:
Корзинка — грибы.
Снеговик — зима.
Мёд — пчёлы.
Лошадка — подкова.
Пробуйте вместе с малышом решить несложные логические задачи — вокруг их бесконечное множество. Важно не просто соединить два предмета в логическую цепочку, но и постараться объяснить свой выбор.
❀ С подбора интересных и порой неожиданных ассоциаций начинается развитие воображения, способности к творчеству.
Автор: Валентина Геннадьевна Дмитриева
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие слухового восприятия у дошкольников 5-7 лет
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду
А # 25 ноября 2023 в 16:51 0 |
Большое спасибо! Интересные игры, попробуем поиграть |